Полгода был в тылу противника. Как сложилась судьба почетного солдата Вооруженных Сил Беларуси Геннадия Юшкевича
Корреспондент агентства «Минск-Новости» накануне дня 75-летия освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков пообщался с ветераном, почетным солдатом Вооруженных Сил Республики Беларусь, кавалером орденов Славы III степени и Отечественной войны I степени Геннадием Владимировичем Юшкевичем.
В 14 лет он пришел в партизанский отряд и стал одним из самых юных разведчиков в Советском Союзе.
Когда в кабинете главного редактора «Вечерки» появляется ветеран Великой Отечественной войны Г. Юшкевич, вместе с ним словно солнышко заглядывает — подтянутый, красивый, бодрый. Он давний подписчик-поклонник нашей газеты, автор книги воспоминаний «Последний из группы «Джек», выдержавшей не одно переиздание, поэтому его замечания всегда интересны и по делу.
На этот раз свой небольшой рассказ о пережитом ветеран сопроводил некоторыми письмами и фотографиями. И поделился новой поэтической поэмой «Первый эшелон», строки из которой тоже перед читателем…
…В июне 1942 года под Минском приземлились три парашютиста. Это была диверсионно-разведывательная группа от разведотдела штаба Западного фронта (позже — 3-го Белорусского фронта), кодовое название «Чайка».
В состав группы входили командир Михаил Минаков, радист Виктор Путято и разведчица Анна Хромова. Базой группы стал Станьковский лес, а ее главной задачей — контроль за коммуникациями врага. В основном разведчиков интересовали перевозки по железной дороге Брест — Минск, дислокация баз с боеприпасами, горюче-смазочными материалами, места нахождения аэродромов, количество и типы вражеских самолетов, наименование проходящих воинских частей и боевой техники. Особенно активно группа работала в период подготовки и проведения операции «Багратион».
Для более широкого обеспечения деятельности группа пополнялась за счет подпольщиков и партизан Минска и Минской области.
С 6 ноября 1942 года с деятельностью группы «Чайка», которую обычно называли группой Михаила Ильича, оказалась связана и судьба юного Г. Юшкевича. Сначала он был связным, курьером, порученцем, позже стал бойцом диверсионного подразделения.
После освобождения Белоруссии от немецко-фашистских захватчиков с основным ядром группы «Чайка» Г. Юшкевич прибыл в разведотдел воинской части 83462. А в конце июля 1944-го уже в составе группы «Джек» ушел на задание в оперативный тыл немецко-фашистских войск в Восточную Пруссию. Здесь участвовал в сборе разведданных в период подготовки и проведения Восточно-Прусской операции, в непосредственной близости от расположения ставки Гитлера добывал с товарищами сведения о линии укрепления врага, о передвижениях противника. Действовать приходилось жестко и самоотверженно. Немцы повсюду искали советских разведчиков, юный боец чудом остался жив. Он пробыл в тылу противника 179 дней…
В эти апрельские дни Г. Юшкевич должен был находиться в Калининграде (и собирался, и билет на самолет купил!) для участия в торжественных мероприятиях, приуроченных к 75-й годовщине штурма Кенигсберга советскими войсками в начале апреля 1945 года. Но мероприятия перенесены на более поздние сроки из-за коронавируса. Так что пока их проведение планируется в мае, и Геннадий Владимирович надеется непременно на них побывать.
К слову, 1 января именитому ветерану, почетному солдату Вооруженных Сил Республики Беларусь, кавалеру орденов Славы III степени и Отечественной войны I степени исполнилось 92 года.
Из стихотворения Геннадия Юшкевича:
…Еще, еще, еще мгновенье,
И накатился эшелон
На наше взрывоугощенье,
И с грохотом взлетел вагон.
Заскрежетали остальные,
Состав заполыхал огнем,
Все подтвердят пути стальные,
Что стало тут светло, как днем…
И по пути в свой лес по праву
В одной из деревенских хат
По чарке подняли за славу,
За Красной Армии солдат.
И из граненого стакана
Впервые пил я самогон
За то, что стал я партизаном,
За мой, за первый эшелон!
Написано 23 февраля 2020 года — воспоминание, как в ночь на 23 февраля 1944 года диверсионная группа «Чайка» в составе Б. Цыпушкина, Н. Чернова, В. Михалевича и Г. Юшкевича на перегоне Дзержинск (Койданово) — Фаниполь взорвала эшелон с горючим и боеприпасами.