Препоны «Белому солнцу пустыни» и расстрел директора Гастронома № 1. Этот день в истории: 14 декабря
Хроника важных и интересных событий, произошедших в городе, стране и мире 14 декабря в разные годы, — в подборке корреспондента агентства «Минск-Новости».
1924 год. В Британской Индии (ныне Пакистан) в семье известного актера Притхвираджа Капура родился будущий король индийского экрана Радж Капур
Его называли «индийским Чарли Чаплином» и «голубоглазым королем Востока».
Первую роль в кино Радж сыграл уже в возрасте одиннадцати лет, а в 24 основал свою студию «Радж Капур филмс», которая благодаря успеху его картин вскоре превратилась в одну из ведущих в стране. Ленты с его участием «Бродяга» и «Господин 420», снятые в 1950-х гг., с триумфом прошли по экранам всего мира, завоевав сердца многомиллионной аудитории.
Будучи талантливым человеком и удачливым бизнесменом, Капур безошибочно находил важные для индийского общества темы, такие как, например, детская преступность в фильме «Чистильщик обуви», судьба беженцев из Пакистана в картине «Сангам», кастовое неравенство в «Бобби», и умело использовал их в качестве канвы для создания ярких, бесспорно профессиональных, но развлекательных фильмов.
Все его работы, в каком бы жанре они не были сняты — будь то музыкальный фильм, мелодрама или приключенческая лента — очень добры. Добро всегда одерживало победу, а злодеи получали по заслугам. Кроме того, фильмы Капура демонстрируют тонкое восприятие музыки, которая является неотъемлемой частью повествования и испускает флюиды подобно лучшим американским мюзиклам.
Три его сына — Рандхир, Риши и Раджив — пошли по стопам отца, кинематографическая династия была продолжена, и Радж был этим по-настоящему счастлив.
Его смерть в начале лета 1988 г. была воспринята в стране как национальная трагедия.
1969 год. Премьера фильма «Белое солнце пустыни» в Ленинградском Доме кино
Это был ограниченный показ, в зале находились представители киноруководства и создатели картины. До выхода на широкий экран оставалось три с половиной месяца.
Вообще путь этой ленты к зрителю выдался очень тернистым. Сегодня даже трудно поверить в то, что безусловный национальный кинохит Владимира Мотыля, которым стала история про товарища Сухова, спасающего от бандита Абдуллы его гарем в годы гражданской войны, имел гораздо больше шансов лечь на полку, чем выйти в прокат. В принципе, работа над картиной могла оборваться на любом этапе.
Изначально фильм по сценарию Валентина Ежова и еще начинающего тогда кинодраматурга Рустама Ибрагимбекова должен был снимать Андрей Михалков-Кончаловский. Но он не увидел в сценарии ничего для себя интересного и от постановки отказался. Также поступили режиссеры Витаутас Жалакявичус, Юрий Чулюкин, Андрей Тарковский и Владимир Мотыль, которым последовательно предлагался сценарий этого истерна. Поняв, что дело швах, Ежов и Григорий Чухрай (он был руководителем Экспериментальной творческой киностудии, на которой снимался фильм) вцепились в Мотыля, как в последнюю надежду, и все-таки убедили взяться за постановку, пообещав полную свободу действий на съемочной площадке.
«Я еще упрямился какое-то время. Потому что не мог взяться за анекдотичную историю про гарем и солдата, выполняющего интернациональный долг, — вспоминал Мотыль. — И тогда я придумал любовь героя — красноармейца Сухова — к Катерине Матвеевне, придумал Верещагина».
В августе 1968 г. Мотыль начал съемки в Дагестане, где на берегу Каспийского моря в нескольких километрах от города Каспийска построили декорации. А через три месяца худсовет Экспериментальной студии отсмотрел проявленный материал. Вердикт шокировал: режиссер профессионально непригоден, фильм подлежит временной консервации.
После того как никто из режиссеров не согласился доработать мотыльский «полуфабрикат», а сделать это предлагали в том числе Владимиру Басову, студия решила свернуть работу над фильмом. Но тут возмутились чиновники Министерства финансов, которым были абсолютно неинтересны разговоры о художественных достоинствах и недостатках картины. Заботило их только одно: на производство фильма потрачено 300 тыс. рублей и списывать эти деньги они отказывались.
Работу над фильмом продолжили, скорректировав бюджет. Далее проходили в основном павильонные съемки и запись музыки. Специально для «Белого солнца пустыни» Исаак Шварц написал песню «Ваше благородие…» на стихи Булата Окуджавы.
В начале 1969 г. картина была готова. Худсовет вновь предъявил режиссеру претензии. Пришлось переснимать некоторые эпизоды, менять концовку. И даже после этого Мотылю пришлось внести еще 27 поправок.
Наконец 18 сентября 1969 г. состоялась приемка фильма. Посмотрев его, директор Мосфильма Владимир Сурин остался недоволен и акт о приемке не подписал.
Судьбу картины решил счастливый случай. В один из осенних дней 1969 г. Леонид Брежнев захотел посмотреть у себя на даче какую-нибудь киноновинку. И дежурный по фильмохранилищу на свой страх и риск отправил генсеку «Белое солнце пустыни». Леониду Ильичу фильм понравился.
С марта 1970 г. «Белое солнце пустыни» начало триумфальное шествие по кинотеатрам страны.
1984 год. Расстрелян директор московского Гастронома № 1 (Елисеевского магазина) Юрий Соколов
Незадолго до кончины генерального секретаря Леонида Брежнева в 1982 г. КГБ начал за Соколовым слежку, тайно оборудовав его кабинет микрофонами и теленаблюдением. В результате были выявлены факты передачи ему подчиненными денег в конвертах. В конце октября того же года директор, его заместитель, а также четверо завотделами были арестованы по обвинению «в хищении продовольственных товаров в крупных размерах и взяточничестве».
Поначалу Соколов обвинения отрицал, рассчитывая на покровительство высокопоставленных покупателей, приобретавших редкий товар со служебного входа в Козицком переулке. Среди таковых были Галина Брежнева, ее муж замминистра внутренних дел Юрий Чурбанов, практически все руководители Моссовета. Однако после смерти Брежнева и начала арестов близких к Чурбанову работников Минторга и директоров московских магазинов, Соколов понял: помощи ждать неоткуда. И начал давать откровенные показания, раскрывая, в том числе, получателей его взяток среди советских руководителей.
На закрытом процессе в Верховном Суде РСФСР Соколов был изобличен в присвоении 300 тыс. рублей и приговорен к расстрелу.
Гриф секретности с этого дела не снят по сей день, а потому детальная информация о ходе и результатах расследования неизвестна. Распространено мнение, что основным мотивом преследования руководителей Гастронома № 1 и чиновников системы столичной торговли стала политическая борьба между Юрием Андроповым, претендовавшим на пост генерального секретаря, и его конкурентом — первым секретарем Московского горкома партии Виктором Гришиным, в близкий круг которого входили изобличенные коррупционеры.
В 2011 г. на экраны вышел российский сериал Сергея Ашкенази «Дело гастронома № 1», посвященный делу о коррупции в Елисеевском гастрономе. В роли директора магазина Беркутова, прообразом которого послужил Соколов, снялся Сергей Маковецкий.
1989 год. Умер выдающийся физик, создатель советской водородной бомбы Андрей Сахаров
Уже во время первых испытаний бомбы у Сахарова появились большие сомнения в моральной оправданности такой работы, и с конца 1950-х гг. он начал выступать за прекращение производства ядерного оружия, а позже повел борьбу за права человека в Советском Союзе. Власти были в ярости, но долго не применяли какие-либо решительные меры к опальному, но прославленному на весь мир ученому.
Выступления, статьи, книги Сахарова, издававшиеся за рубежом, принесли ему в 1975 г. Нобелевскую премию мира. А его идеи о применении либеральных ценностей в России оказали влияние на целое поколение правозащитников.
Терпение властей переполнилось, когда в 1980 г. Сахаров выступил против ввода советских войск в Афганистан. За это он был на шесть лет выслан в город Горький, где находился под домашним арестом, несколько раз пытался начать голодовку, которую его насильственно вынуждали прекращать.
Звонок Горбачёва Сахарову в декабре 1986 г. и триумфальное возвращение ученого из ссылки стали одним из знаковых моментов развития перестройки. Жить Сахарову оставалось всего три года, но за это время он успел принять участие в съездах народных депутатов, вызвать недовольство уже у новых властей, выступить против Горбачёва, возглавить оппозицию режиму, написать воспоминания и уйти, став, по сути, культовой личностью.
1994 год. Объявлено о создании российской национальной театральной премии «Золотая маска»
В ⅩⅩⅠ веке «Золотая маска» стала самой престижной театральной премией страны, присуждаемой за лучшие спектакли, созданные во всех видах театрального искусства.
14 декабря 1994 г. в Союзе театральных деятелей России прошла пресс-конференция, посвященная презентации новой премии. Председатель СТД России Михаил Ульянов объявил, что «Золотая маска» не имеет спонсоров или поддерживающих фондов, чтобы избежать давления и непредвиденных ситуаций. Премия является некоммерческой, и победители получают только маску и диплом.
Сама награда оказалась настоящим произведением искусства. Образ «Золотой маски» придумал и создал российский сценограф, народный художник России Олег Шейнцис, бывший в то время секретарем СТД РФ. Шейнцис взял за основу венецианскую маску и придал ей сходство с двуглавым орлом. Символ российской державности повторил контуры символа европейского театра. Маска «одета» в красную шапочку Арлекина. Во лбу находится «третий глаз» — еще одна маска. Награда размещена на темном, блестящем, как зеркало, фоне и обрамлена в квадратную рамку.
К первой церемонии награждения в 1995 г. Шейнцис изготовил из папье-маше в художественно-декорационном цехе театра «Ленком» семь экземпляров «Золотой маски». На изготовление каждой требовался месяц. В последующие годы маски стали делать из фарфора, несмотря на то, что из папье-маше они получились прочнее и долговечнее. По оценке заведующей бутафорским цехом «Ленкома» Татьяны Крыловой, сейчас первые маски не уступают в цене дорогой ювелирной работе.
Изначально премия была учреждена как московская, но уже с 1996 г. вышла на всероссийский уровень. С 2002 г. у нее появился постоянный генеральный спонсор — Сбербанк России.
С 1995 г. до своей смерти в 2017-м президентом «Золотой маски» был народный артист РСФСР Георгий Тараторкин, после — народный артист РФ Игорь Костолевский. С декабря 2023 г. эту должность занимает народный артист РФ Владимир Машков.
В 2014 г., к двадцатилетию «Золотой маски», был выпущен медиапроект «Лучший из миров. История театра, рассказанная им самим», который представляет собой сайт с изложением театральной истории. По сути, это библиотека о театре, наполненная интервью, статьями, фотографиями, эскизами, афишами. На сайте есть раздел «Цифры», который содержит познавательные факты из театральной жизни. Например, можно узнать, что в финальной сцене «Гамлета» на сцене «Гоголь-центра» используется 3 тонны воды, а костюм актера Олега Погодина для роли Бориса Годунова весит 25 кг, что самый короткий спектакль в России — «Солдат» Павла Пряжко в постановке Дмитрия Волкострелова — идет всего 15 минут, а самый продолжительный — «Стойкий принцип» Бориса Юхананова в «Школе драматического искусства» — длится 11 часов.
Читайте также:
- Как ушли из жизни экс-министр Щёлоков и последний из «Джентльменов удачи». Этот день в истории: 13 декабря
- Обман Ванессы Мэй, триумф Греты Тунберг, Борису Щербакову — 75. Этот день в истории: 11 декабря
- Жестокое убийство кассира в Минске и премьера фильма «Аватар». Этот день в истории: 10 декабря
Смотрите также: