«Получать удовольствие от каждой роли». Народная артистка Беларуси Зинаида Зубкова отметила 85-летие
Зинаида Зубкова 3 ноября отметила 85-летие на сцене Купаловского, играя в спектакле «Вечар» роль пожилой Ганны. За что актриса любит эту постановку и что рекомендует молодым актерам — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Жизнь в движении
— Зинаида Петровна, когда вижу вас, возникает желание быть собраннее, держать спину ровно. Вы от природы награждены красивой осанкой или вам помог спорт?
— Расскажу немного о детстве. Во время Великой Отечественной меня, маму и маленького братика вместе с другими людьми немцы везли на оккупированные территории. В Латвии нас отправили в концлагерь Шталаг-340. Мы работали на торфоразработках. В 1943 году совершили побег, так как бригадир предупредил, что скоро нас уничтожат немцы. Мама несла братика на руках, а я держалась за ее подол…
После войны в Даугавпилсе нам выделили комнату, и мы, дети, бегали по пепелищам и искали оставшиеся от хозяев вещи, потому что у нас не было ни вилки, ни ложки.
В моей метрике две немецкие печати, поэтому я не имела права вернуться и учиться в Ленинграде или Москве. Тогда рванула в Минск и не жалею об этом. Наш институт был в Оперном театре. Впервые увидела балет и обмерла. Начала заниматься художественной гимнастикой и даже делать упражнения со штангой, так как нужно было иметь сильные руки. А потом, работая в театре, до 70 лет посещала балетную студию и даже садилась на шпагат.
Кстати, я всегда очень любила спорт: ходила на лыжах, обожала длинные дистанции и финишировала первой. Моя жизнь была и остается в движении. Получаю удовольствие от того, что могу это делать.
В театре почти не играла крестьянок, поэтому мне нужны были грация и гибкость. Я родилась не в дворянской семье, пришлось годами нарабатывать то, что представителям этого сословия прививают с детства.
Первую роль крестьянки получила в спектакле «Вечар» у режиссера Валерия Раевского. Репетировала в длинной юбке, маминой кофте и платке. Мне надо было себя настроить и войти в роль.
Красноречивое молчание
— В современных спектаклях молодого режиссера Даниила Филипповича у вас две роли, где нужно молчать. Даже к ним вы по-особенному подходите.
— Это спектакли «Чакана гучна i да болю блізка» и «Жанiцьба». В первом моя героиня не должна не только говорить, но и двигаться. Она изначально понимает, что главный герой — ее племянник. И час двадцать минут я наблюдаю за происходящим. Иногда беру платок, чтобы вытереть слезы. Откуда их взять? Чем их вызвать? Это наша актерская загадка. Мне есть что вспомнить из жизни, чтобы вызвать слезы.
А в «Жанiцьбе» я Тень Женитьбы. Стараюсь философски войти в сцену. Только в финале, когда сажусь на место героини, зрителям становится понятно, что перед ними ее тень.
— Вы целую историю создали, нашли в себе все нужное, но актриса вашего уровня могла бы сказать, что эта роль слишком мала и незначительна, играть нечего…
— Надо получать удовольствие от каждой роли. Понимаю, в моем возрасте их очень сложно получить. Тем более когда у нас много молодежи, ее нужно продвигать вперед, чтобы лет через пять ребята стали ведущими актерами. Ведь и мы были начинающими. Я пришла, когда Зинаиде Броварской не было и 40 лет, она была ведущей актрисой. Я, Мария Захаревич, Галина Толкачева, Лилия Давидович вошли в театр и стали третьим поколением, которое заняло сразу весь репертуар. Молодежь тоже должна пройти этот путь. Правда, у нас были замечательные педагоги с московской школой, которых сейчас нет.
Не забывайте стариков
— Спектакль «Вечар» чем-то особенно значим для вас?
— Люблю его. Когда мы приехали в Финляндию с этой постановкой, к нам вышла заплаканная женщина, которая курировала нашу поездку, и призналась, что в картине раскрывается не только наша проблема, но и их страны тоже, да и всего мира.
Даже молодые зрители ощущают, что на сцене — история про их бабушек и дедушек или прабабушек и прадедушек. Действие происходит осенью, она же за окном. Зрители вникают в суть и смотрят внимательно.
Как-то ко мне подошла девочка — вся в слезах — и уткнулась в меня. Я ее тоже обняла и пожелала, чтобы она и ее ровесники не забывали своих близких.
Мне и сегодня интересно многое: люблю ботанический сад, музеи, книги… Ко мне приходят молодые артисты за профессиональным советом, ориентирую их на осознание сути роли и понимание того, что они хотят сказать на сцене, чего добиваются или что утверждают. Учатся у нас, стариков, пока мы живы.
Любовь с первого взгляда
— Часто мужчины опасаются сильных и красивых женщин. На ваш взгляд, чтобы притягивать к себе восхищенные взгляды, что нужно?
— Начнем с малого. Не нужно ходить лишь бы в чем. Мы подчеркивали талию, чуть-чуть были видны колени и, конечно, шея. Гуляли по главному проспекту столицы. В районе Главпочтамта — женихи и невесты, а у ГУМа — взрослые пары.
Меня с будущим мужем познакомил Геннадий Овсянников. Мы с ним играли в спектакле «Лявонiха на арбiце». Как-то я выглянула в окно. А мне Геннадий кричит: «Зина, спустись вниз! Здесь жених твой сидит!» И я заметила очень красивого молодого человека. Владимир был спортсменом — фехтовальщиком и работал в спорткомитете.
Так и познакомились. Это была любовь с первого взгляда. А на следующее утро я пошла заниматься большим теннисом на стадион «Динамо» и вновь увидела его… Мы прожили вместе 40 лет. Дочь, Ольга, родилась через 10 лет совместной жизни, когда мы уже собирались усыновить малышей из детского дома. А сейчас у меня трое внуков.
Справочно
З. Зубкова родилась 3 ноября 1938 года в Ленинградской области в семье моряка. Во время Великой Отечественной войны отец погиб, Зинаида вместе с матерью и братом оказались в Латвии. Училась в Даугавпилсской театральной студии. В 1960-м окончила Белорусский государственный театрально-художественный институт. Одновременно стала актрисой Купаловского театра. Параллельно занималась балетом и работала на радио. Народной артисткой Беларуси стала в 2013 году.
Фото из личного архива собеседницы и предоставлены Национальным академическим театром им. Я. Купалы