Ремонт подъезда. Что решают жильцы, и могут ли они выполнить работы самостоятельно
Изучаем внимательно постановление Министерства ЖКХ от 4 июня 2014 года № 12 и приказ этого ведомства от 4 февраля 2015 года № 5. Там подробно расписано, за что платят собственники (наниматели) квартир, на что они могут повлиять и как вообще всё организовано. Разобраться в нюансах законодательства и часто возникающих житейских ситуациях корреспонденту агентства «Минск-Новости» помог заместитель директора по эксплуатации жилищного фонда ЖКХ Центрального района Артур Кожедуб.
Отказ не принимается
Во время осеннего осмотра жилфонда работники ЖЭУ (ЖЭС) обходят подъезды. Те, которые находятся в плохом техническом и эстетическом состоянии, например, отслоилась краска и потрескалась штукатурка на стенах, включают в план текущего ремонта на следующий год. Это основная жилищно-коммунальная услуга, отказаться от нее нельзя. Работы выполнят в любом случае, а затраты распределят между квартирами сообразно их площади и включат в жировки отдельной строкой. Поэтому жителям лучше прийти на собрание, не прятаться за дверью в ходе последующего поквартирного обхода. Если ремонта не избежать, то почему бы не сделать его на своих условиях?
— В смету включаются самые бюджетные материалы, но жильцы могут выбрать более качественные, — отмечает Артур Кожедуб. — Например, вместо обычной меловой побелки — окрашивание водоэмульсионными составами, вместо масляной краски — акриловую, вместо линолеума, который укладывают в прилифтовых холлах, на межэтажных площадках, — керамическую плитку. Также подрядчик приносит таблицу колеровки, чтобы собственники определились с цветом и даже оттенком краски. Согласовываются дополнительные виды работ по желанию жителей. Так, нередко просят заменить почтовые ящики на новые секции. Решение по ремонту может быть принято простым большинством голосов собственников (нанимателей), такой порядок прописан в Жилищном кодексе.
Другой нюанс: собственников с небольшим доходом, пенсионеров вполне устроил бы изначальный бюджетный вариант, но с учетом пожеланий других жителей вышло дороже. В этом случае также важно заранее предупредить инициативную группу, подрядчика, заказчика, чтобы по возможности найти компромисс. Скажем, один этаж обновить с использованием материалов, которые стоят меньше.
Взгляд на подряд
За первое полугодие в домах, находящихся на обслуживании ЖКХ Центрального района, отремонтировали около 150 подъездов. По словам заместителя директора, обязательно проводится процедура выбора подрядчика. Чаще тендер выигрывают не ЖЭУ, а сторонние специализированные организации, имеющие возможность существенно снизить цену.
Впрочем, жители вправе сами выбрать подрядчика и заключить с ним договор. Последний необходим хотя бы потому, что исполнителю можно будет предъявить претензии, если работы выполнялись не по технологии и их качество оказалось сомнительным.
Последний вариант — жильцы всё делают своими силами: закупают материалы, инвентарь и штукатурят-красят. Обойдется дешевле, потому что около трети закладываемых в смету подрядчика расходов — это зарплата рабочих, налоги, общехозяйственные и общепроизводительные расходы и прочее. За январь–июнь в Центральном районе таким способом обновлены всего 11 подъездов. И то не полностью: отдельные этажи, в основном первые, ремонтировали ЖЭУ или частные организации по результатам проводимых ЖКХ торгов.
— Как только жильцы говорят, что всё сделают сами, ни наше предприятие, ни ЖЭУ не вмешиваются, — обращает внимание собеседник. — Разве что можем продлить срок, например, перенести ремонт со второго квартала на третий. Успех такого начинания во многом зависит от наличия сильной инициативной группы, которая возьмет на себя ответственность, соберет деньги, закупит материалы, организует работы. К жильцам у нас более лояльный подход в части сроков и качества ремонта. Но зачастую решение жильцов так и остается на словах… Время идет, и никакого движения. Тогда действуем сами, проводим процедуру выбора подрядной организации.
Смета
Косметический ремонт одного подъезда обходится в 3–7 тысяч рублей в зависимости от этажности, видов работ, стоимости материалов. В присутствии жильцов (если изъявят такое желание) составляется дефектный акт, на его основе — смета, причем локальная. Проще говоря, учитывается расход штукатурки, шпаклевки, грунтовки не на всю площадь лестничного пролета, а на его отдельные фрагменты, которые нужно очистить, выровнять… Красят, понятно, весь пролет. Артур Кожедуб подчеркивает: для определения сметной стоимости работ применяется инструкция, утвержденная постановлением Министерства архитектуры и строительства от 18 ноября 2011 года № 51. Инженер-сметчик вносит в специальную программу данные и получает готовую смету.
Например, ремонт обошелся в 4 000 рублей, общая площадь квартир в подъезде — 1 000 м2. Получается 4 рубля за 1 м2. Если площадь вашей квартиры 50 м2, то к оплате выставят 200 рублей. Можно в рассрочку. Она предоставляется, как правило, на 3 месяца при подписании договора на оказание услуги.
Договор
Во время поквартирного обхода собственникам предлагают не только заполнить опросный лист, но и заключить индивидуальный договор. Зачем, если ремонта подъезда не избежать? Артур Кожедуб приводит следующие аргументы. В договоре указывается, за что производится оплата (перечень работ) и сумма. На основании договора можно оформить рассрочку. Документ дает и правовые гарантии: проявившиеся в течение двух лет дефекты подрядчик обязан устранить за свой счет. Наконец, договор — это своеобразная памятка для потребителя.
Вандализм
Бытует мнение, что после обновления мест общего пользования жильцы более внимательно следят за порядком и подозрительнее относятся к зашедшим в подъезд незнакомым людям. Отчасти такая позиция объясняется требованиями пункта 1.6 Указа Президента от 31 декабря 2015 года № 535 «О предоставлении жилищно-коммунальных услуг». В нем говорится, что работы по устранению повреждений вандального характера, нехороших надписей и рисунков в подъездах жилищная служба должна выполнить в течение месяца, а оплачивают их жильцы по правилам оплаты текущего ремонта. Если же милиция найдет вредителя (шансы, как показывает практика, минимальны), то расплачиваться будет он, а собственникам вернут уже внесенные через жировки средства. При этом никаких собраний не проводят. Коммунальщики лишь разместят соответствующее объявление.
В ЖКХ Центрального района отмечают, что в основном пачкают стены и их приходится закрашивать. Причем не локально аккуратными прямоугольниками, как на фасадах, а по всей площади стены. За первое полугодие по этой причине были перекрашены около 200 м2.
Справочно
3 592 подъезда в домах, находящихся на обслуживании ЖКХ районов Минска, планируется отремонтировать в 2019 году. Это 15 % от общего количества. За январь–июнь обновили 1 649 подъездов.