Попасть сюда удается не каждому. Чем занимаются юные ученые в детском технопарке
В Национальном детском технопарке 150 школьников со всей Беларуси провели сентябрьскую смену. Им представилась уникальная возможность — на три недели стать настоящими учеными. Чем занимаются юные исследователи, узнала корреспондент агентства «Минск-Новости».
Уже на входе обращаешь внимание на прозрачность процесса: все учебные помещения за стеклом. У каждой аудитории свое знаковое имя. Так, лаборатория биотехнологий названа в честь Юрия Фомичёва, доктора медицинских наук, заслуженного работника народного образования БССР. А лаборатория виртуальной и дополненной реальности — Николая Носова, родоначальника виртуальной психологии.
Параллельно занятиям в технопарке дети продолжают обучение по обычной школьной программе. Во время пребывания в технопарке они посещают среднюю школу № 225.
Личный интерес
Содержание курсов научного центра не должно повторяться и обновляется каждую смену, ведь некоторые ребята поступают сюда во второй раз.
Гидрометеорология, моделирование климатических процессов — звучит как дисциплины для студентов. Но это реальность для учеников 9–11-х классов.
Свои наработки нам показали Анастасия Чанчина (11-й класс Опсовской средней школы Браславского района), Виктор Стародубов (11-й класс Реченской средней школы Любанского района) и Артур Соприх (10 «А» класс средней школы № 44 г. Могилёва). Их команда исследует, как меняется водность рек Беларуси в течение последних 30 лет.
— Мы анализируем данные метеостанций, — объясняет Виктор. — Сейчас пытаемся разобраться, от чего зависят показатели осадков, температуры и уровня воды.
В технопарке Виктор Стародубов впервые. Однако попасть сюда удалось только с третьей попытки. Признается, что не получалось пройти тестирование.
— Я узнала о технопарке в СМИ и решила подать заявку, — делится Анастасия Чанчина. — Прошла с дипломом победителя международного конкурса в России по теме «Пчеловодство».
Совместная работа над проектом «Водность рек в условиях изменения климата» стала для всех ценным уроком взаимодействия в команде.
— Разделились на группы — так легче справляться с большим потоком данных, — говорит Артур. — Конечно, бывают разные мнения, но мы всегда обсуждаем и находим решение. Стараемся не спорить.
В учебном корпусе есть расписание. Когда раздается школьный звонок, никто не бежит к выходу, не слышно грохота парт. Технопарк — это скорее клуб по интересам, где ценность времени понимает каждый.
Макрооткрытия
В соседней лаборатории биотехнологий царит тишина, нарушаемая лишь гудением оборудования. Школьники в халатах склонились над микроскопами. Десятиклассники Матвей Бортко из Солигорска и Александра Крот из Слонима заняты важным делом — добывают азотфиксирующие бактерии из почвы.
— Наша цель — проверить их свойства. Это важно, потому что такие бактерии могут частично заменить азотные удобрения, производство которых вредит экологии, — рассказывают ребята.
— Здесь настоящий научный процесс, — отмечает научный руководитель Ирина Гринева. — Коллекция микроорганизмов, созданная школьниками, — потенциальная основа для биопрепаратов будущего.
Ювелирная работа
В лаборатории нанотехнологий выращивают кристаллы, которые могут стать основой для оптических компьютеров будущего.
— Сейчас мы как раз заканчиваем эксперименты по выращиванию кристаллов — алюмокалиевых квасцов и медного купороса, — рассказывают десятиклассники из брестской школы № 14 Христина Карпук и Фёдор Рюмшин. — И уже готовимся к итоговому проекту.
Название их исследования звучит как тема диссертации: «Построение логических элементов при помощи двойного луча преломления в кристаллах медного купороса».
— Мы одноклассники, здесь впервые, — говорят ребята. — Планируем продолжить обучение дистанционно и, возможно, вернуться вместе еще раз, чтобы углубить знания и получить рекомендации для поступления.
Рев мотора
Если в предыдущих лабораториях царит почти стерильная чистота, то в учебном помещении направления «машины и двигатели. Автомобилестроение» — творческий хаос. В мастерской шумно, пахнет металлом и сваркой.
— Мы разбираем дизельный мотор, — объясняют школьники. — За месяц изучили конструкцию автомобиля и современные технологии вроде электрокаров.
В классе установлен симулятор вождения — с рулем, педалями, коробкой передач и ключом зажигания.
— Он пользуется популярностью. Ребята играют на нем в перерывах, иногда даже на уроке, поэтому ключ зажигания приходится снимать, — смеется преподаватель Игорь Серебряков.
Также в учебном корпусе стоит настоящий автомобиль в разрезе — его детали школьники могут рассмотреть изнутри.
Нереальное ЧП
Занимаются в технопарке и разработкой проектов в области виртуальной и дополненной реальности.
У Артёма Дружинина, выпускника Пересадской средней школы Борисовского района, опыт программирования уже был, при поступлении его интересовала только эта специальность.
— Мы разрабатываем приложения в командах по два человека. Я, например, придумал алгоритм действий при ЧП на АЗС в виртуальной реальности. Что делать с огнетушителем, с вентилями. Получается обучающая игра вроде симулятора, — рассказывает Артём.
В январе 2026-го технопарку исполнится пять лет. За это время дети подготовили около тысячи проектов. Научные конференции давно перестали быть исключительно студенческой территорией: школьники все чаще опережают магистрантов в глубине проработки тем. Серьезная наука и детский азарт здесь не противоречат, а усиливают друг друга. И есть ощущение, что будущее отечественной науки в надежных руках.
Фото Юрия Мозолевского