Полностью монолитная и 30 метров под землей. Как идет строительство станции метро «Юбилейная площадь»
Возвести основные конструкции станции метро «Юбилейная площадь» планируют до конца года. Подробности хода строительства этой станции — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Ударный фронт
Будущая станция третьей линии метро на пересечении ул. Сухой и Кальварийской впечатляет масштабностью строительных процессов и объемами проведенных работ. Такого числа крупнотоннажных кранов не было еще ни на одном объекте — сразу семь подъемных механизмов: на гусеничном и колесном ходу, башенные. На площадке много иной техники и материалов. Основная часть строителей находится внутри станционного комплекса, на его открытых и уже перекрытых участках. Сверху комплекс похож на ступеньки, каждая из которых имеет свою степень готовности.
— «Юбилейка» теперь настоящая передовая всего строительного фронта Зеленолужской линии, — отмечает прораб третьего участка СМУ № 1 УП «Минскметростроя» Руслан Ошурок. — Задействовано более 200 человек, три четверти — из структурных подразделений нашего предприятия. Кроме моего управления — СМУ № 2, Тоннельный отряд № 1 и Управление механизации. Остальные — из субподрядных организаций. В их числе Стройтрест № 4, уже приступивший к отделочным работам, кирпичной кладке и штукатурке внутренних простенков.
Ошурок рассказывает, что до конца года предстоит закончить возведение основных конструкций объекта, перекрыть его грунтом, начать благоустройство территории и продолжить отделку. Объемы весомые, но большая часть уже проведена рабочими.
— Общая конструктивная готовность станции приближается к 80 %. До Нового года планируем довести ее до намеченных цифр, а в январе займемся пуско-наладочным процессом и продолжим чистовую отделку. Трудимся круглосуточно, без выходных, вахтовым методом по 12 и в две смены по 8 часов. Графики соблюдаются, с техникой и материалами проблем нет. Всё поступает в соответствии с заявками. Иногда с опережением, что порой притормаживает высокие темпы работ, — продолжает прораб.
Площадка станции очень стесненная, с обеих сторон зажата многоквартирными высотками и упирается в ул. Кальварийскую.
— Технику безопасности труда нужно тоже соблюдать. Дня не проходит, чтобы объект не посетило руководство «Минскметростроя» — гендиректор Леонид Стухальский и главный инженер Аркадий Арутюнян. Сейчас этот объект не только самый ответственный, но и наиболее сложный в конструктивном плане из всех 29 действующих и 4 строящихся станций столичной подземки, — подчеркивает Руслан.
Самая неординарная
Р. Ошурок отнюдь не преувеличивает степень трудоемкости «Юбилейки». По залеганию она самая глубокая в городе. Нижняя точка основания находится на 30-метровой отметке. Станционный комплекс состоит из четырех уровней. На первом сооружается перронная платформа, где будет пешеходный переход, соединяющий его со станцией «Фрунзенская» Автозаводской линии. Тут и на «Вокзальной» впервые в столичном метрополитене смонтируют траволаторы, так называемые двигающиеся бесступенчатые дорожки. На последующих уровнях «Юбилейной площади» разместятся технические этажи со служебными помещениями и вентиляционный канал. На ул. Сухой, Кальварийской и Мельникайте, где уже сооружена камера съездов, как, впрочем, и в ряде других мест, из-за очень плотных грунтов и подземных вод появились очень серьезные проблемы.
Постоянные и повсеместные подтопления вынуждали проводить водопонижение, использовать насосы и иглофильтры. В итоге данные факторы потребовали нестандартных решений и применения ноу-хау. Так, впервые здесь использовалась новая технология по гидроизоляции сооружений. Устранение течи в котловане производили с помощью полиуретана, смола под давлением закачивалась в трещины стены и быстро затвердевала. У основания котлована, а он был на уровне реки Свислочи, протечек тоже было много. Гидроизоляцию тут проводили мембранным способом — специальной пленкой.
Немало усилий ушло и на другие виды работ. К примеру, впервые при строительстве подземки применили прядевые анкеры для укрепления стен котлована. Глубина закладки и бетонирования каждого из них доходила до 20 м.
Монолитная особенность
Лестницы в основании «Юбилейки» уже не такие длинные, крутые и опасные, как полгода назад. На всем 250-метровом протяжении станции трудятся строители, в основном группами.
Мы видим, как несколько человек принимают бетонный раствор и распределяют его по верхнему перекрытию. Штукатуры Таисия Белобородая и Алла Юденко умело управляются с инструментами, делая почти идеальную по ровности стяжку. На третьем этаже бригада закрепляет массивную металлическую опалубку на стенах. Толщина их, кстати, будет до 40 см. Недалеко производится гидроизоляция конструкций.
— Особенность этой станции еще и в том, что она вся будет из монолита, — дополняет коллегу мастер третьего участка СМУ № 1 Алексей Бабиков. — Работники нашего управления задействованы на армировании и бетонировании верхней площадки, которую завершим до конца текущего месяца. В данном месте останется только устройство эвакуационного выхода и участок верхнего строения путей. Подготовка к укладке рельсошпальной решетки уже началась. Мы наполовину сделали вентиляционную камеру, примыкающую к станции. Осваиваем и 45-метровый монолитный участок в районе вестибюля, находящийся в ведении тоннельного отряда. На «Юбилейке» он, к слову, будет односторонний. А в середине нее СМУ № 2 проводит работы на участке СТП (совмещенной тяговой подстанции), где разместится основное технологическое оборудование. Думаю, с поставленными задачами и означенными планами все подразделения «Минскметростроя» на этой и трех других станциях справятся. И до середины 2020 года первая очередь третьей линии будет принята в эксплуатацию.
Подробнее о строительстве этой станции читайте 12 сентября в «Вечернем Минске».
Фото автора