Ратуша, Троицкий монастырь, Гостиный двор. Где в Минске искать объекты в стиле классицизм и модерн
Говорят, архитектура — это застывшая музыка. Корреспондент агентства «Минск-Новости» решила изучить, какие мелодии можно «услышать», любуясь уникальными сооружениями столицы. Проводником в мир зодчества стал белорусский архитектор Дмитрий Бубновский.
Классицизм по-белорусски
Классицизм — это тоже возврат к традициям античной архитектуры, преимущественно римской классики. Основа эстетики стиля — ордер (канон, установленный порядок). Отсюда лаконичность, строгость, фундаментальность, осевая симметрия, сдержанность и предельная чистота жанра, четкие пропорции классицистических строений и ансамблей. Наиболее распространенные атрибуты — портики, колонны, треугольные и ступенчатые фронтоны, сферические купола, шпили.
— В Беларуси упомянутые выше монументальность и чистота жанра в некоторой степени характерны разве что для «казенных» (государственных) объектов. Частные строения знати более романтичны и человечны. В угоду этим качествам допускались отклонения от канона, — поясняет Д. Бубновский. — Рядовые постройки горожан лишь отдаленно напоминают классицистические мотивы. Их проекты выполняли чертежники (не архитекторы и даже не гражданские инженеры). Такие чертежи нужны были в первую очередь для получения согласования на строительство. В итоге возведенные по ним здания сохраняли только общие контуры замысла. К тому же в большинстве случаев даже крупные образцы классицизма в Минске создавались не с нуля, а являлись результатом перестройки существующих сооружений по новой моде. Искать хрестоматийные образцы классицизма в Минске — дело напрасное, этот стиль у нас выглядит довольно скромно и, может быть, даже провинциально. Но в этом и есть своя прелесть. Такая ситуация опять же характеризует белорусский менталитет. Имперскость классицизма не наш идеал.
Образцов классического стиля в столице немало. Вот самые яркие.
Ратуша (площадь Свободы, 2а)
Первая минская ратуша была возведена в 1600 году, в конце XVIII века перестроена в стиле классицизм (архитектор Ф. Крамер). На главном вытянутом фасаде выступала центральная часть, которая завершалась башней с полусферическим куполом со шпилем. Центральная часть и торцы здания были оформлены ионическими портиками с колоннами. Декоративное решение дополнялось коваными оградами балконов в портиках и на башне. Оригинальное здание снесли в 1857-м. Воссоздано по сохранившимся чертежам и изображениям в 2002–2004 годах.
Троицкий монастырь (улица М. Богдановича, 2)
До недавнего времени в этих зданиях располагалась 2-я городская больница (в 2010-е переехала в новый корпус), теперь здесь гостиничный комплекс. Изначально это был женский монастырь ордена базилианок, основанный в 1630 году. Каменный корпус построен в 1799-м. В 1840-е здание переоборудовано под больницу, возведены дом инвалидов, богадельня, служебные помещения.
Исторические корпуса изначально были двухэтажными, в советское время добавили третий этаж. В постройках четко видна симметричность, характерная вальмовая крыша (4-скатная, торцевые скаты треугольной формы). Фасады разделены на три части карнизными тягами. Окна обрамляют в основном простые наличники.
— Особого декора в комплексе нет, поскольку это больница, дом милосердия, — уточняет Д. Бубновский. — Изначально здания были покрашены известью, то есть белые, в советское время они стали желтыми. Сейчас, при реконструкции, желтым цветом выделены только надстройки 1930-х годов. Таким приемом проиллюстрирован последний этап истории формирования ансамбля.
Дом масонов (переулок Музыкальный, 5)
Здание построено в начале XIX столетия. Фасады с трех сторон имеют неглубокие ризалиты (выступающие части) и треугольные фронтоны с полукруглыми окнами. Первый этаж отделен тягами сложного профиля и поясом сухариков.
Сухарики — ряд небольших прямоугольных выступов, расположенных в виде орнамента на карнизе здания.
На втором этаже оконные проемы украшены наличниками и треугольными сандриками (разновидность карниза над проемом окна или двери). В простенках между окнами над главным входом — небольшие колонны дорического ордера.
Любопытно, что здание не перестраивалось и дошло до нас в неизменном виде. В основном в нем находились жилые квартиры. Известно, что некоторое время здесь жила семья Чеслава Монюшко (отца композитора Станислава Монюшко). Сейчас в доме находится Музей театральной и музыкальной культуры. А название «дом масонов» закрепилось по неподтвержденной версии: в здании якобы проходили собрания масонов.
Дом Ваньковичей (улица Интернациональная, 33а)
Чудесный образец городской усадьбы, построенной в конце XVIII века. Одноэтажное здание украшено колоннадой, по центру дома находится мансарда, на главном фасаде она видна в виде треугольного фронтона с полукруглым окном. Фасад украшают сухарики и пилястры (вертикальный выступ стены, изображающий колонну). Любопытно, что тыльная сторона здания практически повторяет главный фасад — те же колонны и остальной набор декоративных элементов.
Изначально усадьба принадлежала дяде и двоюродным братьям художника Валентия Ваньковича. В этом доме бывали художник Ян Дамель, композитор Станислав Монюшко, писатель Винцент Дунин-Марцинкевич, поэт Владислав Сырокомля. Сегодня в восстановленной усадьбе работает музей.
Образец еще одной городской усадьбы — Художественная галерея Михаила Савицкого (площадь Свободы, 15). Этот дом выглядит более скромно, он почти без декора, черты классицизма видны в четких пропорциях и симметричности, центральный ризалит завершается треугольным фронтоном. Украшением фасада стал кованый балкон над главным входом.
Это лишь несколько примеров зданий в классическом стиле. На самом деле такой архитектуры в городе сохранилось гораздо больше. Среди других ярких образцов белорусского классицизма можно отметить постройки на ул. Интернациональной, 21, 23 и 29, Раковской, 17.
Ушли в модерн
Жесткие каноны классицизма со временем стали обузой. Какими бы изысканными ни были классические ордера, постоянно компоновать из них новые архитектурные формы стало скучно, бесперспективно и безрадостно.
К тому же в период наполеоновских войн народы Европы вдоволь наигрались имперскими амбициями. Обращаясь к достижениям прошлого, люди обнаружили, что не только античность заслуживает внимания. К середине XIX века в отдельное научное направление выделилась история архитектуры. Вместе с ней появились неостили и эклектика (смешение стилей). В Минске ярким образцом неороманской архитектуры является костел Святого Симеона и Святой Елены (Красный костел), примером неоготики может служить костел Святого Роха на Золотой Горке (пр. Независимости, 44а), веяния неоготики наличествуют в образе замка Пищалы (ул. Володарского, 2). Тем не менее и эклектика, и неостили (в большей степени) продолжали оставлять за авторами право цитировать, а не говорить от своего имени.
Конец этой тенденции положил стиль модерн (он же югендстиль, ар-нуво, сецессия), возникший в конце XIX столетия. В пику архитектурным приемам прошлого (ордера, каноны и т. п.) этот стиль предоставил авторам право самовыражения, избавил от необходимости следовать многочисленным условностям. Главной целью стало достижение художественной выразительности. Предоставление авторам свободы творчества привело к многообразию проявлений модерна.
Например, яркий представитель западного модерна испанец Антонио Гауди прославился своими творениями, напоминающими природные силуэты и формы. Михаил Эйзенштейн (отец знаменитого кинорежиссера Сергея Эйзенштейна) причастен к появлению целого квартала в Риге, выстроенного в югендстиле. Его дома отличают богатая лепнина, даже целые скульптуры на фасаде или маскароны (украшение в форме головы человека или животного анфас).
А что же в Минске? И у нас есть образцы зданий в таком стиле.
Дом Лившица (улица Интернациональная, 16)
Это здание, без сомнений, обращает на себя внимание. Три цвета на фасаде (синий, голубой, оттенок серого), интересный абрис окон, красивые фронтоны (сразу три). Дополнительную выразительность главному фасаду придают не только игра цвета, но и сочетание рустованных, шероховатых и гладких поверхностей, вкрапление разноцветной майоликовой плитки, а также три балкона с ажурными литыми оградами.
Каменную двухэтажку в стиле модерн изначально возвели в 1890-м как доходный дом — квартиры в нем сдавали в аренду состоятельным людям. Здесь же размещались небольшая гостиница и контора минского банкира Леопольда Лурье. Почти через четверть века после возведения коммерсант Соломон Лившиц выкупил и реконструировал дом № 16. В итоге здание подросло еще на этаж. В народе его стали называть домом Лившица. Сейчас в нем располагаются различные офисы.
Доходный дом Костровицкой (пересечение улиц Володарского и Кирова, 26/11)
Возведен в 1911 году, принадлежал Ядвиге Костровицкой, сестре Эдварда Войниловича, построившего Красный костел в Минске. На первом этаже дома находились управление Либаво-Роменской железной дороги, аптека, общества взаимопомощи железнодорожников, на остальных — жилые помещения. В советское время в доме размещались комиссионный магазин и популярное кафе «Мядуха». Сейчас в здании работают салон мебели и объект общепита.
Строение состоит из трех частей: угловой и двух фронтальных (на ул. Кирова и Володарского), фасады которых оформлены различными по конфигурации оконными и дверными проемами, балконами, декоративным орнаментом, разнообразными керамическими вставками, фактурными оштукатуренными слоями. И здесь снова видим игру цвета и фактуры, которая придает дому выразительность (сочетание неоштукатуренных плоских стен из терракотового кирпича и побеленных оштукатуренных простенков, карнизов). Угол здания срезан, а на уровне второго этажа сделан эркер, над ним — трехгранный объем, который завершался башенкой (она не сохранилась).
Гостиный двор (площадь Свободы, дома № 2–10)
Этот объект — целый комплекс зданий — является своего рода перевертышем. Почему? Ведь его северо-восточный фасад, обращенный на ратушу и внутрь Верхнего города, представляет собой постройку классического стиля. А юго-западная часть, выходящая на ул. Ленина и Немигу, в 1909 году была перестроена. Там появился третий этаж, а фасад выполнен в стиле модерн. Смотришь с одной стороны: центральная часть украшена портиком с колоннадой и треугольным фронтоном над ним — типичный вариант классической постройки. Смотришь с другой: сочетание нескольких цветов на фасаде, лепной декор, резные деревянные ограждения балконов явно говорят в пользу модерна. Два стиля в одном комплексе.
Другие образцы модерна можно найти на ул. Советской, 14, Володарского, 7 и 12а, К. Маркса, 30. Архитектурные приемы в основном повторяются: игра цвета и фактуры на фасаде, изящные кованые ограждения балконов, оригинальные лепные детали на фасаде.
Фото Алексея Столярова, Ирины Малиновской, Юрия Мозолевского, Анатолия Дрибаса и Павла Русака