Поговорить с Чеховым и встретить газетчика. Как минчане могли попасть в город начала ХХ века
Площадка «Минск губернский» работала в Троицком предместье и Верхнем городе 14 сентября. С какими представителями исчезающих профессий можно было пообщаться и почему черепа не атрибутика современности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Долой стереотипы!
Попадая в Верхний город, минчане переносились в конец ⅩⅨ — начало ХХ века. Там были и представители исчезающих профессий — чистильщик обуви, газетчик, цветочница, и живые скульптуры, и ожившая картина…
— Чистильщик — сложная профессия. Весь день приходится сидеть в согнутом положении, — отметил Никита Дроздов.
— Раньше представитель этой профессии знал все городские новости. А вы о чем разговариваете с клиентами?
— Рассказываю, какие типы кожи существуют, какую обувь лучше носить на официальные приемы, какую — использовать в повседневной жизни.
Н. Дроздов актер Республиканского театра белорусской драматургии драматического театра. В его распоряжении: прозрачный крем, два вида щеточек: одна с грубой щетиной, другая — помягче, ветошь. Одежду работнику шили на заказ, специально для этого праздника.
Еще один яркий персонаж — газетчик. Еще тот шутник. За ним пришлось побегать.
— Вам нравится работа?
— Люблю делиться новостями. Правда, они не всегда хорошие…
Все с любопытством рассматривают костюмы, фотографируются возле ожившей картины. Можно почувствовать себя частью этого созданного мира.
Чтобы узнать о моде прошлого века, корреспондент обратилась к создательницам исторических клубов: психологу Наталье Оралиной и дизайнеру униформы Первой и Второй мировых войн Наталье Захаровой. Они изучают фотографии, модные журналы, читают много исторической литературы.
— История — мой хлеб. Уже 20 лет занимаюсь реконструкцией. Создаю одежду для кино, музеев, для себя. Поэтому на реальную жизнь смотрю через призму прошлого. По-другому воспринимаю исторические фильмы, их быт, одежду, — отметила Н. Захарова из исторического клуба «Медведицы».
Внимание привлек черный ридикюль с черепами, который держала дизайнер.
— Считается, что черепа — атрибутика современности. Это неверно. Во многих знаменьях и эмблемах это символ бессмертия, — пояснила Н. Захарова. — Важно много читать, изучать историю, чтобы не мыслить стереотипами. Приведу еще один пример. Змеиный принт, как правило, у нас ассоциируется с вульгарностью. Но на самом деле раньше этот его использовали в обуви, сумках, ремнях…
На Н. Оралиной, создательнице клуба «Четвертый кавалерийский семейный клуб», — шляпа с длинным пером, блуза из батиста, белые кружевные перчатки.
— Интерес к реконструкции прошлого возник после того, как моя дочь в старших классах написала реферат про Первую мировую войну, — рассказала Н. Оралина. — Во-первых, это безумно интересно. Во-вторых, расширяет кругозор. Мне всегда хочется знать больше о Родине.
Не осталась без внимания и цветочница Юлия. К ней подошла дама и заказала букет. Девушка быстро создала его из циний, хризантем, астр, очитка. На самом деле Юлия флорист.
— Если флористикой серьезно заниматься, то деньги будут. Осень — время сухоцветов, зимой заказывают венки для декора дома, весной – Пасха… Каждый сезон интересен по-своему. Даже просто приятно, когда в вазе стоит свежий букет цветов! — отметила она.
Троицкое: наедине с Чеховым
В Троицком было поспокойнее. На поляне перед магазином «Вянок» стояло несколько столиков. За одним из них, попивая чай из чашечек немецкого сервиза «Мадонна», беседовали Александр Пушкин, Антон Чехов и Михаил Лермонтов. За нами наблюдал Янка Купала и что-то записывал.
Многие гости только фотографировались с творческой элитой. Как много горожане и туристы упустили, ведь можно было и поговорить.
Итак, кто такой Антон Чехов на самом деле? У него очень говорящая фамилия — Вагнер. Кстати, Алекс Вагнер живет в Беларуси, но по национальности немец. Может, его дальний родственник композитор и дирижер Рихард Вагнер? Кто знает?..
— Туристы из России, Китая подходят сфотографироваться, некоторые стесняются и просто наблюдают. Рад, когда узнают авторов, помнят их творческую деятельность, присоединяются к нашему литературному клубу и могут поддержать тему, — отметил актер «Театра на Немиге» А. Вагнер.
Вдоль Свислочи растянулись ряды с изделиями ремесленников: украшения, хенд-мэйд работы из дерева, бисера, соломки, есть и сладости. Представлены интересные деревянные фигурки рыбы и петух. Продавец оказался не очень разговорчивым. Ремесленник занимается резьбой по дереву 40 лет и по произведениям видно, сколько души вложено в каждую работу.
Внимание привлекают и кованые украшения (браслеты, кольца, серьги, броши) с камнями. Будто бы из Средневековья! Много ли ценителей?
— Очередь не стоит, но на хлеб с маслом хватает. Заняли свою нишу, постепенно создаем новые украшения, сами придумываем дизайн. Подвеска в виде спирали — один из древнейших солярных символов, — рассказал ремесленник.
Одна из покупательниц уверяла, что камни имеют силу. Чтобы выбрать подходящий, необходимо провести рукой над каждым до покалывания в ладони. Этот и следует брать. К слову, необычные браслеты без камня стоят 200 рублей, а с камнем — 500.
Минчане и гости столицы остались в восторге от возможности погрузиться в прошлое.
Фото Сергея Лукашова
Смотрите также: