1200 90

Психолог Лариса Суркова рассказала про детскую зависимость от гаджетов и депрессию у ребенка

Кандидат психологических наук, автор книг и блогер с миллионной аудиторией Лариса Суркова стала гостьей шоу «ОК на связи!» в социальной сети «Одноклассники». В интервью она поделилась, почему дети рано взрослеют и как пандемия спровоцировала детскую депрессию.

0t4a1841

Запись эфира доступна в официальной группе «ОК на связи!» в «Одноклассниках».

Расшифровка ярких моментов эфира.

Про взросление и развитие детей

 — [Про раннее взросление]: из-за чего это происходит?

— Есть несколько теорий раннего взросления, почему наступает так рано подростковый возраст. Первая теория — гормональная, она не имеет к психологии прямого отношения. Из-за того, что слишком много гормональных средств в жизни ребенка, и не только средств. Это не только лекарства, но и пища наша.

Вторая теория — так называемая информационная. Мы тем объемом информации, который выливаем на детей — так жизнь устроена, на самом деле, это не потому, что это хорошо или плохо, это факт — мы заставляем взрослеть их раньше. Раньше ребенок в три года, если мы посмотрим фотографии, например, 30-летней давности, — это вообще, это кабачочки еще такие. Совершенно милейшие такие.

Сейчас ребенок в три года — хорошо, если ему планшет в руки не попал, а то он уже и там сидит и все уже умеет и делает. Умеет списывать деньги в аккаунтах родителей на маркетплейсах, там корзину пополнять. Все, что угодно, да. То есть в год у нас пульт от телевизора у детей, они разбираются с ним только.

Наверное, это не плохо и не хорошо. У нас активные мамы — это здорово. Они рано выходят в люди после родов, они везде могут прийти с ребенком, посмотреть и кино, и в Третьяковскую галерею, и путешествовать — да куда угодно. Эта информация, мозг вынужден под нее подстраиваться.

— Сейчас с года буквально-таки начинают <…> на развивашки отдавать. Как к этому относиться?

— На самом деле, раньше начинают гораздо заниматься, месяцев так с 5–6. Я всегда за. Знаете почему? Потому что это способ для мамы выйти из дома. Вот пусть она идет, общается с людьми…

0t4a2667

— То есть это не развивашка для ребенка…

Да оставьте ребенка в покое. Ему достаточно мамы — то, что она его гладит по головке, то, что она дает ему кастрюлю и поварешку. <…> Ребенку это действительно в удовольствие, потому что главные игрушки для него — это то, во что играет мама. Если мама этим играет, значит, мама молодец, ей интересно, мне тоже интересно. И если мама находит для себя возможность выйти из дома, пойти пообщаться с другими мамами, а ребенок в это время будет не поварешками дома стучать, а там Монтессори дергать пособия туда-сюда — да на здоровье, пусть оно так и будет, в любом возрасте.

Но если это правда обучение, то необходимо сказать: «Остановитесь». Потому что ребенку это не нужно. Совершенно точно. Ему не надо, чтобы вы его учили пяти языкам до школы. Ему совершенно не надо — чему там у нас еще учат — ментальной арифметике, чтению. <…> Не надо ему, на самом деле, читать раньше времени, считать раньше времени, ему ничего не надо.

Ему нужно адекватное развитие. Сейчас ввели несколько лет назад такое понятие — экологичное развитие. Наверное, оно правильно, если иметь в виду, что экологичное — это то, что близко к истокам. То есть что это такое: мы идем по улице и говорим ему «листик зеленый», «это сосна», «это птичка — воробей», «это ворона», «это собака» и так далее. То есть ребенок это все в себя впитывает, активно пополняет свой словарный запас, потому что наша задача № 1 — это его крупная моторика, мелкая моторика и речевой запас. Мы должны, обязаны, наша святая родительская обязанность — заложить ему хороший словарный запас и позаботиться о его живой речи.

К сожалению, объем гаджетов, мультиков, планшетов и всего того, что есть сейчас у детей в жизни, тормозит речь. Сейчас это бич, это боль психологов, нейропсихологов, логопедов, неврологов, психиатров. Потому что дети говорят крайне некачественно и поздно. И это происходит из-за обилия цифровых технологий в их жизни.

0t4a2210

Про зависимость от гаджетов и детскую депрессию

— [В связи с распространением гаджетов у детей] нас ждет какая-то эпидемия психологических отклонений и неровностей вообще по всему земному шару — потому что это не только в России, это везде такое?

— Эпидемия уже есть. Потому что, к сожалению, мы видим зависимости от гаджетов, и видим их очень рано. Это, на самом деле, ужасно. Потому что можно увидеть в кабинете — особенно мне часто такие истории рассказывают психиатры из моей команды, потому что для них каждый раз это шок — когда приводят ребенка, его даже приводят с телефоном. Вот его приводят, ему 6 лет. Для того чтобы он просто зашел в кабинет к врачу, у него должен быть телефон. Он от него не отрывается.

Как только у него пытаются его оторвать — он кричит. Как только его пытаются выключить — он кричит. Причем кричит — не просто кричит, это истерика, это самобичевание, это битье головой об стену, они себя царапают. То есть это раннее проявление тяжелейших форм зависимости от гаджета. Им гаджет становится в какой-то момент роднее взрослого человека, который рядом с ним. Он для них более информативен. Они получают там положительную подпитку, потому что если это игра, ты выиграл — «Класс, я молодец», да. Или они получают там общение и друга, если это какой-то мультик.

Родители же — они все время, понимаете, пытаются прикрывать. Они говорят: «Вы знаете, у меня сын (родитель говорит) — а ему 5 лет — он может в телефоне пазл собрать из тысячи частей». Говоришь: «Классно, давайте». Кладешь перед ним из десяти — он ничего с ним не сделает. Десять частей.

— Натуральные, не в телефоне.

— Натуральные. Потому что все, да, здесь работает клиповое мышление. Совершенно другой способ восприятия информации. А когда нужно оторваться, потрогать руками, когда параллельно тебе не идет никакая озвучка, не сыплются «хлопочки», цветочки и так далее. То есть вот этого ничего нет. Оказывается, что, извините, у него моторика вообще там близка к нулю. Это обычно знаете когда происходит — вот это открытие. Когда они приходят, родители приводят ребенка на обязательную психологическую оценку перед школой. К счастью, это обязали делать. Это делается в государственных поликлиниках.

Когда приводят ребенка — а там ничего. Он все, что может, он может только в телефоне. А в реальной жизни он ничего не может. Он прыгнуть не может.

Ему говорят: «Малыш (уже не малыш, ему там 6 лет, но тем не менее). Малыш, подпрыгни на двух ногах». А у него просто: «Что это? Как подпрыгнуть? А на одной — как это? А мяч поймать одной рукой — в смысле, она только вот к этому привыкла».

То есть крупная моторика вообще у ребенка не работает. Это выключено. А значит, не будет ничего дальше: никакого письма не будет, никакого восприятия информации, никакого сидения по 40 минут. Как ему высидеть-то? Он не может сидеть, он не умеет этого делать, он не умеет своим телом управлять.

И вот здесь у родителей падают шоры с глаз. И они понимают, что как-то 6 лет жизни какие-то были непонятки. Дальше смешной момент происходит. Его приводят и говорят: «Полечите — я пока пойду кофе попью». И когда психолог говорит: «Так, подождите, так не будет». Потому что надо менять всю среду вокруг ребенка. Потому что если он привык, что ему дают телефон, мама с папой — в телефоне, все — в телефоне, происходит теплый и приятный семейный вечер, друг друга не видя. И мы хотим полечить ребенка, но мама с папой не собираются ничего менять в своей жизни — чуда не произойдет. Как он выключится? Все.

Придется менять сценарий развития жизни вашей семьи. Перечеркнуть все эти 6 лет, которые были до этого. Положить всем телефончики в сторонку. Начать с ребеночком говорить, бегать, прыгать, гулять, играть в настольные игры. Если вы хотите, чтобы в школе что-то там получалось — даже дело не в школе — если вы хотите вообще здорового психически и психологически ребенка.

0t4a2697

— То есть любая настольная игра намного круче скачанной программы?

— Однозначно. Потому что настольная игра хотя бы подразумевает, что вы общаетесь с живым человеком в этот момент.

— Ранние депрессии, которые сейчас, я слышал, поголовно ставят — чуть ли не с 10 лет детям ставят депрессию. Та проблема, о которой не подозревали буквально наши родители <…>, она тоже связана с этими гаджетами?

— Нет. К сожалению, стали ставить депрессии в COVID. Когда всех посадили дома, когда никто не знал, что будет впереди. Ребенок, он очень зависим от взрослых, которые рядом с ним.

— От эмоционального фона.

— Конечно. Родители для него — это обеспечение безопасности. Когда он подходит к маме и спрашивает: «Мама, а что у нас завтра, чем займемся, а какие у нас планы на выходные». А здесь мы впервые вообще в жизни все оказались в ситуации, когда ребенок подходит, а мама говорит: «А я не знаю». Потому что мы правда не знали, что будет завтра, вообще выйдем ли мы когда-то из дома, как мы будем жить. Родители не в состоянии были ответить ни на один вопрос своему ребенку про будущее.

— И подсовывали гаджет.

— И подсовывали гаджеты или включали телевизоры. Или неважно даже, чем-то вот они занимались. Но они находились в дикой тревоге. Сами находились в дикой тревоге.

Ребенку очень тяжело, когда у родителей и вообще у взрослых людей, которые их окружают, нет уверенности в происходящем. Потому что мы для них — гарант безопасности.

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Любить вопреки. Премьеру легенды о любви «Палачанка» представили в ТЮЗе

Легенда о любви по пьесе Алексея Дударева «Палачанка» воплотилась на сцене Белорусского государственного академического театра юного зрителя. На премьере побывал корреспондент агентства «Минск-Новости».

05 11 2024 kultura teatr spektakl polochanka pozhoga 25 kopiya

Директор ТЮЗа заслуженная артистка Беларуси Вера Полякова-Макей рассказала, что спектакль посвящается памяти белорусского драматурга и сценариста Алексея Дударева и художественного руководителя Белорусского государственного академического театра юного зрителя Андрея Андросика.

05 11 2024 kultura teatr spektakl polochanka pozhoga 01 kopiya

05 11 2024 kultura teatr spektakl polochanka pozhoga 02 kopiya

Эти люди внесли огромный вклад в развитие белорусского театрального искусства. Им мы посвятили этот спектакль. На мой взгляд, нам удалось сделать что-то новое и при этом сохранить прекрасный текст и те добрые традиции, которые существовали в ТЮЗе ранее, когда спектакль шел на нашей сцене. Я понимала, что Татьяна Самбук мощно покажет историю любви, обострит и усилит чувства. Уверена, что этот спектакль будет любим зрителями и получит новую жизнь— сказала В. Полякова-Макей.

05 11 2024 kultura teatr spektakl polochanka pozhoga 07 kopiya

05 11 2024 kultura teatr spektakl polochanka pozhoga 13 kopiya

05 11 2024 kultura teatr spektakl polochanka pozhoga 18 kopiya

05 11 2024 kultura teatr spektakl polochanka pozhoga 11 kopiya

05 11 2024 kultura teatr spektakl polochanka pozhoga 27 kopiya

05 11 2024 kultura teatr spektakl polochanka pozhoga 19 kopiya

Режиссер-постановщик Татьяна Самбук, художник-постановщик Лариса Рулёва и композитор и автор аранжировок Антон Смоленский опирались в произведении на любовную историю. Пьеса была сокращена, и на первый план вышла история, когда в особенную, праздничную ночь случайно встречаются и влюбляются друг в друга новгородский князь Владимир и полоцкая красавица — княжна Рогнеда. Они еще не знают ничего друг о друге, но влюбляются без памяти.

05 11 2024 kultura teatr spektakl polochanka pozhoga 24 kopiya

05 11 2024 kultura teatr spektakl polochanka pozhoga 21 kopiya

05 11 2024 kultura teatr spektakl polochanka pozhoga 32 kopiya

Владимир хочет прислать сватов к отцу Рогнеды, но его опережает посланник Ягайлы. Кроме того, посланник рассказывает о происхождении Владимира, что его матерью была простая ключница. Теперь нечистое происхождение Владимира и беспокойство о брачном союзе толкают отца Рогнеды Рогволода к обману. И тогда отверженный и оскорбленный Владимир решается на ужасное… Влюбленный мужчина превращается в свирепого и беспощадного завоевателя.

05 11 2024 kultura teatr spektakl polochanka pozhoga 28 kopiya

05 11 2024 kultura teatr spektakl polochanka pozhoga 16 kopiya

05 11 2024 kultura teatr spektakl polochanka pozhoga 36 kopiya

05 11 2024 kultura teatr spektakl polochanka pozhoga 30 kopiya

Фото Сергея Пожоги, видео автора

Белорусский рубль укрепился к доллару и юаню на торгах 6 ноября

По результатам торгов на Белорусской валютно-фондовой бирже 6 ноября отечественный рубль укрепился к американской и китайской валютам, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».

валюта доллары деньги

Фото pexels.com

Доллар оценивается в 3,3312 рубля, евро эквивалентен 3,6435 рубля, 100 российских рублей стоят 3,4197 белорусского, а 10 юаней — 4,6976 рубля.

На 6 ноября Нацбанк установил курс доллара на уровне 3,3324 рубля, евро — 3,6299 рубля, 10 юаней стоят 4,7308 рубля, 100 российских рублей — 3,4152 белорусского.

Лучшие курсы валют в обменных пунктах: доллар при покупке — 3,312, при продаже — 3,316 рубля. Евро: покупка — 3,582, продажа — 3,589 рубля. 100 российских рублей: покупка — 3,405, продажа — 3,414 рубля.