Подросток-партизан и неостановимый летчик. Рассказываем о минчанах — героях Великой Отечественной
В новом проекте «Минчане-победители» корреспондент агентства «Минск-Новости» расскажет об участниках Великой Отечественной, которые родились в столице Беларуси.
Леонид Окунь

Родился 29 декабря 1929 года. Жил в доме на ул. Островского, ныне Раковской. Там прошли 11 лет его беззаботного детства. Летом 1941-го он окончил 5-й класс школы № 1 и 22 июня ждал открытия Комсомольского озера. Но грянула война…
Уйти из горящего Минска семья не смогла и оказалась в гетто. Мать сделала все возможное, чтобы сын сумел выбраться оттуда. Волей случая Лёня стал юным народным мстителем. Был проводником и разведчиком партизанского отряда Зорина. Вывел из Минского гетто в партизаны более 50 человек.
Однажды в 1944 году вызвался сопровождать советских фронтовых разведчиков, заброшенных в белорусские леса. Вместе перешли линию фронта. Уговорил офицеров оставить себя в полку. Так Лёня Окунь стал фронтовиком. Он не боялся боя. Мстил оккупантам за маму, сестру, тетю, дядю… За всю семью, уничтоженную в Минском гетто.
Несмотря на юный возраст, Лёня Окунь совершил немало подвигов и стал самым молодым участником войны, удостоенным двух орденов Славы!
Юлий Лянда

Родился 29 марта 1892 года в семье врача. Однако решил лечить не людей, а животных. Окончил ветеринарный факультет Варшавской высшей школы сельского хозяйства.
Участник Первой мировой и Гражданской войн, Юлий Авраамович возглавил военно-ветеринарную службу Ленинградского военного округа, а в период Великой Отечественной — Ленинградского фронта.
В тяжелейшие 1941-й и 1942-й ему удалось сохранить максимум лошадей фронта. По его инициативе проводили изыскание кормов и их заменителей, составляли спецрецептуры комбикорма. Ведь голодали в то тяжелейшее время блокады не только люди.
Невозможно оценить вклад нашего земляка в прорыв блокады Ленинграда зимой 1943 года. Стали прибывать лошади с других фронтов. Многие из них были больны чесоткой. В кратчайшие сроки оборудовали 52 походные окуривательные камеры. Больных лошадей удалось быстро вылечить, и они участвовали в боях по прорыву блокады. Ветврачи вернули в строй многих коней, которых Советская армия отбила у гитлеровцев.
К сожалению, суровые условия блокады и напряжение Великой Отечественной не прошли бесследно. У Юлия Авраамовича стало стремительно падать зрение, и вскоре после Победы он ослеп.
Владимир Ходин

Родился 4 октября 1922-го. Как и многие ребята, в детстве мечтал о спортивной карьере. Стал заниматься футболом при «Динамо». Показал неплохие результаты и накануне войны 18-летний нападающий провел свой первый сезон на поле. Выступал за команду армейцев — Минского окружного Дома офицеров.
В Великую Отечественную первый бой принял 3 октября 1941 года, за день до 19-летия. От рядового красноармейца вырос до командира минометного взвода.
В 1943-м Владимира тяжело ранили, и врачи ампутировали ему палец. С фронта он вернулся в футбол. Даже провел сезон в минском «Динамо». Однако карьера бывшего фронтовика в мирное время быстро завершилась: пришли новые перспективные игроки. Ходин не сдался и стал арбитром. Его работу на первенстве БССР сразу заметили. Доверили судить матчи чемпионата СССР. Минчанин стал специалистом высшего класса, несколько раз входил в десятку лучших судей Советского Союза. Дважды Владимиру доверяли судить финал Кубка страны.
Михаил Каснерик

Будущий авиатор родился в 1924 году в Лошице, которая сегодня часть нашей столицы. Как и миллионы советских мальчишек, мечтал покорить небо! Тогда это была не голубая, а осязаемая мечта. В 15 лет записался в Минский аэроклуб ДОСААФ. Год упорной учебы, первый самостоятельный вылет на тихоходном биплане У-2…
21 июня 1941-го Михаил принял присягу, а на следующий день началась война. На фронт новоиспеченный пилот не попал. Он приписал себе год, о чем догадывалось руководство авиашколы. Каснерик продолжил учиться, а затем и сам начал учить. Возвращал в строй Маресьева! Того самого, ставшего прототипом героя «Повести о настоящем человеке». Учил его летать на новом истребителе Ла-5.
Долго удерживать пилота в тылу было невозможно, и его отпустили на фронт. Михаил Каснерик начал свой боевой путь подо Ржевом. И в первом же вылете сбил «мессер». Всего на его счету 84 боевых вылета и 4 сбитых самолета противника.
Продолжил службу в ВВС, а выйдя на заслуженный отдых, вернулся в Минск. Вел активную общественную деятельность, передавая память о войне подрастающим поколениям. Михаилу Каснерику хотелось бить врага в небе. Однажды он сбежал из авиашколы. Минчанина вернули и здорово отчитали. Было за что. Как наставник он подготовил более сотни летчиков, 25 из которых впоследствии стали Героями Советского Союза!