Премьера балета «Конек-Горбунок» на сцене Большого театра пройдет 30 и 31 октября. Побывали на репетиции
В Большом театре Беларуси готовится ожидаемая многими премьера балета Родиона Щедрина «Конек-Горбунок». Она состоится 30 и 31 октября. Корреспонденту агентства «Минск-Новости» удалось побывать на репетиции, где совершенствуются нюансы, прежде чем зрители увидят представление во всей красе.
Над постановкой работает команда под руководством главного балетмейстера народного артиста Беларуси Юрия Трояна. Ассистенты хореографа — Анна Фокина и Антон Кравченко.
На сцене все почти как в жизни: столкновение добра и зла, хитрости и простоты, любви и эгоистичного желания любыми способами заполучить предмет обожания. Наблюдая за событиями, не раз ловлю себя на мысли, что-сказка-то для взрослых, хотя и детям, безусловно, есть чему поучиться.
Главные герои остались те же, что и в классическом произведении: Иван, Конек-Горбунок, Царь-девица, Царь. Иван и Конек-Горбунок пережили немало приключений среди людей и в сказочных мирах.
Так, царство Жар-птиц огненное, пылающее, и музыка под стать ему — парящая, легкая, завораживающая, затягивающая зрителей в свои сети, как птицелов. Загадочных жителей Подводного царства отличают плавные, скользящие движения и мелодии, в которых слышны звуки моря.
Все происходит в окружении красочных декораций. В мире людей проходят шумные ярмарки, плетутся дворцовые интриги, но Царь обожает великолепную русскую печь, да игрушечного конька, с которым забавляется, как малое дитя. Расписные узоры расцветают не только в декорациях, но и почти во всем, что окружает героев. В царстве Жар-птиц декорации словно пылают огнем, а в Подводном встречаются диковинные морские обитатели. Спектакль светлый, яркий, с добрыми персонажами.
Эвен Капитен исполнил роль Ивана. Французу непросто было научиться танцевать по-русски, поймать и воплотить манеру поведения тоже сложно, тем не менее достойный результат налицо. Роль Конька-Горбунка блестяще удалась японцу Таро Курачи. Его персонаж полюбится детям и взрослым за ловкость, находчивость, верность. Да и Царь в исполнении Юрия Ковалева не деспот и тиран, а комичный, по-детски наивный и капризный.
Над спектаклем работали дирижер Николай Колядко, художники Любовь Сидельникова (сценография), Екатерина Булгакова (костюмы).
Ю. Троян рассказал, что для себя, если бы танцевал в спектакле, выбрал бы роль Царя, там очень много интересных актерских моментов, их нужно делать, не переигрывая.
— К сожалению, не все артисты балета, которые здорово танцуют, отличные актеры, а бывает, и наоборот. Имеем три состава исполнителей, четвертый только формируется. Кордебалет танцует каждый день, солисты меняются, а он продолжает трудиться. К сожалению, ковид внес свои коррективы, есть места, где мне пришлось сократить составы, но, надеюсь, это дело временное. Все пройдет, и будем танцевать в расширенном составе, — подчеркнул Ю. Троян.
Дирижер-постановщик Н. Колядко отметил:
— Счастье встречаться с музыкой Родиона Щедрина. Мы идем по классическому варианту. Не исправили ни одной ноты композитора, но были купюры. Наши дети и взрослые, потому что партитура рассчитана на подготовленные уши, в смысле сложности и драматургии, услышат эту волшебную музыку. Задачи перед нами стоят непростые, но оркестр — наши виртуозы — справился.
— Постаралась взять лучшее и интересное, что соответствовало бы этой сказке из народного и иконографического искусства. Сценографию сделать через призму модерна, — призналась художник-постановщик Л. Сидельникова.
— Меня вдохновляла эмоциональность музыки Родиона Щедрина. Хотелось костюмам придать эмоциональной окраски. Вдохновением для меня послужили эскизы работ русских художников, оформлявших балетные спектакли, в первую очередь из «Мира искусства», — дополнила художник по костюмам Е. Булгакова.
Важно, чтобы костюмы гармонировали с декорациями и были удобны для артистов балета. Эту задачу успешно решили.
Генеральный директор Большого театра Беларуси Вячеслав Гарбузов подчеркнул — отрадно, что сказка «Конек-Горбунок» нашла свое воплощение на сцене:
— Уверен, что балет будет интересен не только детям, но и родителям. Постановочная группа очень качественно подошла к хореографии, костюмам, музыкальному материалу, сценографии и свету. Получился очень хороший, достойный результат. Спектакль станет украшением нашего репертуара на многие годы.
Справочно
Балет «Конек-Горбунок» стал важным произведением в жизни композитора Родиона Щедрина. Партитуру он посвятил Майе Плисецкой, которая впоследствии стала его женой.
Знакомство композитора и балерины произошло на репетициях «Конька-Горбунка». В интервью он не раз говорил, что благодаря этому спектаклю он поймал свою неземную Жар-птицу.
Фото Павла Русака
Смотрите также: