izobrazhenie viber 2024 12 02 13 49 07 533

«Прилетели в Мексику — и попали в тюрьму». Как семья из Минска покоряет высочайшие вулканы мира

Эльбрус, Килиманджаро, Демавенд и Орисаба — далеко не весь список вершин, которые удалось покорить семье Лапко. Еще совсем немного — и Анастасия с Константином станут первой семьей в Беларуси, которая совершит восхождение на семь высочайших вулканов мира. Подробнее об этом — в сюжете корреспондента агентства «Минск-Новости».

Невероятно: семья минчан покоряет высочайшие вулканы мираНевероятно: семья минчан покоряет высочайшие вулканы мира

— Мы с супругом путешествуем давно. Побывали во многих странах мира. Однажды нам пришла идея заняться альпинизмом. Все началось с Эльбруса, — отметила Анастасия Лапко.

Но ни одно путешествие, по словам туристов, не обходится без приключений. Последнюю поездку в Мексику семья запомнит надолго…

Альпинисты-любители уверены — путешествовать бюджетно может каждый, главное — проявить терпение и смекалку.

Подготовила Ирина Плоцкая

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Кто прав, кто виноват. Минчанка смогла обменять сломавшийся телевизор, срок гарантии на который истек

Жительница Минска без особых проблем обменяла сломавшийся телевизор, срок гарантии на который уже истек. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».    

depositphotos 62194893 s 2019

Фото носит иллюстративный характер, фото Depositphotos

Смотрите в паспорт

Людям свойственно заблуждаться. Причина чаще всего в багаже ложных знаний. Вот указано на ценнике в магазине, что гарантия на телевизор один год, — и покупатель сразу смотрит на товар с подозрением. Что это у него за производитель такой, раз не может поручиться за сделанную вещь? Да у нас молоко в открытом пакете без проблем простоит в холодильнике полгода и не скиснет! На самом же деле ориентироваться следует не на гарантию, а на срок службы бытовой техники. У хорошего производителя он может составить 10 лет, а у совсем хорошего — даже 15. Все зависит от качества исходных компонентов и их сборки. На ценниках срок службы телевизора, как правило, не пишут, все-таки не эпитафия на памятнике, зато эта информация есть в техническом паспорте.

К слову, о гарантиях. Заявленный продавцом один год — это ни о чем, барьер для самых бесхребетных. Потому что отстаивать свои права, требовать бесплатного ремонта или замены телевизора вы можете в течение двух лет и никак не меньше. А сейчас читайте, как поступают умные люди.

Кто хозяин ситуации

— Действительно, история в чем-то поучительная, — рассказывает юрисконсульт Регионального общества защиты потребителей Мария Толстик. — Все исходные данные, описанные вами, совпадают. Жительница Минска приобрела телевизор, причем не самую дешевую модель — стоимостью 2 400 рублей. Гарантийный срок, заявленный продавцом, составлял ровно один год. И вот уже по окончании этого периода аппарат сломался. Наша горожанка была продвинутым покупателем, законодательство о защите прав потребителей знала, поэтому поначалу обратилась не в магазин, а в авторизированный сервисный центр.

Мария Александровна, давайте просветим и непродвинутых покупателей. Почему на первом месте сервисный центр, а не магазин?

— Все просто. Да, существует такое понятие, как гарантийный срок. Само же слово «гарантия» в юридической практике отсутствует. Речь идет о конкретном промежутке времени, в течение которого потребитель выступает хозяином ситуации. Если в приобретенной им вещи что-то сломалось, он по своему усмотрению может требовать возврата денег, замены на аналогичную, бесплатного ремонта.

2151564184

Фото носит иллюстративный характер, freepik.com

— То есть когда где-нибудь на рынке у продавца висит бумажка «гарантия три года», это все равно что написать «мамой клянусь»?

— Совершенно верно. Юридической силы такие заявления не имеют. Гарантийные сроки оговаривают в договоре купли-продажи. Если конкретно, то их вписывают в технический паспорт изделия, выдают отдельным талоном и так далее. Форма не важна, суть в том, что продавец обязуется обеспечивать все потребительские свойства товара в течение определенного промежутка времени.

— А если я как хозяин ситуации возьму и уроню телевизор?

— Здесь мы подходим к самому интересному. Если гарантийный срок не истек, вы просто ставите продавца в известность о поломке. Самому отвозить телевизор в магазин или сервисный центр не нужно. Вещь тяжелая, еще действительно уроните. Прямая обязанность продавца — разобраться в причинах происшедшего. Что ломается в телевизоре? Я не специалист, но, думаю, всякого рода электроника, матрицы, операционные системы и прочее. Если продавец не усмотрит, что вы копались в аппарате с отверткой и гладили на нем белье, то налицо производственный брак.

Неужели продавец сам будет изучать электрические внутренности?

— Это его проблемы. Пусть везет в сервисный центр или отсылает на завод изготовителя. На все про все у него максимум 14 дней, а также обязанность выдать вам исправный телевизор на подмену.

Завод, допустим, в Китае, а сервисный центр завален заказами.

— Ничего-ничего, поторопится. Иначе за каждый день просрочки будет набегать пеня в размере 1 % стоимости телевизора. В общем, ответ дадут и даже поинтересуются дальнейшими планами: намерены ли вы требовать ремонта, хотите взять деньгами, расторгнув договор купли-продажи, или согласитесь на новый телевизор? Но, повторюсь, мы говорим о случаях, когда не истек гарантийный срок. А вот если он закончился и со дня продажи не прошло еще двух лет, то это тоже интересно. Вы с продавцом меняетесь ролями. То есть сами будете доказывать, что брак произошел не по вашей вине.

ремонт телевизора

Фото носит иллюстративный характер, фото Depositphotos

— А как это?

— Точно так же, как поступила наша минчанка. Женщина обратилась в сервисный центр, заплатила за диагностику около 100 рублей. Специалисты вынесли заключение, что вышел из строя некий электронный модуль. Причина чисто техническая, сам телевизор эксплуатировался без нарушений. Ремонт и замена модуля будут стоить свыше 1 000 рублей. И вот только имея на руках документ, минчанка с письменной претензией обратилась к продавцу.

Разойдемся миром

Чего хотела и как отреагировал магазин?

— Наша героиня запросила такую же модель, но исправную. Магазин сказал «нет». В смысле, у него нет ни аналогичной модели, ни желания удовлетворить требования потребителя. Минчанка обратилась уже к нам, и на адрес магазина ушла новая претензия, от имени общества.

— Что же вы такого написали?

— Изложили ситуацию, в частности привели выдержки из статьи 21 Закона «О защите прав потребителей» в части сроков предъявления требований в отношении недостатков товара. Цитировать положения закона не буду, отмечу лишь, что в нем говорится и про два года, и про обязательность удовлетворения претензий нашей подзащитной. В интересах минчанки также заявили о выплате ей неустойки и компенсации понесенного морального вреда. В противном случае мы оставляли за собой право обратиться в суд.

Это серьезно. Для ответчика проигрыш дела в суде — это еще и штраф, репутационные потери.

— В магазине, видимо, посчитали так же. Аналогичной модели телевизора у них действительно не оказалось, наша подзащитная подобрала похожую, правда, на 200 рублей дороже. В обычном случае она должна была бы произвести доплату, но стороны пошли на мировую: минчанка не стала настаивать на компенсации морального вреда и выплате неустойки, а продавец согласился с недополучением 200 рублей.

Небольшие осадки прогнозируются в Беларуси 9 декабря

Облачная погода будет преобладать в Беларуси 9 декабря, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на Белгидромет.

Прогноз погоды в Беларуси на 7-9 декабря 2024 годаПрогноз погоды в Беларуси на 7-9 декабря 2024 года

Во многих районах республики пройдут небольшие осадки в виде снега, мокрого снега и дождя. Местами могут образоваться слабые туман и гололед. На дорогах возможна гололедица. Ветер ожидается восточной четверти, 4–9 м/с. Атмосферное давление будет повышаться.

Температура воздуха в течение суток окажется в пределах от –3 °С до +3 °С.