Расследование продолжается. Какие преступления совершали нацисты в Минске и Беларуси
Международный день памяти жертв преступления геноцида отмечается 9 декабря. Генеральная прокуратура Беларуси продолжает изучать новые факты и исследовать доказательства зверств, совершавшихся на наших землях в годы Великой Отечественной войны. Подробности выяснял корреспондент агентства «Минск-Новости».
Накануне
Преступный умысел уничтожения людей определенных наций был заложен в основополагающих нормативных документах нацистской Германии. Они также были изучены в ходе расследования уголовного дела. В их числе – и генеральный план «Ост». По нему предполагалось в течение 25–30 лет уничтожить и депортировать за Урал 75 % белорусов, а остальных — онемечить.
Кроме того, известно, что минимум трижды во время выступлений перед высшим командным составом вермахта, в январе, феврале и марте 1941 года — накануне войны, Гитлер декларировал «тотальное разрушение», «уничтожение СССР как государства».
Советские граждане получили статус «недолюдей». Фактически зверства по отношению к мирному населению захваченных территорий СССР становились государственной политикой нацистской Германии, а солдаты и офицеры вермахта никакой ответственности за свои действия не несли.
Палачи и жертвы
Оккупанты начали реализовывать кровавые планы с первых же дней войны. На территории Беларуси убиты не менее 3 млн мирных граждан и военнопленных. Можно говорить о том, что массовое уничтожение населения было поставлено на поток: расстрелы и виселицы, газовые камеры и сжигание, голод и распространение эпидемий…
На территории Беларуси было организовано свыше 530 мест принудительного содержания. Для находившихся в них узников создавались невыносимые условия, чтобы они умерли как можно быстрее. Кроме того, в рабство угнали свыше 380 тыс. человек, многие из которых погибли от голода, холода, насилия и болезней.
В ходе проведения предварительного расследования по уголовному делу о геноциде белорусского народа путем допросов и изучения архивных документов получены сведения о том, что судьбу Хатыни разделили около 1 100 ранее не учтенных сел и деревень. Таким образом, общее количество сожженных оккупантами небольших населенных пунктов превысило отметку в 10 200. Часть из них уничтожена вместе с жителями. Многие города Беларуси столкнулись с катастрофическими разрушениями. В их числе – Минск, Гомель, Витебск, Полоцк, Орша, Борисов, Слуцк…
«Демонстрировал искусство издеваться»
Вслед за концлагерем в Дроздах появились и новые. В Шталаг-352 в Масюковщине и в лагерь на Логойском тракте бросили умирать десятки тысяч советских военнопленных с разных участков фронта. На месте Шталага в Масюковщине сейчас ведутся раскопки. Лагерь на ул. Широкой (современная Куйбышева) служил перевалочной базой для узников тюрем. Туда свозили жителей Минска за уклонение от трудовой повинности и неподчинение оккупационным властям. Позднее к ним стали добавлять заключенных из Бобруйска, Вилейки, Борисова. Людей оттуда бросали на уничтожение в Тростенец, а также в концлагеря Германии и стран Европы.
Сохранились воспоминания об этом лагере одного из его узников: «Лагерь на ул. Широкой располагался на месте довоенных кавалерийских казарм. В августе 1941 года лагерем управлял эсэсовец, сын белогвардейца Городецкий. В лагере собирались немецкие солдаты в качестве зрителей, а Городецкий демонстрировал свое искусство издеваться над беззащитными людьми. Он выбирал любого рабочего и избивал его при всех до полусмерти, а иногда и до смерти».
Конвейеры смерти
В 1941 году население Минска подбиралось к отметке в 300 тысяч человек. Немцы заняли город на седьмой день войны после кровопролитных боев и массовых бомбардировок, испепеливших целые кварталы в центральной и восточной частях города. Претворять в жизнь планы по уничтожению мирного населения оккупанты стали в буквальном смысле слова в первые же дни нахождения в Минске. Один за одним строились концентрационные лагеря. Первым стал лагерь для военнопленных на Переспе, который находился около Комсомольского озера на Долгиновском тракте. Туда захватчики согнали около 100 тыс. военнопленных. Спустя две недели людей из того места перевели в новый концлагерь — Дрозды. Он занимал 9 га между Долгиновским трактом и ул. Нововиленской. Там уже было собрано около 40 тыс. человек из гражданского населения Минска.
В концлагере не существовало никаких построек. Узники содержались в ужасающих условиях под открытым небом, безо всякой медицинской помощи. Министерский советник Ксавьер Дорш отмечал в докладной записке, что «…пленные живут 6–8 дней без пищи, в состоянии апатии, вызванной голодом… Люди, загнанные в тесное пространство, едва могут пошевелиться и вынуждены отправлять естественные потребности там, где стоят».
Тростенец
Этот лагерь смерти нацисты создали в сентябре 1941-го в 10 км от Минска по Могилевскому шоссе возле деревни Малый Тростенец. Он просуществовал вплоть до освобождения столицы БССР и стал молчаливым свидетелем беспрецедентных фактов геноцида со стороны фашистской Германии и ее пособников. По последним подсчетам, здесь убиты свыше 540 тыс. человек. В последние дни функционирования лагеря, в июне 1944 года, узников, которые еще оставались в лагере, немцы расстреляли.
Трагедия Тучинки
До войны в начале современной ул. Харьковской располагалось предместье Тучинка. Оно было известно глиняными карьерами, возле которых выросло несколько кирпичных заводов. Это место стало одним из крупнейших и наиболее длительных по использованию немцами для массового истребления людей. Оккупанты устраивали здесь казни вплоть до 1943 года, присмотрев карьеры как готовое место для захоронения многочисленных жертв.
С Тучинкой же неразрывно связана и трагедия Минского гетто. Оно насчитывало более 120 тыс. узников-евреев, из которых минимум 105 тыс. были убиты. Всего установлено не менее пяти массовых погромов в гетто, однако свидетели тех событий вспоминали и о других зверствах. Первый погром в гетто произошел в день Октябрьской революции, 7 ноября 1941 года. Мирное население построили в колонну, дали людям красные транспаранты и приказали инсценировать демонстрацию. Затем ее участников вывезли в Тучинку и расстреляли. Перед смертью у жертв выбивали золотые зубы. Многих укладывали в ямы живьем и стреляли в них очередями из пулемета. Детей убивали на глазах у матерей…
И это далеко не все известные места, где захватчики принудительно содержали, а потом убивали людей. Поэтому расследование уголовного дела о геноциде — это не только дань памяти погибшим, но и способ восстановления исторической справедливости, а также защиты интересов белорусов как нации.
Справочно
Расследование уголовного дела по факту геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны продолжается. Решение о его возбуждении в апреле 2021-го приняла Генеральная прокуратура Беларуси. В основу уголовного дела были положены сведения о гибели миллионов человек от рук захватчиков.