Руководитель ТЦ «Столица» — о развитии торгового центра, TikTok-парке и модных показах
Корреспондент агентства «Минск-Новости» пообщался с руководителем ТЦ «Столица» Ириной Дмуховской и выяснил, как намерены развивать торговый центр.
Ирина Дмуховская говорит, что никогда не изменяла столицам. Родилась в Витебске — культурной столице нашей страны, училась и состоялась как профессионал в Минске. Теперь возглавляет коллектив торгового центра «Столица».
С руководителем ТЦ И. Дмуховской договорились встретиться на втором уровне «у книг». Будучи уверен, что на среднем ярусе центра расположен книжный магазин, вместо него с удивлением обнаружил там площадку для буккроссинга (хотя книжная ярмарка в «Столице» тоже есть). Два стеллажа, с двух сторон плотненько уставленных старыми и почти новыми изданиями, предлагали полистать и даже взять с собой приглянувшуюся книгу совершенно бесплатно. Для торговой точки бонус неожиданный и приятный. Признаться, я вообще в этот день увидел и услышал много для себя неожиданного.
Но вот и Ирина Олеговна. Энергичная походка, деловой брючный костюм и обезоруживающая улыбка. Не наигранная, которую часто можно видеть на лицах работников торговли, а открытая и естественная. Во всем видеть позитив и не пасовать перед трудностями, как оказалось, жизненный принцип хозяйки «Столицы».
Эйфелева башня под землей
К началу рабочего дня, а он у И. Дмуховской начинается в 8:45, я опоздал. О чем сильно пожалел. Ведь каждое утро руководитель ТЦ начинает с обхода своего хозяйства, вместе с ней я мог бы попасть даже в те уголки уникального здания, в которые вход простому обывателю, как говорится, заказан.
Владения Ирины Олеговны впечатляют уже своими размерами. Это более 76 тыс. кв. м подземных площадей. Целых 15 футбольных стадионов! Говорят, что здесь уместилась бы даже Эйфелева башня, если положить ее на бок. Не уступает парижскому чуду инженерной мысли минский торговый центр и по инженерным находкам. Многие из них при строительстве этого подземного города в Беларуси использовались впервые. Уникальная система гидроизоляции и водоотведения, кондиционирования и вентиляции, электро- и водоснабжения, пожарной безопасности… С удивлением, например, узнал, что стекла способны выдержать температуру в 600 и более градусов. Отсюда особая ответственность коллектива и его руководителя за безопасную и безотказную работу всех систем ТЦ. Технические службы работают круглосуточно, а каждый день начинается с мини-летучки, на которой обсуждается все произошедшее за сутки и строятся планы на день новый.
К слову, официально должность И. Дмуховской звучит так: начальник управления по эксплуатации торгового центра «Столица». А все потому, что данный объект не имеет самостоятельного юридического статуса, он является структурным подразделением государственного объединения «Столичная торговля и услуги». По этой причине в обязанности работников «Столицы» входит техническое обслуживание еще около сотни объектов по всему городу, которые «Столичная торговля и услуги» сдает в аренду.
— Коллектив у нас небольшой, но профессиональный и работоспособный, — говорит Ирина Олеговна. — Справляемся.
Женское начало
В «Столице» трудятся 55 человек. Из них только четверо, включая саму Дмуховскую, маркетологи. Остальные — инженеры, техники и рабочие, занятые обслуживанием здания. И в подавляющем большинстве (90 %) коллектив мужской.
До прихода Ирины Олеговны в конце прошлого года руководителями ТЦ были также исключительно мужчины.
— Наверное, по этой причине мой приход сюда стал этаким мини-стрессом, — рассуждает собеседница, — потому что мужское и женское руководство во многом различны. Возьмем, например, уборку. Мужчины, как правило, любят прятать пылинки по углам, чтобы все выглядело чисто, женщины же, наоборот, в первую очередь выгребают мусор из углов и из-под шкафов. Но настороженность быстро ушла.
Коллектив не обновился, а только прирос. Из ОАО «Минотель», генеральным директором которого И. Дмуховская была до этого, вместе с ней в «Столицу» пришли шесть человек. В структуру «Минотеля» входят четыре гостиницы, принадлежащие Мингорисполкому («Беларусь», «Спутник», «Вояж» и «Гарни»), два ресторана, три кафе, четыре бара, магазин-кулинария, туристическое бюро, в которых работали 550 человек. Во времена директора Дмуховской предприятие вошло в число самых рентабельных не только Минска, но и всей страны.
— Прежде всего благодаря людям, — подчеркивает Ирина Олеговна. — Я командный игрок. Поэтому, где бы ни работала, уважала тех, кто трудился вместе со мной, знала проблемы каждого, в том числе личные, стремилась помочь, если это в моих силах. То же самое за прошедшие пять месяцев могу сказать и о работе в «Столице».
Проблемы бывают в каждом коллективе, считает Дмуховская. Но грош цена тому руководителю, который паникует сам и заставляет паниковать подчиненных.
— Я всегда говорю, что безвыходных ситуаций не бывает, с любой проблемой мы обязательно справимся, — рассказывает она. — У меня не было моментов, когда не знала, что делать, и опускала руки. Трудности, наоборот, заводят. Включается мозг, и решение обязательно находится. Поэтому я сама позитивный человек и хочу, чтобы коллектив тоже был настроен только на хорошее.
А еще надо уметь найти подход к каждому. Не кричать, ругаться и угрожать, а спокойно настроить на совместную работу, считает собеседница.
Мало кто знает, что сегодня паркингом ТЦ «Столица» на 500 машино-мест, расположенном в центре города, первые два часа можно пользоваться бесплатно. Этого времени вполне достаточно, чтобы совершить покупки, пообедать, встретиться с друзьями в центре города. В январе в паркинге установили шесть станций зарядки для электромобилей. Разрабатывается техническая возможность открытия автомойки с химчисткой салона на территории подземной стоянки. И. Дмуховская также говорит, что рядом с паркингом, который работает круглосуточно, можно открыть и круглосуточные точки торговли или общепита. С потенциальными арендаторами варианты уже обсуждаются.
Если очень хочется
Руководитель признается, что общение с арендаторами доставляет ей особое удовольствие. И с теми, кто давно работает в торговом центре, и с теми, кто только присматривается к его преимуществам и возможностям. Порой, бывает, вопросы поднимаются проблемные, но руководителя это совсем не расстраивает: делаем же общее дело, чтобы «Столица» развивалась, манила посетителей, радовала желанными покупками и приносила радость.
В день нашей беседы И. Дмуховской пришлось решать вопросы водообеспечения торгового зала, куда арендатор только собирается прийти. В другом помещении, где летом откроется расчетно-справочный центр Московского района, вместе с представителями арендатора и санэпидстанцией участвовала в замерах освещенности (для офисных залов нормативы более жесткие, чем для торговых). Прошли очередные переговоры с фирмой, желающей открыть в ТЦ художественную 3D-галерею…
Когда Дмуховская пять месяцев назад только пришла в «Столицу», торговые площади (а это более 22 тыс. кв. м) были загружены на 67 %, к началу апреля — до 80, а к концу мая — более чем на 92 %.
— Как это удается? Работаем, — поясняет Ирина Олеговна. — Сегодня мало дать объявления, что площади сдаются в аренду. Надо напрямую общаться непосредственно с теми, кто в них заинтересован, рассказывать, объяснять наши возможности и преимущества.
К слову, помещения потенциальным арендаторам показывает и рассказывает о них И. Дмуховская лично. И это принципиальная позиция.
— А еще заметила, что если очень-очень чего-то хотеть, то это непременно сбудется. По крайней мере, говорю о своих желаниях, — рассказывает собеседница и приводит сразу несколько примеров.
Было в центре свободное помещение, причем немаленькое, более 430 квадратов, которое почему-то арендаторы долгое время игнорировали. Чтобы не пустовало, решили открыть в нем собственный мультибрендовый магазин белорусских товаров, где бы имели возможность показывать и продавать свои изделия в том числе молодые белорусские дизайнеры и модельеры. Нарисовали, где какое оборудование поставить, просчитали, сколько продавцов нанять. Но тут приходит арендатор, который хочет именно данное помещение. А это международная сеть магазинов для всей семьи, в которой товары реализуются по низким фиксированным ценам. Руководство центра само хотело наладить сотрудничество с ними, так как рядом расположены два крупных университета, много студентов, у которых эта сеть особенно популярна.
— Ладно, думаем, откроем свой магазин в другом зале, который к тому же почти в два раза больше предыдущего, — продолжает рассказ Дмуховская. — Опять рисуем, считаем. Но тут опять находится арендатор, чтобы открыть здесь расчетно-справочный центр Московского района.
Кстати, узнав, что в «Столице» будет работать такой центр, многие недоумевали, зачем подобному учреждению арендовать место в торговом центре, и наоборот, зачем оно самому ТЦ.
— Для РСЦ привлекательность очевидна — это центр города, удобное транспортное сообщение, включая метро, бесплатная парковка для автомобилистов. Для «Столицы» такой вариант тоже привлекателен: Московский район — один из самых больших в нашем городе, к тому же мы находимся на его территории. А главное, в РСЦ каждый месяц по 15 тыс. человек приходят. И все они потенциальные покупатели наших товаров и услуг, — поясняет И. Дмуховская.
Есть в ТЦ еще одно свободное большое помещение площадью более 1 000 кв. м.
— Для задуманного нами мультибрендового магазина одежды оно слишком большое, — продолжает Ирина Олеговна. — А вот под развлекательный центр, который нам тоже очень хотелось бы иметь, как раз. И не поверите. Не так давно приходит к нам представитель одной из фирм и рассказывает, под что он хотел бы данный зал у нас арендовать. И это практически то, о чем мы мечтали, даже больше. Однако переговоры еще не закончены, поэтому не буду рассказывать подробности. Но если все получится, то в ТЦ может появиться развлекательный центр, аналогов которому в стране пока нет. Как видим, наши мысли и желания материальны.
Себя показать
Чтобы бизнес активнее приходил в «Столицу», был принят ряд мер. С 1 марта снизилась арендная ставка. Стоимость 1 кв. м сегодня составляет 15–20 рублей в зависимости от помещения. На некоторые объекты уже претендуют несколько арендаторов.
При равных условиях предпочтения отдаются отечественным производителям и брендам.
— Основная категория людей, на которую «Столица» изначально была ориентирована, — это туристы, — поясняет руководитель. — Им неинтересно в Минске покупать одежду тех же брендов, которые есть и у них. Они приходили и приходят к нам прежде всего за белорусским товаром. А нам, слава богу, есть что предложить и чем гордиться.
Это действительно так. В свое время мне пришлось долго работать в совместном белорусско-российском издании. Москвичи, приезжая в Минск, просили непременно отвезти их в «Столицу» и на Комаровку. В торговом центре россияне покупали белорусские одежду и обувь, сладости, мясные и молочные продукты. Целью их визита на главный минский рынок было белорусское сало.
— Теперь сало можно купить и у нас, — парирует И. Дмуховская и поясняет: — В центре работает супермаркет белорусской торговой сети, которая сегодня активно развивает собственное производство. И рыбку натурального копчения предлагает, и сало, приготовленное по традиционным рецептам…
С момента открытия торгового центра в нем работают 13 фирменных магазинов известных белорусских производителей кондитерских изделий, алкоголя, обуви и других товаров.
Давно здесь представлены самый крупный и популярный белорусский косметический бренд, магазины нижнего белья известных отечественных марок, фирменные магазины национальной сувенирной продукции, керамики, художественных промыслов. А за время, которое ТЦ возглавляет И. Дмуховская, со своим товаром пришли еще семь предприятий «Беллегпрома».
Сегодня «Столица» не просто продает товары отечественных производителей, но и продвигает их. С конца апреля каждую пятницу в обеденное время, с 13:00 до 14:00, вместе с одной из столичных модельных школ для детей и подростков проводится демонстрация детской одежды, собирая все больше зрителей. Соответственно, растут и продажи.
— Когда та или иная вещь просто висит на вешалке, трудно оценить ее достоинства, — поясняет Дмуховская. — Совсем другое дело, когда видишь ее на ровесниках своих детей.
А 30 мая состоялся модный показ отечественных брендов и одежды белорусских дизайнеров, которые демонстрировали уже не только дети, но и взрослые модели Национальной школы красоты. Как рассчитывает руководитель торгового центра, это мероприятие также станет регулярным.
Плюс развлекательный
Сегодня в центре особенно активно развивается развлекательное направление, чтобы, как говорит И. Дмуховская, посетитель приходил не только на шопинг, но и интересно и полезно провел время.
Первый в Минске TikTok-парк открылся именно в «Столице». Это площадка из 20 студий для съемок мини-клипов для инстаграмеров и тиктокеров.
Кроме модных показов проходят много других массовых мероприятий: культурных, спортивных, благотворительных… Причем бесплатно для посетителей ТЦ. Администрация работает вместе с БРСМ, комитетом по образованию Мингорисполкома, спортивными федерациями и клубами. Например, большое количество участников собрали состязания по прыжкам в высоту, по баскетболу 3 x 3, презентация юношеской лиги бокса, открытые чемпионаты по чирлидингу и брейк-дансу. В планах проведение крупного фестиваля по спортивно-бальным танцам, турнира по мини-футболу совместно с клубом «Динамо-Минск». На днях с представителями Белорусской федерации стрельбы из лука обсуждался вариант соревнований и по этому виду спорта. А один из арендаторов заявил о своем желании открыть на нижнем уровне центра площадку для керлинга.
Есть идея организовать совместно с Министерством спорта и туризма и другими заинтересованными структурами площадки для презентационных, гастрономических фестивалей.
— Мы открыты для диалога со всеми, кто заинтересован в организации развлекательных программ в большом центральном атриуме, расположенном под куполом торгового центра, — говорит руководитель.
По словам И. Дмуховской, сегодня к ней все чаще обращаются и ивент-агентства, желающие провести свое мероприятие на необычной площадке.
На прощание она поделилась еще некоторыми своими планами и желаниями. Во-первых, обзавестись хорошим фуд-кортом. Совсем скоро откроется рестобар совместно с известной пивоваренной компанией, в котором кроме пива будет пицца, из белорусского меню — бургер-драники и многое другое. Национальную гастрономию будут развивать и дальше.
А еще руководителю торгового центра очень хочется обновить его дизайн: скажем, установить панорамные аквариумы, или устроить под высокими сводами сады, или сделать панорамный пол из стекла, под которым будет колоситься золотая белорусская рожь, убрать двери и перегородки в торговых залах, чтобы товар и покупателя ничего не разделяло… Конечно, все эти задумки реализовать непросто. Кроме денег потребуется много согласований, так как «Столица» — технически сложный объект с особыми требованиями к безопасности.
— Но, знаете, всегда, если я чего-то хотела, это сбывается, — отмечает И. Дмуховская.
А мы верим, что так будет и на этот раз.
Справочно
За 14 лет работы ТЦ «Столица» посетили более 100 млн человек. Даже сейчас в условиях пандемии центр ежедневно принимает 15–20 тыс. посетителей.
Сегодня в ТЦ «Столица» работают около 150 объектов хозяйствования. В их числе 9 магазинов обуви, 21 — верхней одежды, 9 магазинов и киосков ювелирных украшений и бижутерии, наручных часов известных брендов, магазин изделий из янтаря, продуктовый белорусский ритейл, 7 точек общепита, отделение банка, фитнес-зал. Здесь же оказывают услуги по ремонту одежды, часов, изготовлению ключей, фотопечати, печати документов, парикмахерские и многие другие.
В конце каждого месяца проходят «Дни скидок в Столице», в которых традиционно принимают участие более 80 % арендаторов торгового центра, предоставляя скидки на свою продукцию до 80–90 %.
Фото Павла Русака
Смотрите также: