Несмотря на свой расцвет во времена СССР, сейчас карикатура не пользуется особой популярностью. Об истории карикатуры и о том, почему этот жанр в стенгазетах был не всегда объективен, читайте в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Вчерашний день
Очень жаль, что после начала широкого распространения технологий визуализации СМИ карикатура не то чтобы перестала существовать, а почти исчезла из поля зрения. Конечно, существует печально известный всему миру французский бумажный сатирический журнал «Шарли Эбдо», тираж которого в 2015 году достигал 7 млн экземпляров в неделю. Однако это, что называется, единичный случай.
Тем не менее, несмотря на явный агитационный характер, карикатура всегда пользовалась большой популярностью и отличалась эффективностью. Еще Михаил Кутузов, зная болезненное отношение императора Наполеона к ней, образовал при своем штабе особую типографию. Но карикатуристы СССР превзошли дореволюционных предшественников. Например, плакат, на котором коллективный Запад «к России с миром тянется рукой, а полякам винтовки подает другой», времен советско-польской войны (1919–1921) говорил о двурушничестве капиталистов ярче и понятнее длинных разоблачительных текстов. На художников возложили особую миссию: просвещать безграмотное население.
Сначала это делали «Окна сатиры РОСТА» — плакаты, созданные живописцами и поэтами в системе Российского телеграфного агентства. В их числе – Владимир Маяковский, Казимир Малевич, будущий знаменитый иллюстратор Борис Ефимов, кстати, сын мещанина из Смиловичей Минской губернии. Фактически это были зарисовки к телеграммам, передаваемым агентством в советские газеты. Основной секрет плакатов – в простоте и доступности их подачи: «Хочешь побороть холод, голод? Хочешь есть, пить? Спеши в ударную группу образцового труда вступить!» Такие агитки напрямую обращались к естественным потребностям и инстинктам. Излагались в привычной большинству граждан форме частушек. Либо высмеивали, оглупляли, изображали кровожадными противников советской власти.
«Окна сатиры РОСТА» просто и лаконично действовали на затруднявшихся в своем политическом выборе. Для рабочих и крестьян плакаты стали проводниками в понимании декретов власти СССР, не всегда ясных в печатном изложении. Например, лозунг с картинками к посевной кампании гласил: «Выполнил советский план. Зря не тратил время! И за это сразу дан орден мне и премия!» Куда уж проще и понятнее.
История на глазах
Пожалуй, самыми известными в Союзе карикатуристами стали Кукрыниксы. Псевдоним составлен из первых слогов фамилий Михаила КУприянова и Порфирия КРЫлова, а также из первых трех букв имени и первой буквы фамилии их коллеги НИКолая Соколова. С 1924 года трио трудилось как творческий коллектив советских художников-графиков. По их работам можно изучать историю СССР и его внешнюю политику. Например, в начале 1930-х в Москве до строительства метро наблюдался транспортный коллапс, а на железных дорогах был изрядно изношен и почти не обновлялся паровозный парк. В газете «Правда», журнале «Крокодил» друг за другом выходили карикатуры Кукрыниксов на эти темы. Однако смеялись только рядовые граждане. Чиновники, ответственные за эти отрасли, понимая, что в рисунках отражена позиция высшего руководства, в панике старались исправить положение.
Конечно, трио не избежало служения сталинской политике. Своим искусством карикатуристы помогали в неоднозначных кампаниях по раскулачиванию, разоблачению врагов народа. Но вскоре листовки с их антифашистскими плакатами сопровождали советских солдат до Берлина, вселяли веру в Победу. И это не просто пафосные слова. Люди привыкли: зарисовки Кукрыниксов — обращение к народу, придававшее дополнительные силы и оптимизм. Популярностью пользовался формат «Окна ТАСС». Плакаты призывали к защите Родины, высмеивали болтунов, сплетников. А в 1946-м знаменитая тройка побывала на Нюрнбергском процессе и в своей острой манере изобразила обвиняемых нацистов, их защитников.
После Великой Отечественной Кукрыниксы в жанре карикатуры продолжали серию работ в цикле «Холодная война». Хватало и других тем: война в Корее, Кубинская революция, Карибский кризис, война во Вьетнаме. Все зарисовки выражали антивоенную позицию СССР и высмеивали военщину стран-агрессоров.
Злые картинки
Еще до Великой Отечественной со страниц всесоюзной прессы карикатура как жанр спустилась в коллективы рабочих и служащих. Заводские художники высмеивали в стенгазетах прогульщиков, выпивох, нарушителей дисциплины. Не всегда это казалось объективным. Бывало, человек хотел добиться справедливости от начальства, а его предавали «анафеме» на карикатурном плакате как жалобщика или склочника. В результате коллегу переставали воспринимать всерьез, некоторые высмеивали. Еще страшнее это действовало в школах и пионерских лагерях. Хотя если ребята видели в стенгазете очевидное искажение действительности, явно или тайно принимали сторону критикуемого, как в фильме «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» (1964).
После начала хрущевской оттепели в СССР появилась целая плеяда карикатуристов, использовавших внутренние социальные темы. Однако разрешили критиковать лишь сферы обслуживания, общественного питания и им подобные.
С августа 1945 года в Минске издавали журнал сатиры и юмора «Вожык», появившийся в июле 1941-го как плакат под названием «Раздавим фашистскую гадину». В 1960-е были известны белорусские карикатуры Фёдора Шматова. Полвека вызывали улыбку и заставляли задуматься сатирические работы художника Николая Гиргеля, сотрудничавшего с «Вожыком» и газетой «Рэспубліка».
Новым словом в советской карикатуре стало появление в 1967 году в «Литературной газете» юмористического раздела «Клуб 12 стульев». Мастера смешного рисунка Виталий Песков, Владимир Иванов, Игорь Макаров ушли от осмеяния людей, сделав карикатуру тонкой, философичной. Подобные работы печатали и на страницах «Комсомольской правды», «Известий», других крупных газет. Может, этому жанру пришло время вернуться и в современные издания?
Читайте также:
Как велосипед завоевывал популярность, менял жизнь людей
От цилиндра и берета до петушков. Рассказываем, какие головные уборы носили в советское время
Почти 20 лет белорусы дважды за одну ночь отмечали Новый год. Почему это происходило
Как фотодело стало в СССР увлечением миллионов
От Российской империи и до наших дней: как появились дружинники