Подсказал Гайдаю, как могут выглядеть Трус, Балбес и Бывалый. Как сложилась судьба Феликса Ясюкевича
«Бриллиантовая рука», «Они сражались за Родину», «Любовь и голуби»… Как наш земляк, выжив на фронте, сумел стать соавтором десятков лент, вошедших в золотую коллекцию советского кино — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
На деревню дедушке
В первые несколько десятилетий жизни судьба Феликса Ясюкевича как две капли воды была похожа на тысячи судеб других людей, которым довелось родиться в 1923 году. Он появился на свет в деревне Веснино Верхнедвинского района Витебской области. В 1941-м ему исполнилось 18 лет. Едва успев окончить школу, был призван в ряды РККА. Сразу оказался на Западном фронте. В 1945 году 22-летний молодой человек вернулся в Витебск с орденами Отечественной войны, Красной Звезды, медалями «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». Феликс отчетливо понимал: бесчисленному количеству его ровесников не удалось перевернуть страницу военного лихолетья. На ней их жизни оборвались, а он благодаря случаю и везению остался в этом мире для неведомого до поры предназначения.
Еще в школе наш земляк обнаружил в себе способности к изобразительному искусству. Сперва не придал этому значения. В довоенной деревне было не до самовыражения. На фронте, когда находил клочок бумаги и карандаш, делал зарисовки, этюды. Такой процесс позволял забыться в минуты затишья.
Летом 1945-го Ясюкевич прочел в газете объявление о наборе студентов в Витебское художественное училище. Бравого фронтовика приняли безоговорочно. По окончании учреждения, спустя два года, его определили в оформители. Такая должность существовала в советские времена при каждом клубе и кинотеатре. Основная задача — рисовать на огромных щитах, которые потом вывешивали на фасад, рекламу фильмов. Внизу щита — расписание сеансов. Иногда Феликс просто перерисовывал официально изданный плакат ленты, лишь укрупняя его. Если же такового не имелось, до начала сеансов смотрел кино и рисовал коллаж на основе собственных впечатлений. Обыватель не задумывается: помимо актеров, режиссера и оператора, над созданием каждого фильма трудится огромная команда. Вот и Ясюкевич совершенно случайно обратил внимание, что в титрах всегда прописан художник-постановщик. В местных библиотеках он не нашел ничего об этой профессии. И тогда, можно сказать, «на деревню дедушке» он написал письмо на художественный факультет ВГИКа. Молодой человек вкратце изложил свою биографию и задал вопросы, которые легко объединить в один: «Чем в кино занимается художник-постановщик?» Ответа почти не ждал.
Создавать миры
Спустя две недели Феликс получил из Москвы пухлую бандероль от имени заведующего кафедрой живописи и рисунка Фёдора Богородского. Тот был известен по картинам с изображениями революционных матросов, каковым сам являлся в молодости. Как художник-постановщик работал над лентами. В конце 1930-х стал одним из инициаторов организации художественного факультета в институте кинематографии.
В посылке находился не учебник, а нечто более ценное: сборник впечатлений и воспоминаний художников кино разных лет. Раскрыв его, Ясюкевич не мог оторваться от повествования. Оказалось, художник в фильме — человек, организовывающий пространство кадра, предметный мир на экране, включая костюмы и декорации. В его подчинении команда костюмеров, реквизиторов, строителей, гримеров. В павильонах он воссоздает кварталы городов прежних веков с оглядкой на особенности освещения, марку пленки, объективов, камер. А еще выбирает по всей стране съемочные объекты для каждой сцены, создает интерьеры. Например, пустыню Каракумы в Средней Азии может превратить в американские прерии… Все это с учетом бюджета ленты, компромисса с режиссером, договоренности с оператором. Вероятно, излишне самоуверенно, но Феликс подумал: он остался в живых, чтобы сотворить собственные миры.
Редкий диапазон
В 1954-м Ясюкевич окончил художественный факультет ВГИКа. Три года поработав ассистентом, в 1957-м начал карьеру художника-постановщика.
Первые фильмы вернули молодого специалиста в военное прошлое. Правда, в необычном ракурсе. В них рассказывалось то, о чем недавно не шептались даже на кухнях. В картине «Трое вышли из леса» (1958) сразу после ухода бойцов на задание партизанский отряд уничтожают каратели. По окончании войны органы госбезопасности обвиняют их в предательстве. Им с трудом удается доказать невиновность. В ленте «Солнце светит всем» (1959) сержант Корень, не желая погибать, бросает свой расчет, обрекая его на смерть, и бежит с поля боя. Рядовой Савельев разворачивает орудие и уничтожает фашистский танк, при этом получает тяжелое ранение. После войны он приходит в школу работать учителем истории, где выясняется: директор учебного заведения — тот самый трус, бывший сержант Корень. Такое снимали только на заре оттепели. Феликсу Ивановичу не приходилось изобретать что-то новое. Как фронтовик он по памяти воспроизводил военную обстановку на площадке. Гордился, что участвует в создании фильмов без однобокой бравады. Ему ли не знать, что война была разной.
По свидетельствам очевидцев, именно Ясюкевич подсказал Гайдаю, как могут выглядеть Трус, Балбес и Бывалый на съемках новеллы «Пес Барбос и необычный кросс» в альманахе «Совершенно серьезно» (1961).
Наш земляк приложил руку к созданию бренда. Не зря он стал художником-постановщиком пяти хитов Леонида Гайдая — от «Бриллиантовой руки» (1968) до «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди» (1992).
Поражает диапазон Феликса Ивановича. Художники-постановщики в кино часто группируются по темам, наиболее близким для них. Одни предпочитают работать с картинами о войне, другие проницательнее в возведении декораций для экранизации классики. Ясюкевич же был «всеядным» и успешным во всех жанрах. Например, в 1973-м он создал художественную атмосферу в фантастической ленте «Эта веселая планета». Пришельцы с альфы Центавра прилетают на Землю и попадают на празднование Нового года в клубе одного из советских НИИ в Академгородке. А в 1974-м он уже художник-постановщик сложнейшего кинополотна «Они сражались за Родину» Сергея Бондарчука. Почти сразу после этого Феликс Иванович нашел визуальное решение картины «Табор уходит в небо», раскрывающей непростую цыганскую тему. Позже сотворил очаровательное село и удивительные локации в комедии «Любовь и голуби». Наш земляк как художник-постановщик участвовал в создании свыше 40 лент. Прожил долго — 88 лет. Его фильмография оборвалась после развала СССР. Последние два десятилетия в судьбе Ясюкевича вновь типичны для поколения — мизерная пенсия, одиночество, забвение…
Читайте также:
Ценил сам Уолт Дисней. Мультфильмы уроженца Минска демонстрировались в США как наглядное пособие
Роковая красотка с несчастной судьбой. Вспоминаем советскую актрису Светлану Светличную
Стеснялся прессы, был Героем Соцтруда. Рассказываем об одном из первых почетных граждан Минска