Покорил небо и сцену. За какие подвиги и курьезы запомнили летчика-истребителя Николая Шутта
Гроза немецких асов летчик-истребитель Николай Шутт после войны ставил музыкальные спектакли в клубе деревни Пуховичи под Минском. За какие выходки и подвиги запомнили Героя Советского Союза — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Увлекся — и полетел
Весна 1945 года. Германия. 203-я истребительная авиадивизия только прибыла на аэродром Финстервальде. Начали обустраиваться. Связисты монтировали свою технику. На командном пункте раскладывали папки, карты. Вдруг все услышали короткие выстрелы зенитных орудий, а потом автоматные очереди. Стреляли даже из ружей. Все побежали на край аэродрома. Увидели, как в небе ловко маневрирует и уходит от обстрела почтовый или учебный немецкий самолет неизвестной марки со свастикой на хвосте. Казалось, он не пытается улизнуть с аэродрома и набрать высоту, а, наоборот, хочет сесть. Командир понял: что-то не так. Приказал прервать прицельный огонь. Крылатая машина приземлилась и остановилась у командного пункта. Открылась кабина, и из нее вышел Герой Советского Союза Н. Шутт. Оказалось, после прибытия на новое место ас пошел осматривать стоянки фашистских самолетов. Захотел сесть в один из них и разобраться с приборами. Техника оказалась заправленной. Пилоту с азартным характером не терпелось проверить ее в деле, он забыл о пауках-свастиках на фюзеляже. Если бы не мастерское умение уходить от обстрелов, летчик не дожил бы до Победы. А так отделался очередным отстранением от полетов и последним предупреждением командира.
Будущий Герой Советского Союза родился в 1916 году в деревне Плещеницы Минской губернии. Учился в профтехшколе в Рогачёве. В Бобруйске освоил автомобиль, получил права. Поступил на рабфак при Минском мединституте. Это были своеобразные подготовительные курсы. Но поступать в вуз почему-то не стал. В 1936-м пошел трудиться на фабрику «Коммунарка». Параллельно посещал Минский аэроклуб. После призыва в Красную армию в 1938 году Шутту удалось поступить в Борисоглебскую военную авиационную школу летчиков. В 1939-м он уже участвовал в боях в районе реки Халхин-Гол. Правда, судьба словно берегла Николая для чего-то большего. Военный конфликт СССР и Японии на территории Монголии продолжался с мая по сентябрь, однако Шутт не имел ни одного столкновения с противником в небе.
Так же было в начале Великой Отечественной. Лишь в марте 1942 года над Азовским морем Николай ударил пулеметной очередью по «Юнкерсу». Самолет упал на мыс Казантип, а выпрыгнувших с парашютами нацистов накрыло волной в воде. После этого у него словно раскрылся талант совершать удивительные маневры. Например, на И-16 не было пулеметов, эти авиамашины оснащали реактивными неуправляемыми снарядами для ударов по наземным целям. Таким можно выстрелить по группе самолетов. Но в одиночные цели в небе попасть почти нереально. Нужно было дотошно вычислить упреждение, дальность пуска. Николаю удалось. Ведя бой с двумя «мессерами», решил приблизиться, приноровился и выпустил неуправляемый снаряд, да так, что прошил сразу обе крылатые машины. Генерал-лейтенант Василий Шевчук видел это своими глазами и с восторгом описывал в мемуарах.

Летчики 152-го ГИАП (1944 год). Н. К. Шутт первый слева
Будущий маршал авиации Степан Красовский вспоминал, как однажды Як-7Б Шутта преследовали немецкие истребители. Казалось, сейчас ударят в хвост. Николай резко сбросил скорость, выпустил тормозные щитки, гитлеровцы по инерции ушли вперед, и советский ас тут же зажег обоих из пулемета.
Шутт тут как тут
Правда, из-за лихости, которую Николай порой допускал в воздухе без необходимости, его долго не награждали. Например, уничтожив несколько самолетов, при возвращении с задания Шутт не садился, а проделывал в небе над аэродромом каскад фигур высшего пилотажа, трюки. Коллеги были в восторге, а вот начальство — наоборот.
Однажды под Львовом самолет аса сбили. Кто-то видел, что Шутт выпрыгнул с парашютом. Все переживали, так как он явно приземлился в местах дислокации фашистов. Командир теперь радовался тому, за что недавно ругал Николая. Дело в том, что летчик из-за жары отправлялся на задания не в форме, а в летней рубашке с коротким рукавом, на которой нарисовал пробитое стрелой сердце. Командир твердил: в таком виде можно выдать себя за гражданского, спрятав шлемофон и парашют. К вечеру на окраине аэродрома вдруг появился советский танк и, приводя в ярость офицеров, покатил по взлетке, вспахивая ее и поднимая столб пыли. Остановился, развернулся. Когда открылся люк, оттуда появилось запачканное лицо Николая. Он выскочил и картинно принял монументальную позу: мол, вот он я. «Фрицы драпали, им не до меня, а танкисты взялись меня доставить», — сказал Шутт, вызвав восторг.
Герой Советского Союза Иван Драченко рассказывал: «Попадешь, бывало, в горячую ситуацию, а Шутт тут как тут, «гвоздит» гитлеровских асов. Затем: «Работайте спокойно! Небо чистое, как слеза ангела». И поет: «Сердце красавицы склонно к измене» или «Да, я шут, я циркач, так что же?» Из-за любви к песне и позерству многие считают именно Николая Константиновича прототипом Маэстро из фильма «В бой идут одни «старики». Но это не точно.

Николай Шутт (справа)
Звезда героя
И все же летчик не был сорвиголовой. При любом крайнем риске использовал точный расчет, стратегию и тактику, сверхинтуицию. Многие описывали, как Шутт, на мгновение увидев немецкую группу истребителей в прицеле, поливал первый же огнем, потом переворачивал самолет через крыло, поджигал второй, третий…
Николая Константиновича 4 февраля 1944 года удостоили звания Героя Советского Союза. Он совершил 430 боевых вылетов, провел 104 воздушных боя. В августе — сентябре 1945-го проявлял отвагу в Советско-японской войне. После Победы стал командиром эскадрильи ВВС на Дальнем Востоке. Служил в Закавказском и Одесском военных округах. Но в 1949-м, всего в 34 года, вышел в запас в звании майора. Старые ранения давали о себе знать. Вернулся на родину. Вспомнил о любви к песне и представлениям. В деревне Пуховичи Минской области заведовал клубом, ставил музыкальные спектакли с детьми. А в 1959-м женился на смуглянке-молдаванке и уехал в Тирасполь, работал шофером. Скончался в 1977-м в 60 лет.
Еще материалы рубрики:
Удобство важнее условностей. Как кроссовки «разошлись» по всему миру
Избил Станислав Любшин, а муж едва не сжег в танке. Судьба и роли Любови Румянцевой
Как в Советском Союзе появились сезонные работники, и почему их называли рвачами
Его спас Минск: как Георгий Жжёнов вернулся в советский кинематограф после ссылки
Ностальгия по прошлому. Вспоминаем самые популярные минские магазины советских времен