«Понимать» звуки. Как специалисты городского центра помогают детям после восстановления слуха
В 2017 году специальная школа № 14 г. Минска была признана лучшим учреждением специального образования на республиканском конкурсе. А в декабре 2023 года премии Мингорисполкома удостоена учитель-дефектолог учебного заведения, руководитель Городского ресурсного центра оказания комплексной помощи детям и молодежи с нарушением слуха Ксения Березкина. Корреспондент агентства «Минск-Новости» поговорила с ней о том, как найти общий язык детям, перенесшим операцию кохлеарной имплантации, и их родителям.
Кохлеарная имплантация — хирургическое восстановление слуха, в ходе которого в ухе устанавливают специальный прибор (цепочка электродов), стимулирующий сохранные структуры слухового нерва, что способствует восприятию звуков.
Урок родного языка
— На базе нашей школы функционирует Городской ресурсный центр оказания комплексной помощи детям и молодежи с нарушением слуха, — рассказывает К. Березкина. — Здесь накоплен уникальный опыт работы с семьями, в которых есть дети с кохлеарным имплантатом, ведь после операции родители видят своего ребенка абсолютно другим.
Специальная общеобразовательная школа № 14 для детей с нарушением слуха была создана более 40 лет назад, в 1977 году. Ресурсный центр, работающий на ее базе, появился в 2013 г., после того как в стране массово стали проводить операции кохлеарной имплантации. Помощь специалистов центра позволяет подготовить таких детей к посещению школы.
К моменту имплантации, поясняет педагог, родители обычно привыкают к тому, что их ребенок плохо слышит, и умеют общаться с ним. Но, когда он начинает различать звуки, ситуация меняется. И задача сурдопедагогов, дефектологов — научить взрослых правильно общаться с малышом, взаимодействовать с ним, добиваться нужных реакций.
— Ситуацию, в которой оказывается ребенок после имплантации, можно сравнить с тем, как мы слушаем абсолютно не схожие с нашим языки, к примеру японский или корейский. Мы слышим их звучание, но… ничего не понимаем, — объясняет К. Березкина. — Так и ребенок, которому «включили» слух, не ориентируется в том, какой звук что означает. Причем если изначально слышащий человек понимает звучание природы — отличает шум ветра от дождя, журчание ручья от протекающего крана, то для того, кто ничего не слышал раньше, это какофония. И задача педагога и родителей — научить детей понимать, что происходит вокруг. Ребенок же после имплантации начинает с нуля, учится различать все, даже интонации. И каждый случай здесь уникальный.
Если мы вместе
Специалисты центра взаимодействуют не только с ребенком, но и со всей семьей.
— Я работаю только с детьми и родителями, — объясняет К. Березкина. — Для того чтобы объяснить взрослым, что, как и зачем мы делаем, иногда требуется больше времени и сил, нежели для занятий с ребенком. Но, когда мама и папа понимают, что мы одна команда, начинается самая продуктивная деятельность. Ведь сразу же после кохлеарной имплантации вести полноценную жизнь и развиваться без посторонней педагогической и психологической помощи могут только единицы.
Основной контингент центра — дети от 1 года до 7 лет. Возраст зависит от того, когда проблема была замечена и когда родители обратились за помощью. Сейчас нарушения слуха выявляют рано, поскольку соответствующий скрининг проводят еще в роддомах. В раннем возрасте осуществляют и слухопротезирование, кохлеарную имплантацию. Медики информируют родителей о том, что для таких детей предусмотрено педагогическое сопровождение, которым не стоит пренебрегать. Впрочем, бывает, на прием к специалистам приходят школьники и даже люди постарше — те, у кого начал ухудшаться слух, кто желает усовершенствовать свои навыки коммуникации. Ксения Сергеевна вспоминает девушку, у которой начал снижаться слух во время учебы в магистратуре. Защита магистерской диссертации, завершающая обучение, предполагает общение с членами комиссии, но если человек слышит одним ухом, ему тяжело быстро найти источник звука. И для девушки было важно узнать, сможет ли помочь в решении ее проблемы имеющаяся в центре аппаратура.
Принять ситуацию
Работа специалистов центра важна и с психологической точки зрения, поскольку далеко не каждый родитель с нормальным слухом принимает проблему неслышащего ребенка.
— Бывает, что родитель отрицает диагноз чада или другие родственники не понимают семью, где появился слабослышащий малыш. Как-то один из отцов спросил: «Ну в 18 лет он будет такой же, как все?» — вспоминает К. Березкина. — Мы с психологом постарались узнать, что подразумевает мужчина. Ведь люди разные — в 18 лет один человек учится в профессиональном училище, другой выигрывает научные олимпиады, третий — спортивные состязания. Все это норма.
Общество людей с нарушенным слухом немного другое — им проще через знакомых выяснить, что делать с этим недугом, куда обращаться. Но, если в семье слышащих рождается глухой ребенок, родители зачастую остаются наедине со своей проблемой. А ситуацию надо решать, и очень быстро, чтобы человек не впал в депрессию. Поэтому в психологической помощи нуждаются и мама с папой. Ее оказывают в ресурсном центре, чтобы взаимодействие взрослых с ребенком было более продуктивным.
— Главное — найти подходящего педагога, — уверяет К. Березкина. — Ведь мы тоже разные! Кто-то больше любит работать с малышами, кто-то находит общий язык с детьми постарше. Зачастую взаимодействовать начинаем еще на этапе подготовки к кохлеарной имплантации. Радует, что сегодня к нам обращаются не только мамы, но и папы. Иногда отцы даже приходят на консультацию первыми — узнать, что и как будет происходить.
Сложно ли работать с малышами? Ну мы же общаемся со своими детьми, передаем им какие-то навыки. Так и здесь: надо учить малышей общаться, включаться в коммуникацию — зрительную или эмоциональную, и подключать к этому звуки. Главное, чтобы нашли общий язык три участника процесса — родители, ребенок и педагог. Тогда результат будет хорошим.
К. Березкина:
— Моя семья во всех известных мне поколениях не имеет никакого отношения к педагогике. Но так сложилось, что я поступила в педуниверситет на факультет дефектологии, ставший впоследствии факультетом специального образования, и через полтора года обучения пошла на кафедру сурдопедагогики. Работала с малышами в Республиканском центре реабилитации детей дошкольного возраста с нарушением слуха, затем трудилась в школе. А когда здесь открылся ресурсный центр, оказалось, что наш основной контингент — дошкольники и малыши. Опыт работы с ними у меня был, пригодились и все полученные знания.
Фото Сергея Пожоги
Смотрите также: