ПОДВИГ ПОБЕДИТЕЛЕЙ. Как белорусский летчик Алексей Семенков доставил в Москву мир
В этом выпуске мы ознакомим вас с материалом белорусского ветерана гражданской авиации и журналистики Виктора Телякова о белорусском летчике Алексее Ивановиче Семенкове, который доставил в столицу СССР Акт о капитуляции Германии.
Путь пилота
Алексей Иванович Семенков родился 16 марта 1915 года в деревне Гурки Городокского района Витебской области. Парень с детства мечтал о небе. Когда над деревней пролетали легкокрылые самолеты, почти касаясь верхушек деревьев и соломенных крыш небольших крестьянских домов, его желание стать пилотом становилось еще сильнее. Окончив семилетнюю школу, он поехал в Ленинград, где после окончания рабочего факультета начал трудиться на заводе «Красный Октябрь». Вскоре мечту удалось претворить в жизнь. По путевке комсомола его приняли в Тамбовскую летную школу гражданского воздушного флота. Успешное завершение учебы дало ему право остаться в той же школе в роли пилота-инструктора.
Перед началом войны Семенков был командиром по тем временам довольно крупного самолета Ли-2 Московской авиагруппы особого назначения. Среди частей и соединений советской авиации, отличившихся во время Великой Отечественной, достойное место занимала именно эта группа, преобразованная в конце 1942 года в 1-ю транспортную авиадивизию Гражданского воздушного флота.
Алексей Иванович, участвуя в боевых действиях в составе этой дивизии с первых до последних дней, прошел от Москвы до Берлина. Ему едва исполнилось 25 лет, когда на второй день войны он был назначен командиром перекрашенного в военный зеленый цвет пассажирского Ли-2. Спустя три года Великой Отечественной Семенков уже командовал отдельным авиаполком, которому поручали самые ответственные задания.
Под огнем
Летчик отмечал, что из сотни боевых вылетов, пережитых за четыре года войны, трудно какой-то из них выделить или противопоставить остальным. И все-таки два полета Алексею Ивановичу запомнились больше других.
Первый состоялся в начале 1942 года. Тогда на аэродроме Грабцево под Калугой собрали несколько десятков тяжелых транспортных самолетов, чтобы десантировать в тыл врага воинов-парашютистов. Для обеспечения успеха предстоящего ответственного задания на разведку района высадки вылетел экипаж, возглавляемый Алексеем Семенковым. Как только крылатая машина оказалась над целью, командир отдал приказ: «Включить фары!» Рисковали не зря. Цель — засечь огневые точки противника. Через некоторое время все самолеты взяли курс в тыл противника, точно зная, что ждет впереди. Благодаря мужеству экипажа операция по десантированию прошла успешно и без потерь.
Второй памятный полет случился в мае 1942-го. О нем лучше всего рассказывает обычное фронтовое донесение: «В ночь с 18 на 19 мая сего года с точки «Хвойная» для выполнения боевого задания вылетел самолет ПС-84-3475 в составе экипажа: командир корабля Семенков А. И., второй пилот Осипян А. А., бортмеханик-инженер Кривенчук М. Ф., бортрадист Фомин П. Я., бортстрелок Пронягин А. М. Кроме того, на борту находились два лица, сопровождавшие груз. При прохождении линии фронта, после выполнения задания, самолет подвергся интенсивному обстрелу зенитной артиллерии противника. В результате часть экипажа получила ранения. Командир корабля Семенков был ранен в правую руку и лицо, второй пилот Осипян получил тяжелые ранения головы. Материальная часть самолета также получила серьезные повреждения… Отмечается исключительное мужество командира корабля, который, несмотря на полученные ранения, благополучно довел до базы и посадил ночью поврежденный самолет».
Родная земля
Всего за войну Алексей Иванович совершил свыше 500 боевых вылетов, из которых 300 — за линию фронта. Особой страницей в его героическом пути по огненному небу войны стали 150 вылетов к партизанам в родную Беларусь.
Однажды экипаж Семенкова должен был осуществить очередной полет на территорию, подконтрольную Минскому партизанскому соединению.
В ту ночь погода не благоволила авиаторам. Дул сильный порывистый ветер. Грозовые облака начали закрывать небо над аэродромом, с которого предстояло вылетать. То и дело раздавались оглушительные раскаты грома.
Алексей Иванович внимательно изучил метеосводку и дал команду вылетать, решив обойти грозу стороной. Это едва не стоило жизни всему экипажу. Помимо того, что природа явно не хотела давать крылатой машине дорогу в небо, на пути оказались многочисленные зенитки врага. Однако полет в расположение партизан, которыми командовал известный Василий Козлов, продолжался.
Летчиков ждали с нетерпением. Помощь с Большой земли для отрядов народных мстителей была крайне необходима. На борту самолета находились оружие и боеприпасы. Определив расположение сигнальных костров, умело пилотируемая авиамашина произвела посадку на небольшом участке лесной поляны. Задание было выполнено успешно.
Возвращались с Победой
Авиаполк, которым командовал Алексей Семенков, успешно выполнял боевые задачи при освобождении Польши, Болгарии, Румынии и Чехословакии. Подразделение особо отличилось в операции по освобождению Крыма. Одним из приказов Верховного Главнокомандующего полку присвоили наименование «Севастопольский».
Но главный полет в жизни Семенкова состоялся ночью 9 мая 1945 года.
Утром 8 мая 1945-го с Центрального аэродрома Москвы на Берлин вылетел экипаж Ли-2 под его командованием. Война еще продолжалась. В отдельных районах остатки фашистских войск оказывали ожесточенное сопротивление, не веря в свое поражение. Подлетая к Берлину, экипаж был взят в плотное кольцо краснозвездных истребителей, которые сопровождали его до самой посадки на аэродроме Темпельхоф. Незадолго до этого, делая круг над столицей Германии, самолет начал снижаться вблизи поверженного Рейхстага, над куполом которого уже гордо реяло победное знамя.
В тот же день в Берлин прибыли представители союзников. Экипажу Семенкова приказали никуда не отлучаться и держать самолет в полной готовности к вылету. Долгожданная команда «На вылет!» пришла в час-два ночи 9 мая 1945 года. Подъехали несколько машин. Вышедший из одной из них старший офицер штаба сообщил, что война окончена, поздравил всех с Победой и передал Алексею Ивановичу пакет. В нем находились Акт о безоговорочной капитуляции Германии и несколько фотографий для московских газет. Все это требовалось как можно скорее доставить в столицу СССР. Самолет уверенно поднялся в небо и взял курс на Москву.
В майской безоблачной синеве неба постепенно гасли звезды. Начало светать. Небо впереди стало малиновым, затем желтым. Лучи солнца озарили кабину. В ту же секунду в наушниках послышались знакомые позывные «Широка страна моя родная», а вслед за ними — торжественный голос Юрия Левитана: «8 мая 1945 года в Берлине представителями Германского верховного командования подписан Акт о безоговорочной капитуляции вооруженных сил. Великая Отечественная война, которую вел советский народ против немецко-фашистских захватчиков, победоносно завершена, Германия полностью разгромлена…»
У командира сжалось сердце, на его глазах появились слезы. Алексей Иванович видел, что и другие члены экипажа не скрывали чувств и тоже плакали. Их самолет вез в Москву мир! Они приближались к столице, пролетая над искалеченной, но уже мирной землей. Впереди на востоке вставало солнце, чистое, яркое, которое несло свет и радость всем народам.
Утром 9 мая исторический груз был доставлен, а члены экипажа попали в объятия встречающих друзей, которые с возгласами «Победа!» долго качали их в воздухе.
Освободившись из объятий, Алексей Иванович отошел в сторону и с волнением смотрел на ликующих. Перед его глазами, словно вспышки молний, один за другим появлялись эпизоды событий только что закончившейся страшной войны.
Справочно
Виктор Андреевич Теляков родился в городе Новозыбкове Брянской области, где размещался полк дальней бомбардировочной авиации. Член Союза писателей Беларуси и член Белорусского союза журналистов. В 1953 году после окончания школы поступил в авиационное училище. Готовился быть начальником связи авиационных эскадрилий. В 1956-м получил назначение в Минск. В 1958 году стал трудиться бортовым радистом-испытателем на авиаремонтном заводе № 407 гражданской авиации. Совмещал работу с учебой. Окончил вечернее отделение факультета журналистики БГУ и часто публиковался в газетах и журналах, выступал на радио. Рассказывал о жизни авиаремонтного завода, знаменитых авиаторах. Написал и издал книги «И снова в полет», «Дорога в небо», «Сквозь облака и годы», «Курс — партизанские костры», «Крылья крепнут на земле». Служил и работал в авиации более 50 лет.