1200 90

«Понимать» звуки. Как специалисты городского центра помогают детям после восстановления слуха

В 2017 году специальная школа № 14 г. Минска была признана лучшим учреждением специального образования на республиканском конкурсе. А в декабре 2023 года премии Мингорисполкома удостоена учитель-дефектолог учебного заведения, руководитель Городского ресурсного центра оказания комплексной помощи детям и молодежи с нарушением слуха Ксения Березкина. Корреспондент агентства «Минск-Новости» поговорила с ней о том, как найти общий язык детям, перенесшим операцию кохлеарной имплантации, и их родителям.

09 01 2024 – licza – pedagog kseniya berezkina pozhoga 14

Кохлеарная имплантация — хирургическое восстановление слуха, в ходе которого в ухе устанавливают специальный прибор (цепочка электродов), стимулирующий сохранные структуры слухового нерва, что способствует восприятию звуков.

Урок родного языка

На базе нашей школы функционирует Городской ресурсный центр оказания комплексной помощи детям и молодежи с нарушением слуха, — рассказывает К. Березкина. — Здесь накоплен уникальный опыт работы с семьями, в которых есть дети с кохлеарным имплантатом, ведь после операции родители видят своего ребенка абсолютно другим.

Специальная общеобразовательная школа № 14 для детей с нарушением слуха была создана более 40 лет назад, в 1977 году. Ресурсный центр, работающий на ее базе, появился в 2013 г., после того как в стране массово стали проводить операции кохлеарной имплантации. Помощь специалистов центра позволяет подготовить таких детей к посещению школы.

К моменту имплантации, поясняет педагог, родители обычно привыкают к тому, что их ребенок плохо слышит, и умеют общаться с ним. Но, когда он начинает различать звуки, ситуация меняется. И задача сурдопедагогов, дефектологов — научить взрослых правильно общаться с малышом, взаимодействовать с ним, добиваться нужных реакций.

Ситуацию, в которой оказывается ребенок после имплантации, можно сравнить с тем, как мы слушаем абсолютно не схожие с нашим языки, к примеру японский или корейский. Мы слышим их звучание, но… ничего не понимаем, — объясняет К. Березкина. — Так и ребенок, которому «включили» слух, не ориентируется в том, какой звук что означает. Причем если изначально слышащий человек понимает звучание природы — отличает шум ветра от дождя, журчание ручья от протекающего крана, то для того, кто ничего не слышал раньше, это какофония. И задача педагога и родителей — научить детей понимать, что происходит вокруг. Ребенок же после имплантации начинает с нуля, учится различать все, даже интонации. И каждый случай здесь уникальный.

09 01 2024 – licza – pedagog kseniya berezkina pozhoga 17

Если мы вместе

Специалисты центра взаимодействуют не только с ребенком, но и со всей семьей.

Я работаю только с детьми и родителями, — объясняет К. Березкина. — Для того чтобы объяснить взрослым, что, как и зачем мы делаем, иногда требуется больше времени и сил, нежели для занятий с ребенком. Но, когда мама и папа понимают, что мы одна команда, начинается самая продуктивная деятельность. Ведь сразу же после кохлеарной имплантации вести полноценную жизнь и развиваться без посторонней педагогической и психологической помощи могут только единицы.

Основной контингент центра — дети от 1 года до 7 лет. Возраст зависит от того, когда проблема была замечена и когда родители обратились за помощью. Сейчас нарушения слуха выявляют рано, поскольку соответствующий скрининг проводят еще в роддомах. В раннем возрасте осуществляют и слухопротезирование, кохлеарную имплантацию. Медики информируют родителей о том, что для таких детей предусмотрено педагогическое сопровождение, которым не стоит пренебрегать. Впрочем, бывает, на прием к специалистам приходят школьники и даже люди постарше — те, у кого начал ухудшаться слух, кто желает усовершенствовать свои навыки коммуникации. Ксения Сергеевна вспоминает девушку, у которой начал снижаться слух во время учебы в магистратуре. Защита магистерской диссертации, завершающая обучение, предполагает общение с членами комиссии, но если человек слышит одним ухом, ему тяжело быстро найти источник звука. И для девушки было важно узнать, сможет ли помочь в решении ее проблемы имеющаяся в центре аппаратура.

09 01 2024 – licza – pedagog kseniya berezkina pozhoga 22

Принять ситуацию

Работа специалистов центра важна и с психологической точки зрения, поскольку далеко не каждый родитель с нормальным слухом принимает проблему неслышащего ребенка.

Бывает, что родитель отрицает диагноз чада или другие родственники не понимают семью, где появился слабослышащий малыш. Как-то один из отцов спросил: «Ну в 18 лет он будет такой же, как все?» — вспоминает К. Березкина. — Мы с психологом постарались узнать, что подразумевает мужчина. Ведь люди разные — в 18 лет один человек учится в профессиональном училище, другой выигрывает научные олимпиады, третий — спортивные состязания. Все это норма.

Общество людей с нарушенным слухом немного другое — им проще через знакомых выяснить, что делать с этим недугом, куда обращаться. Но, если в семье слышащих рождается глухой ребенок, родители зачастую остаются наедине со своей проблемой. А ситуацию надо решать, и очень быстро, чтобы человек не впал в депрессию. Поэтому в психологической помощи нуждаются и мама с папой. Ее оказывают в ресурсном центре, чтобы взаимодействие взрослых с ребенком было более продуктивным.

Главное — найти подходящего педагога, — уверяет К. Березкина. — Ведь мы тоже разные! Кто-то больше любит работать с малышами, кто-то находит общий язык с детьми постарше. Зачастую взаимодействовать начинаем еще на этапе подготовки к кохлеарной имплантации. Радует, что сегодня к нам обращаются не только мамы, но и папы. Иногда отцы даже приходят на консультацию первыми — узнать, что и как будет происходить.

Сложно ли работать с малышами? Ну мы же общаемся со своими детьми, передаем им какие-то навыки. Так и здесь: надо учить малышей общаться, включаться в коммуникацию — зрительную или эмоциональную, и подключать к этому звуки. Главное, чтобы нашли общий язык три участника процесса — родители, ребенок и педагог. Тогда результат будет хорошим.

К. Березкина:

Моя семья во всех известных мне поколениях не имеет никакого отношения к педагогике. Но так сложилось, что я поступила в педуниверситет на факультет дефектологии, ставший впоследствии факультетом специального образования, и через полтора года обучения пошла на кафедру сурдопедагогики. Работала с малышами в Республиканском центре реабилитации детей дошкольного возраста с нарушением слуха, затем трудилась в школе. А когда здесь открылся ресурсный центр, оказалось, что наш основной контингент — дошкольники и малыши. Опыт работы с ними у меня был, пригодились и все полученные знания.

Фото Сергея Пожоги

Смотрите также:

Можно ли купить землю в Минске, компенсация при сносе частного дома и что такое «земельная амнистия»Можно ли купить землю в Минске, компенсация при сносе частного дома и что такое «земельная амнистия»
Минский курьер. Обзор событий столицы с 15 по 21 январяМинский курьер. Обзор событий столицы с 15 по 21 января
telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Облачно с прояснениями и до +11 °С будет в Беларуси 6 ноября

Облачную с прояснениями погоду и местами осадки прогнозируют в Беларуси 6 ноября, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на Белгидромет.

16 10 2024 priroda osen mozolevskij 38 kopiya

В ночное время в основном по восточной части республики пройдут дожди, не исключается также мокрый снег. Днем по всей стране обойдется без существенных осадков.

В первую половину суток в отдельных районах могут наблюдаться слабые туман и гололед. Ветер ожидается западный умеренный. Атмосферное давление будет повышаться.

Ночью температура воздуха окажется в пределах +1… +7 °С, на юго-западе похолодает до –5 °С. В дневные часы столбики термометров покажут: в Гродно — +9… +11 °С, в Бресте и Могилёве — +8… +10 °С, в Витебске, Гомеле и Минске — +7… +9 °С.

Прямые линии Мингорисполкома и районных администраций пройдут 9 ноября

Прямые линии Минского городского исполнительного комитета и районных администраций пройдут 9 ноября, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».

lk2a6357 kopiya 2

С 9:00 до 12:00 горожане смогут задать вопросы заместителю председателя Мингорисполкома Олегу Корзуну по телефону 222-44-44.

Также у граждан будет возможность пообщаться с представителями руководства районных администраций по следующим номерам телефонов:

  • Заводской район — тел. 389-26-09;
  • Ленинский район — тел. 379-56-22;
  • Московский район — тел. 278-21-01;
  • Октябрьский район — тел. 375-58-32;
  • Партизанский район — тел. 361-36-16;
  • Первомайский район — тел. 357-05-14;
  • Советский район — тел. 379-80-82;
  • Фрунзенский район — тел. 361-31-74;
  • Центральный район — тел. 324-42-93.