Ругали за преувеличения и плагиат. Как снимали картину «Жили три холостяка»
Сценарий фильма «Жили три холостяка» был создан по мотивам водевиля, а писавший его литератор скрывался под псевдонимом. Почему авторов этой ленты обвиняли в плагиате и что же в итоге обеспечило ей успех, читайте в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
О чем кино
Аспиранты Марк, Андрей и Константин, собираясь в экспедицию, клянутся, что останутся преданными науке и не женятся. Они не подозревают, что скоро откажутся от холостяцкого образа жизни.
Подозрительный псевдоним
Режиссер Михаил Григорьев в 1950 году окончил ГИТИС, ставил в московских театрах успешные музыкальные спектакли. В 1956-м его пригласили работать на Центральное телевидение СССР. Снимал фильмы, принимал участие в создании программ из серии «Голубой огонек». Первым в истории советского ТВ сделал цветное музыкальное ревю «Красное, синее, зеленое» (1967), по сути, набор музыкальных видеоклипов. В Союзе понятия не имели о подобных жанре и формате. Цветные телевизоры находились разве что в домах партийных чиновников высшего звена или дипломатов, часто бывавших за границей. К слову, в 1967-м появился первый советский цветной телевизор «Рубин-401», если не считать существовавших ранее проекционных с размытым изображением «Москвы» и «Топаза».
В 1973 году вышла музыкальная лента Григорьева «Жили три холостяка». В народе сразу же стали судачить, будто постановщик без угрызений совести украл идею у Сергея Михалкова, автора сценария вышедшей недавно комедии «Три плюс два» (1963). В ней на пустынном берегу Чёрного моря три молодых интеллигента клянутся «…не пить, не курить, женщин не любить». Но в скором времени двое из них начинают ухаживать за девушками, расположившимися в палатке неподалеку. Да, сюжеты схожи лейтмотивами. Даже чиновники, глубоко не вникавшие в суть дела, ругали Григорьева за заимствование. Дошло до ложного прозрения: мол, поэтому постановщик скрыл подлинное имя автора сценария под никому не известной фамилией Силуянов. Мало кто пытался вникнуть в суть обстоятельств и разобраться в том, что произошло.
На самом деле, если кого-то и можно было обвинить в плагиате, так это самого Михалкова. Ведь сценарий картины Григорьева писали по мотивам водевиля Владимира Дыховичного, созданного в 1942-м. Актеры Театра им. Вахтангова с забавной постановкой ездили по фронтам. Бойцы любили не идеологические инсценировки, а веселые спектакли, позволявшие отвлечься от страшных военных будней. Да и теме зарока не жениться много столетий. Над обетом безбрачия шутили на протяжении всей истории существования церквей разных вероисповеданий. К середине 1970-х в атеистической стране об этом подзабыли.
Что касается сценария ленты, то его писал под псевдонимом опальный литератор Семён Лунгин, отец известного сегодня режиссера Павла Лунгина. Пьесу военных лет требовалось адаптировать к современности. Это мог сделать Дыховичный, однако к моменту работы над фильмом он ушел из жизни.
Дебютанты и звезды
Самый знаменитый актер, снявшийся в этой картине, — Борис Чирков, прославившийся еще в 1934 году после фильма «Юность Максима». Он снимался у Григорьева в комедии «Короткие истории» (1963). В новой ленте сыграл профессора Синельникова, так как любил острые характерные роли и веселые сюжеты.
Светлана Крючкова к моменту участия в этой картине успела стать узнаваемой благодаря фильму «Большая перемена» (1972). Здесь она в роли штурмана дальнего плавания Ольги Атаманенко.
Главных героев — аспирантов воплотили на экране никому не знакомые молодые театральные артисты Владимир Носик, Всеволод Абдулов и Михаил Поляк. Если двое первых в будущем снялись в знаковых лентах и запомнились зрителям, то Поляка уничтожила болезнь, типичная для русских творцов. Он боролся с пристрастием к алкоголю. Марк Захаров уволил его за пьянство из Московского театра им. Ленинского комсомола (сейчас Ленком). Не приняли его и в другие актерские коллективы столицы Союза. Он уехал в Минск и работал в белорусской филармонии. Ушел из жизни в 47 лет.
Вредная привычка
Телефильм снимали в основном в павильонах Белокаменной, поскольку в кадре преобладают интерьеры. Группа периодически выезжала за город. Сегодня это назвали бы летними корпоративами. Постановщик считал, что посиделки на лоне природы с приготовлением шашлыков скрепляют коллектив. Всего через шесть лет, в 1979 году, Григорьев снимал в Киеве картину «Копилка». Сентябрьским утром на УАЗе направлялся в пригород на одно из таких мероприятий. В результате лобового столкновения автомобилей он погиб на трассе.
Ленту ругали за преувеличения. Например, у аспирантов, живущих в общежитии, имелись три новые печатные машинки, что в реальности было маловероятным. А одна из юных студенток лихо гоняла на собственных жигулях. Хотя подобное могло быть при наличии высокопоставленного отца.
Успех картине обеспечили 12 песен Никиты Богословского на стихи Михаила Танича. Интересно, что герои поют голосами Иосифа Кобзона, Олега Анофриева и Валентины Толкуновой. Среди песен есть необычные, например: «Для распития напитков, убивающих талант, двум ученым аспирантам нужен третий аспирант. Мы друг другу не жалеем, наливай полней! И в борьбе с зеленым змеем побеждает змей! Пить ученым просто стыдно, мы бросали и не раз. Мы и сами против пьянства, но и пьянство против нас!» Не правда ли, эпично?
Фильм показали по Центральному телевидению 30 декабря 1973-го. В канун Нового года люди с удовольствием смотрели легкую ленту о любви и дружбе. Народу нравились подобные сказочные истории.
Сегодня то время называют застоем. Но надо понимать, что косвенные синонимы этого слова — «штиль», «отсутствие бурь и потрясений».
Еще материалы рубрики:
Советские режиссеры посвящали свои фильмы прекрасной половине человечества. Вспоминаем лучшие
Фантастика среди белых ночей Ленинграда. Как снимали фильм «Его звали Роберт»
Сериал «Однажды в Залесье». Стоит ли смотреть мелодраму, приперченную детективом