«Разбираться в людях меня учит работа». Столичный таксист рассказал о своих трудовых буднях
О братстве таксистов и клиентах со странностями корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказал столичный таксист Алексей Резько.
Сегодня таксистом может стать любой, главное — иметь права соответствующей категории и два года водительского стажа. Порой этим пользуются даже иностранцы: берут в аренду авто с шашечками и колесят по Минску. Многие при этом не имеют разрешения на работу на территории нашей страны, а некоторые и вовсе едва понимают русский. Таких регулярно изобличают сотрудники столичных милицейских подразделений по гражданству и миграции.
А. Резько за рулем такси уже восемь лет, какое-то время трудился в России. Он уверяет: в стране-соседке перевозчики более наглые и беспринципные, а так ничем не отличаются от наших. Успел поработать и водителем службы такси бизнес-класса. К таким сотрудникам у нанимателей особые требования: соответствующие морально-деловые качества и внешний вид — костюм, рубашка, галстук.
— По образованию я учитель истории. После окончания вуза отработал по распределению и стал искать что-то по душе. И нашел, — улыбается Алексей. — Вообще, я езжу на всем, у чего есть двигатель и колеса.
По словам собеседника, сегодня компании, занятые в сфере перевозок пассажиров, стараются отслеживать режим труда и отдыха своих сотрудников. Если разрешенное время близится к завершению, на их гаджетах высвечивается соответствующее уведомление. А когда оно полностью выходит, водителю перестают поступать заказы. Есть и такие, кто в погоне за длинным рублем пытается обманывать систему, ставя под угрозу не только свою жизнь, но и безопасность пассажиров.
Как-то Алексею приходилось доставлять пассажира от подъезда до подъезда одного и того же дома. Клиент был настолько подуставший от выпитого алкоголя, что на своих двоих преодолеть расстояние в несколько десятков метров попросту не мог.
— Говорят, таксисты — хорошие профайлеры: могут чуть ли не с первого взгляда определить, есть ли у человека какая-то дурь в голове.
— Да, разбираться в людях в последние годы я стал намного лучше. Однажды на меня с ножом, требуя выручку, набросился пассажир, — Алексей демонстрирует шрам под ребрами. — Это был наркоман, дело тогда дошло до суда. После случившегося таких личностей на борт стараюсь не брать — их за версту вижу. Теперь на случай нештатной ситуации вожу с собой электрошокер или газовый баллончик. Но последний в салоне особо использовать не станешь — сам пострадаешь.
Также Алексей старается не подвозить сильно выпивших пассажиров. Если видит, что клиент неадекватный, то вправе сам отменить заказ. Такие ведь и салон могут испачкать. Если нечто подобное случается, то помимо поездки они оплачивают стоимость химчистки и время простоя. Обычно, видя внушительные габариты Алексея, никто спорить не берется.
— Если конечная точка маршрута — какая-нибудь лесополоса за чертой города, то уже очевидно — клиент едет за закладкой дурмана. Такие иногда просят подождать: мол, чего вхолостую возвращаться — и обещают при этом хорошо заплатить наличкой мимо кассы. Никогда не соглашаюсь — зачем становиться соучастником преступления? — говорит водитель.
Иногда таксисты оказывают услугу по доставке. Особенно она востребована у приезжих из азиатских республик. Они просят отвезти «брату» товар, продукты — да всё что угодно.
— Каждый раз прошу расстегнуть сумку или вскрыть упаковку, чтобы знать, что там нет ничего запрещенного и содержимое не испачкает салон, — отмечает Алексей.
Многие пассажиры, по словам таксиста, в пути не прочь пообщаться. Причем более болтливы мужчины, нежели представительницы слабого пола. Темы разные — о футболе, музыке, последних новостях в стране и мире.
— Я не особо люблю футбол, поэтому сложно поддерживать разговор. Многим нравится музыка, которая играет в машине, — старый добрый русский рок или что-то потяжелее, — продолжает водитель. — Когда работаю ночью, сам могу начать беседу. Это помогает сконцентрироваться, ведь порой монотонная картинка практически пустой дороги, освещенной фонарями, утомляет и есть риск уснуть.
Среди пассажиров Алексея были артисты шоу-бизнеса Дмитрий Маликов, Александр Солодуха, Лиса, блогер Жорж Батарейкин и другие. А однажды к нему в машину села журналистка телеканала «Белсат». По пути молодые люди разговорились. Девушка неожиданно предложила водителю за деньги начитать заранее сочиненный ею текст, пообещав за это приличный гонорар: «100 евро за 10 минут работы». Алексей согласился, не подумав о последствиях. На камеру мужчина рассказал, как во время митинга возле Куропат вывез около 20 протестующих, а позже попал на Окрестина, где его якобы избили и горелкой выжгли на голове бело-красно-белый ирокез.
— Обещанных денег я так и не увидел, а вот это интервью доставило мне поистине немало проблем: отбыл административный арест, испортив, по сути, свою биографию, у меня возникли серьезные недопонимания в семье, — говорит Алексей. — После этого инцидента всем знакомым советую не попадаться на подобные провокации. Пусть мой пример будет другим наукой.
Реально ли заработать в такси? Помнится, одно время водители устраивали забастовки, будучи недовольными действующими тарифами на свои услуги, сетуя, что поездка в автомобиле с шашечками по ценнику скоро будет такой же, как в городской маршрутке.
— Рассчитывать на достойный доход можно, но нужно трудиться каждый день и без выходных, — уточняет Алексей. — С заказов я получаю определенный процент, но есть еще и чаевые.
В аэропорту собеседник как-то взял на борт пассажира, который ехал транзитом через Беларусь в Россию. В страну-соседку он собирался через несколько дней. Но тут он узнал: вот-вот из-за пандемии закроют белорусско-российскую границу — и стал умолять водителя довезти его до границы, пока не наступило время Ч. Успели. Мужчина тогда оставил весьма щедрые чаевые.
До сих пор у таксистов существует конкуренция с «бомбилами». Таких часто можно встретить на вокзале, около больших торговых центров, клубов, а также неподалеку от минского бродвея — ул. Зыбицкой. Они чуть ли не за руки хватают потенциальных клиентов. Некоторые после выставляют за поездку такие счета, что у пассажиров глаза из орбит вылазят. Особо упрямые клиенты потом пытаются добиться правды в суде. Иногда успешно.
— В отличие от нас «бомбилы» вправе сами устанавливать тарифы на перевозку, — поясняет Алексей. — За посадку, например, с клиента могут и 25 рублей взять, а каждый последующий километр будет стоить еще плюс 5 рублей. У них и прайсы имеются в салонах, но только обычно чем-то прикрытые от посторонних глаз.
Нередко такие поездки заканчиваются вызовом милиции, но приехавшие сотрудники обычно ничего не могут сделать с наглыми водителями, ведь, по сути, те ничего не нарушают.
Взаимовыручке таксистов можно позавидовать: случись какая-нибудь нештатная ситуация — коллеги тут же примчатся на помощь. Недавно один водитель на площади Ванеева попал в ДТП: он ехал на зеленый, а ему в боковую дверь влетела «БМВ». Пока прибыли сотрудники ГАИ, поддержать товарища приехали пять таксистов.
— Приходится оказывать помощь и коллегам женского пола — к ним порой уж шибко навязчиво пристают любвеобильные пассажиры, — рассказывает А. Резько. — Однажды девушка по этой причине подала сигнал sos, а у меня как раз был клиент. Я спросил у него, могу ли ненадолго отклониться от маршрута, и объяснил причину. Тот не возражал. В итоге конфликт разрешили: приставучий кавалер продолжил свой путь пешком.
Между собой водители такси порой общаются на понятном только им сленге: «половик» — Volkswagen Polo, «киянка» — КIA и так далее. А еще они часто желают друг другу «ни гвоздя, ни жезла и клиентов побогаче».
Фото Минск-Новости
Смотрите также: