Потерял чешую, но сохранил название. Спустя полгода после ремонта открылся легендарный «Океан»
После полугодовой модернизации сегодня, 24 июня, открылся легендарный магазин «Океан», передает корреспондент агентства «Минск-Новости».
Фотографировать разрешено
Несмотря на большую вывеску крупной торговой сети, мини-маркет сохраняет свое название. Не такими крупными буквами, но все же вертикальную надпись «Океан» новый собственник приделал. Как сообщается на сайте компании, «все внутренние и наружные работы проведены при согласовании с Министерством культуры».
Новый магазин на ул. Козлова, 2, станет 79-м объектом сети. Его торговая площадь — около 300 м2.
К слову, теперь в магазин нужно заходить не по традиционной лестнице с шестью ступенями, а через дверь, что находится левее. Интересны пиктограммы на входе: в магазине можно фотографировать и находиться с животными на руках. С едой, спиртным и собаками на поводке посещение торговой точки запрещено.
От знаменитой металлической чешуи новый собственник решил отказаться. Куда отправили металл — в музей или на переплавку, — остается загадкой. Как рассказывают в «Виталюре», ремонт выполнен по особой технологии, чтобы максимально эффективно использовать небольшую площадь.
В торговом зале — традиционный для сети широкий ассортимент рыбной продукции, пицца и роллы собственного производства. По понедельникам и вторникам действует специальная акция.
Пока выбираете покупки, можно самостоятельно сделать себе кофе. Оплачивать его необходимо на выходе из магазина.
В «Океане» появилась мини-пекарня, поэтому теперь там есть выпечка собственного производства.
Одновременно с открытием мини-маркета в соседних помещениях начинают свою работу обменный пункт «Франсабанка», кофейня Cofix. Готовятся к запуску магазин «Мила» и банкомат «Альфа-Банка».
Откуда пошли «Океаны»
Первая торговая сеть «Океан», созданная на западный манер, появилась в СССР еще в 1976 году. Инициатором выступило Министерство рыбного хозяйства под руководством легендарного Александра Ишкова.
Новый формат рыбных магазинов А. Ишков подсмотрел в Испании. Большие залы, напольные холодильники, аквариумы с живой рыбой, система самообслуживания, полуфабрикаты и обязательно небольшое кафе или ресторан, в котором можно заказать блюда из рыбы и морепродуктов. Благодаря своему авторитету он уговорил Брежнева и Косыгина перенести в СССР эту модель почти без изменений. Сеть фирменных магазинов «Океан» было решено запускать в структуре Минрыбхоза. Первый экспериментальный магазин открыли в Сочи в 1972 году (в Минске такой появился в 1975-м).
Торговая точка была призвана доказать эффективность предложенной Ишковым системы торговли. Выглядел магазин для советского ретейла как минимум необычно. Дело не столько в системе самообслуживания — универсамы с похожим подходом к организации продаж уже были хорошо знакомы покупателям. Однако рыбой в стране так никогда не торговали.
Эксперимент был признан удачным, и строительство магазинов началось по всей стране. Буквально за первые пять лет было открыто 104 «Океана» с импортным оборудованием. С советским заработали еще 204 магазина. Правда, эти «Океаны» были заметно меньше, да и заграничные холодильники для них уже пожалели.
Чем же отличался предложенный Минрыбхозом формат от остальных советских магазинов? Первое, что бросалось в глаза, — внешний вид. Помещения под них в основном строились специально. Вместо обычных серых стен для первых магазинов разрабатывался уникальный интерьер: мозаика на стенах, скульптуры рыб, реклама, миниатюрные модели кораблей. Плюс большие витрины, поэтому внутри всегда было светло.
Особый ажиотаж вызывали аквариумы с живой рыбой. До этого ее продавали по большей части с машин. Не меньше удивляли огромные холодильники с рыбой и отдельно предложенные филе и стейки. Рыба продавалась не только мороженая, но и соленая, копченая, вяленая. Были широко представлены морепродукты, которыми, правда, население чаще всего пренебрегало. Деликатесов было на самом деле не так много, хотя снабжение собственных магазинов министерство осуществляло в первую очередь.
Большим спросом в «Океане» пользовались замороженные полуфабрикаты: рыбные котлеты и тефтели. Это тоже было необычно для того времени. В СССР промышленность почти не выпускала подобную продукцию. В продаже были только пельмени. Рыбные полуфабрикаты изготавливались тут же на кухне ресторана, а реализовывались в торговом зале. Если в провинции они откровенно провалились, то жители советских мегаполисов покупали их часто.
Справочно
За 45 лет «Океан» стал визитной карточкой столицы, сформировал вокруг себя определенную субкультуру. Возле него назначаются встречи и свидания. Здесь неоднократно проводился косметический ремонт, открывались и закрывались кафе, переставлялось торговое оборудование. Неизменным оставались лишь название «Океан» и декоративные панели из нержавеющей стали, которыми облицованы стены, в народе они получили прозвище «чешуя».
В петиции, опубликованной 11 января 2021 г., минчане просили ОДО «Виталюр» и лично гендиректора Александра Яцука сохранить историческое название магазина и металлическую декоративную отделку. «Уверены, что уважительное отношение бизнеса к исторической памяти города будет по заслугам оценено минчанами и гостями столицы».
Фото Тамары Хамицевич и автора
Смотрите также: