Прикоснуться к палубе крейсера «Аврора» и ударить в рынду. Репортаж из минского морского клуба
В доме № 75, корп. 1, на пр. Победителей действует морской клуб «32 румба», созданный на базе районного Центра дополнительного образования детей и молодежи «Контакт» в 2008 году. Что там интересного можно посмотреть и о чем узнать, выяснили корреспонденты агентства «Минск-Новости».
Клуб основал капитан-лейтенант запаса Тихоокеанского флота минчанин Александр Жигальский.
— Когда он бросил якорь в Беларуси, стал вести здесь кружок судомоделирования, — рассказывает педагог-организатор центра Татьяна Камчиц. — Со времен службы во флоте у него остались различные артефакты, тематическая литература, и он решил создать в помещении, где занимался с детьми, экспозицию. Своими руками. Его уже нет в живых, но то, что он собрал, бережно храним и пополняем.
На базе клуба районный центр дополнительного образования ведет гражданско-патриотическое воспитание школьников: там принимают в пионеры, организуют встречи с военными моряками и ветеранами Великой Отечественной, проводят экскурсии.
Как рассказывает член совета Минской областной организации общественного объединения «Белорусский союз военных моряков» главный корабельный старшина Владимир Качура, который проводит в клубе экскурсии для детей, только в объединении насчитывается около 1,5 тысячи человек, а служивших во флоте наших земляков куда больше. Воевали на море белорусы еще в царской России.
Парусный флот
Подвигам наших соотечественников тех времен посвящен первый зал клуба. У входа — настоящая рында. Посетителям говорят: если загадать желание и ударить в этот судовой колокол, оно обязательно сбудется. В помещении — макеты военных кораблей прошлых веков. Их смастерили ребята, которые занимались в кружке судомоделирования. В центре — бриг «Меркурий».
— Это небольшой сторожевой корабль, командиром которого был наш земляк Александр Казарский, — рассказывает Владимир Николаевич. — В 1829 году во время русско-турецкой войны «Меркурий» попал в засаду двух линейных кораблей противника, в разы превышавших его по размерам и вооружению. Несмотря на это российский бриг вышел из многочасового боя победителем. Каждому члену экипажа император Николай I пожаловал Георгиевский крест, а капитану-белорусу еще и дворянский титул. Первый памятник, появившийся в Севастополе, посвящен Казарскому и подвигу брига «Меркурий». Его открыли спустя 10 лет после тех событий. Знаменитое сражение вдохновляло и художников. Например, среди работ Ивана Айвазовского есть картина «Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями».
Самая первая подводная лодка в металлическом корпусе, созданная в начале XIX века, была сконструирована по чертежам Карла Шильдера. За немецким именем скрывается в каком-то роде наш земляк — уроженец Невельского уезда в то время Витебской губернии. Белорусы служили на знаменитых крейсерах «Варяг» и «Аврора», в экспозиции клуба «32 румбов» даже есть настоящий фрагмент палубы последнего.
— Во все времена белорусов очень уважали во флоте за дисциплинированность, исполнительность и смекалку, — говорит Владимир Качура. — Среди прославившихся военных моряков — матрос Федор Соманчук родом из деревни Переделка Лоевского района. Во время Первой мировой войны он служил на эсминце «Гром», который попал под обстрел немецких кораблей и потерпел крушение. Вся команда эвакуировалась, но Соманчук вернулся на «Гром» и взорвал его, чтобы противнику не достался трофей. Взрывной волной матроса отбросило в море, где его подобрали и взяли в плен немцы. Из него герой сбежал, а уже в 50-х годах прошлого столетия его наградили орденом Красного Знамени. Случай уникальный: советская награда матросу досталась за события, произошедшие еще до образования Советского Союза.
Вторая мировая
В годы Великой Отечественной войны свой вклад в борьбу с захватчиками внесли и белорусские моряки. Им посвящен второй зал клуба. Попав сюда, как будто оказываешься в трюме корабля. Этот антураж основатель «32 румбов» создал своими руками.
— В советское время на территории Синеокой были 4 военные флотилии: Западно-Двинская, Припятская, Пинская и Днепровская, — продолжает Владимир Качура. — По нашим рекам ходили катера под военно-морскими флагами. Еще с 1920-х годов существовала Польская Пинская военная флотилия. Когда запад Украины и Беларуси отошли Советскому Союзу, из захваченных польских кораблей образовали Пинскую военную флотилию, которая и встретила первый удар фашистской Германии. На вооружении бронекатеров — пулеметы «Максим». Хоть оружие на то время и грозное, но учитывая, что основной ударной силой врага были самолеты, корабли не смогли оказать должного сопротивления. Зато позже, в 1944-м, гнала немцев Днепровская военная флотилия.
В зале обращает на себя внимание панорама «Освобождение Пинска». За участие в тех боях Днепровская флотилия награждена орденом Красного Знамени, копию которого также можно увидеть в экспозиции.
Это единственная флотилия советского военно-морского флота, которая дошла до Берлина, хоть это было не так просто: где-то суда перемещались на эшелонах, где-то моряки тащили их волоком. В «32 румба» даже есть фотография, на которой советский военно-морской флаг развевается на фоне Рейхстага. За берлинскую операцию флотилию наградили орденом Ушакова I степени. Среди моряков, служивших в ней, 21 Герой Советского Союза.
Под водой
В третьем зале клуба много интересного о белорусских моряках-подводниках. Кстати, Владимир Качура — один из них. Поэтому о подводных лодках, особенностях быта экипажа и других нюансах он знает всё. В экспозиции есть макеты подлодок, элементы одежды матросов и много других интересных экспонатов. К слову, в истории было немало военных судов, носивших имена белорусских городов: «Гомель», «Брест», «Минский комсомолец»… Только кораблей «Минск» насчитывалось штук пять, а два корабля-тезки нашей столицы служат на Балтике до сих пор.
Наш гид обращает внимание на один из стеллажей. Он посвящен подлодке «Курск», затонувшей в 2000 году. Среди погибших членов экипажа было 4 наших земляка. В клубе есть настоящий фрагмент подлодки и 2 звена якорной цепи.
Посетив экспозицию, можно вспомнить и о более давней трагедии: подводная лодка «Комсомолец» вместе со всей командой затонула в 1989-м, тогда на ней служили 4 белоруса.
Был в истории подводного флота и случай, когда наш земляк, рискуя жизнью, спас экипаж и корабль. Этот герой — мичман Иван Кулаков.
— Подводная лодка «К-19», 1961 год, радиационная авария, — начинает рассказ Владимир Качура. — Старшина Кулаков вызвался спуститься в реактивный отсек, починил паропровод и спас тем самым лодку и экипаж. Но получил огромную дозу облучения, что привело к острой лучевой болезни. Чтобы спасти моряка, советские врачи впервые выполнили пересадку костного мозга. Пациент не только перенес операцию, но и прожил после нее более 40 лет: в 2008 году Ивана Петровича не стало.
Познакомившись с экспозицией клуба «32 румба», можно открыть для себя еще много имен и историй, достойных экранизации. И все они о нас, белорусах.
Как рассказала заместитель директора по учебно-методической работе центра «Контакт» Светлана Кравчук, в этом году проект по патриотическому воспитанию учащихся, который реализуется на базе клуба «32 румба», получил грант Мингорисполкома по итогам городского конкурса «Опыт и инициатива педагогов — ресурс образования столицы». В ближайших планах — создание виртуальной экскурсии по морскому клубу. Запустить ее хотят к новому учебному году.
Фото Павла Русака
Смотрите также:
https://youtu.be/Aor6PGLHeuA