Покупали «коробку с сюрпризом», а получили «кота в мешке». МАРТ начал проверку недобросовестной фирмы
На минувшей неделе мы опубликовали журналистское расследование недобросовестных продавцов, распространяющих «посылки с сюрпризом». Начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства антимонопольного регулирования и торговли Инна Гаврильчик прокомментировала корреспонденту агентства «Минск-Новости» сложившуюся ситуацию и посоветовала, как покупателю лучше поступить, если он стал жертвой обмана.
— Журналист агентства «Минск-Новости», проведя расследование, выявил ряд грубых нарушений законодательства со стороны столичной фирмы.
— На основании той информации, которую вам удалось раздобыть, можно с уверенностью сказать, что торговля ведется недобросовестным образом. Во-первых, в рекламе указывается, что речь идет о конфискованном товаре. И тут же возникает вопрос: имеет ли право данная компания его реализовывать? Согласно Указу Президента № 63, есть четкий список организаций, которые могут этим заниматься. Фирма такими полномочиями однозначно не наделена. Скорее всего, информация о конфискованном товаре — ложная.
Во-вторых, при продаже товаров, в том числе технически сложных, вступает в силу Закон «О защите прав потребителей». Продавец обязан предоставить покупателю всю необходимую и исчерпывающую информацию о реализуемом товаре на русском или белорусском языке — его наименовании, изготовителе, продавце, потребительских свойствах. В случае с техникой — это еще и гарантийный талон. Все это должно быть сделано еще до заключения договора о купле-продаже.
Что в итоге мы имеем тут? В посылке находились товары, о которых потребитель вообще ничего не знал до ее вскрытия. Т. е. самая главная информация о наименовании товара до потребителя своевременно попросту не доводилась. Это основание о расторжении договора купли-продажи согласно статье 16 Закона «О защите прав потребителей». Потребитель не только имеет право получить назад свои деньги, но и не несет расходы по пересылке товара.
— Что скажете по поводу SMS-сообщений с угрозами: дескать, не заберете посылку, будете отвечать по закону…
— Тут есть только доля правды. Во-первых, посылка хранится на почте месяц — никто не требует забирать ее в первый же день. Во-вторых, в случае, если ее не забрать, она вернется к отправителю. Но потребитель имеет полное право расторгнуть договор купли-продажи в одностороннем порядке, возместив продавцу лишь почтовые расходы. Так что бояться тут абсолютно нечего.
— Покупатель получил посылку, вскрыл ее — и понял, что такие товары ему не нужны. Содержимое посылки, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Он хочет расторгнуть сделку. Его действия?
— С учетом того, что покупатель не получил никаких характеристик товара, образно говоря, ему достался кот в мешке — значит, говорить о том, что товар надлежащего качества, мы не можем. Следовательно, сроки возврата такого товара не ограничены стандартными 14 днями. Претензии можно предъявлять в течение двух лет.
— Продавец полностью игнорирует любые обращения — как по телефону, так и в мессенджерах. Что делать в таких случаях?
— Прежде всего, необходимо направить продавцу претензию в письменном виде заказным письмом с уведомлением по юридическому адресу организации, который не так сложно найти в интернете. Пишите, что требуете расторгнуть договор и вернуть денежные средства в полном объеме в связи с непредоставлением информации о товаре.
Второе — у нас защиту прав потребителей осуществляют общественные объединения и исполнительные органы власти. В данном случае фирма зарегистрирована в Советском районе города Минска — значит, потребителю следует обратиться именно в администрацию этого района для оказания содействия в решении данного вопроса.
— Какие санкции ждут эту фирму?
— В первую очередь, мы осуществляем усиленный мониторинг сайта фирмы. Будет проведена тщательная проверка деятельности компании, и если нарушения выявят, то примем соответствующие меры. Из предоставленных фактов уже можно понять, что реклама недобросовестная. Мало того, что свои товары компания называет «конфискатом», так еще и утверждает, что в каждом десятом «боксе» покупателей ждет «крутая техника». Здесь усматривается, кроме всего прочего, проведение незаконной рекламной игры без должного контроля и соблюдения законодательства (по Указу № 51). Рекламу изучат, запросят пояснения. По итогам проверки примут решения. Виновные, разумеется, будут привлечены к административной ответственности.
Читайте также:
- Как защитить свои права, приобретая товары в интернет-магазинах? Рекомендации юриста
- Коробки с сюрпризом. Как не попасться на крючок недобросовестных продавцов
Смотрите также: