ПУСТЬ МЕНЯ НАУЧАТ. Можно ли создать произведение искусства из строительной штукатурки
Просторная мастерская с панорамными окнами залита утренним солнцем. По периметру помещения расставлены мольберты. Картины на них выполнены в технике барельефа. Вот объемное изображение Несвижского замка. Его угловые башни, арки и даже лепнина фронтона точь-в-точь повторяют оригинал. Автор работы — Алексей Грук. Он поясняет, что для создания подобного 3D-полотна использует прежде всего штукатурку. Почему не гипс? Он быстро застывает. А мастеру нужно некоторое время, чтобы довести изображение до совершенства. Секреты мастерства узнавала корреспондент агентства «Минск-Новости».
— Картину создаю по фотографии исторического объекта. Скоро приступлю к раскрашиванию. Пожалуй, это моя любимая часть работы, — говорит Леша.
Он учится в Минском государственном профессиональном лицее № 7 строительства. Два года назад узнал, что здесь готовят не только рабочих, занимающихся отделкой помещений, но и творческих специалистов.
— Стану реставратором декоративных штукатурок и лепных изделий. С детства мечтал о профессии, связанной с красками и кистями, — признается Леша.
— А маляр чем не устраивал? — спрашиваем у юного художника.
— Устраивал! — улыбается парень. — Нас учат различным видам отделочных работ. Но когда сажусь за картину, я отдыхаю душой, творчески отрываюсь.
На реставраторов в лицее стали набирать три года назад. Как раз нынешним летом будет первый выпуск. И все ребята разойдутся по крупным строительным организациям.
— Такие специалисты очень востребованы. Конечно, по-прежнему нужны маляры и штукатуры, но каждый десятый из них должен быть реставратором. Это довольно узкое направление. Сегодня мы придаем большое значение не только новому строительству, но и поддержанию сложившейся архитектуры, — поясняет заместитель директора лицея Андрей Ермолик. — Проезжая по минским проспектам, замечаю, что со временем красивая лепнина на зданиях, барельефы разрушаются. Штукатур может отремонтировать, но сделает это нехудожественно. А наши ребята будут поддерживать красоту исторических объектов в столице.
Во время учебы юноши и девушки изучают основы архитектуры и реставрации, черчение, композицию и лепку. На выходе — уникальный специалист, который может заниматься отделочными работами, художественно оформлять поверхности, восстанавливать старинные штукатурки и декоративные элементы. Если на здании повреждена лепнина, ребята делают ее слепок, а затем в мастерской воссоздают аналог, добавляя недостающие кусочки. Работают специальными мастихинами или профессиональными стеками. Качественная работа реставратора сегодня оценивается в 1 000 рублей и выше в месяц. На специальности предусмотрен конкурс среднего балла документа об образовании. Также ребята сдают внутренний экзамен по рисованию.
Второкурсница Лилия Гусева в мастерской создает экокартину из сухих цветов.
— Поступила в строительный лицей, но все удивляются, когда говорю, что у меня творческая профессия. Здесь я художник, создаю предметы искусства, которые сегодня ценятся дизайнерами. Например, покрываю сухоцветы тонким слоем штукатурки, и они замирают во времени, сохраняя свою удивительную фактуру и природную красоту, — рассказывает будущий реставратор.
Лилия уже оттачивала мастерство на практике. Ей довелось восстанавливать поврежденную декоративную отделку стен. Работала по фотографиям.
Фото Павла Русака
Еще материалы рубрики:
ПУСТЬ МЕНЯ НАУЧАТ. Чачоха, тыквенные, сырные: готовим блины вместе с учащимися колледжа кулинарии
ПУСТЬ МЕНЯ НАУЧАТ. Репортаж из столичного колледжа кулинарии
ПУСТЬ МЕНЯ НАУЧАТ. Побывали в колледже электроники, где обучают востребованным сейчас профессиям
Смотрите также: