Репортеры будущего. Как учащиеся средней школы № 77 создают контент для сверстников
Ведут TikTok, выпускают журнал и осваивают нейросети. Чем занимаются юные журналисты средней школы № 77 имени И. К. Кабушкина — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Зачем учреждению образования свой медиацентр? По словам директора школы Екатерины Усовой, прежде всего это поддержка творческой самореализации учеников.
— Вместе с педагогами ребята создают контент для всех наших ресурсов, социальных сетей, осваивают технику, учатся работать в команде. Дети приобретают информационные компетенции, которые необходимы в современном мире, — считает она.
Медиацентр в учреждении образования открыли в начале учебного года.
— Он объединил ребят, которые в дальнейшем хотят связать жизнь с журналистикой. Школьники на практике знакомятся с особенностями профессии, готовят текстовые материалы, участвуют в конкурсах и проектах. Благодаря этому в выпускном классе ученики смогут собрать творческое портфолио для поступления в вуз, а их деятельность в медиацентре отразится в характеристике, — рассказал его руководитель, педагог-организатор, учитель начальных классов Андрей Горбаченко.
У юных репортеров есть отдельное помещение, где они проводят летучки и планерки. Под рукой имеется необходимая техника для создания контента: кольцевые лампы, стойки, микрофоны, фотоаппарат.
Журналист vs блогер
— Главный акцент мы делаем на ведении социальных сетей. Это позволяет быстро делиться важными новостями, публиковать сообщения для детей и родителей, рассказывать об успехах учащихся и педагогов, — сказала участница медиацентра Илария Амдиа.
— Наша задача — не только информационно сопровождать жизнь школы, но и мотивировать ребят подключаться к акциям, конкурсам. Горжусь, что попала сюда, — улыбнулась ее коллега Арина Чулюк.
Кстати, название медиацентра — «Репортеры будущего». Спрашиваем у учеников, почему именуют себя репортерами, а не блогерами.
— Между ними есть отличия. Главное, пожалуй, в том, что журналист — это профессия. Он не может говорить или писать все, что вздумается. За каждой строкой или словом в кадре большая ответственность. Блогер же делится мыслями, видением той или иной ситуации, — пояснили юные акулы пера.
И они совершенно правы.
— Журналист публикует только проверенную информацию, взятую из авторитетных источников, и излагает ее с учетом норм языка. Для блогера же ведение соцсетей скорее хобби. Все, что он делает, можно отнести к лайфстайл-контенту: вечеринки, встречи с друзьями, обзоры… — считают ребята.
Жизнь в медиацентре кипит. Школьные будни ежедневно преподносят много информационных поводов. Начинающие репортеры уверены: надо лишь увидеть «годный» контент.
— Мы посещаем интересные мероприятия, проводим опросы, берем интервью у учеников и педагогов, — поделилась старшеклассница Мария Гриб.
Как это происходит, ребята показали на деле. Вооружившись блокнотами, диктофоном и микрофоном, они в холле школы стали собирать информацию. У детей интересовались, понравились ли им блюда в столовой. Встретили библиотекаря и не оставили его без вопросов. Главный по книгохранилищу, окруженный репортерами, вынужден был рассказать, какие произведения в топе по прочтению у старшеклассников. Кстати, ответ вас удивит: оказывается, классика!
Генератор фейков
— Поражает, какими темпами развивается искусственный интеллект. Можно поручить нейросети создать презентацию или текст, — отметила И. Амдиа.
Репортеры будущего этими благами цифровой цивилизации пользуются, например, для создания иллюстраций.
— Если нам необходима конкретная картинка, формируем запрос — и искусственный интеллект ее генерирует. А еще с помощью ИИ можно составлять вопросы для интервью. Его он, к слову, тоже напишет, — рассказала Виктория Щеголева. — Но качество будет так себе.
— Нейросеть не может заменить журналиста. Человек осмысленно подходит к деятельности, у него получаются более живые репортажи, с акцентами, которые способен передать только автор. И уж точно машинный разум не способен мыслить творчески, креативно, — считает М. Гриб.
Да, для журналистики нейросети могут быть полезными. Однако есть отрицательная сторона у прогрессивного инструмента — это появление огромного количества фейковой информации.
— Искусственный интеллект умеет даже подделывать голоса, — отметила В. Щеголева.
Разобраться в новостном потоке, который исходит из соцсетей, интернет-ресурсов, бывает непросто. Отличать правду ото лжи как раз и учатся будущие репортеры в школьном медиацентре.
— Доверять можно информации, поступающей от государственных СМИ. Кроме того, мы подписаны на Telegram-каналы, которые ведут ведомства, министерства. Пристально следим, анализируем рубрики «Антифейк», — пояснил педагог А. Горбаченко. — Наша задача — научить подрастающее поколение навыкам информационной безопасности, культуры.
Секреты мастерства от юных журналистов
Чтобы читатели не потеряли интерес, можно запустить постоянные рубрики. Родителям нравятся ежедневные выпуски о школьном питании. Репортеры размещают в соцсетях свежие фото и информацию о том, что было на обед, как ребята принимали пищу, что продается в школьном буфете. А еще аудитории полюбились анонимные викторины. К слову, в Telegram-канале средней школы № 77 свыше 2 тыс. подписчиков.
Юные репортеры работают над собственным брендом: под каждым материалом, который публикуют, выставляют хештеги #медиацентр #Репортеры_будущего.
Новый для ребят опыт — выпуск собственного ежемесячного журнала «Школа для всех — школа для каждого». В нем публикуют эссе, стихи, репортажи, интервью. Из последнего: статьи об обновлении материально-технической базы школ, о приобретении мебели и оборудования, фоторепортаж с акции «Подари свою книгу библиотеке».
Фото Сергея Пожоги