Руководителям столичных турфирм городские власти предложили на один день стать туристами
Как привлечь туристов в столицу? Какие новые объекты минским турфирмам включить в свои программы?
В каком направлении необходимо развивать дальше въездной туризм? Какие нюансы нужно учесть? На эти и многие другие вопросы предстояло ответить участникам расширенного заседания координационного совета по развитию туризма, которое сегодня проходило в Минске.
Началось мероприятие с… экскурсии, которую Мингорисполком организовал для руководителей туристических компаний столицы. Маршрут включал объекты, открытые к чемпионату мира по хоккею. Такие объезды – хорошая возможность не только лично ознакомиться с новинками, но и напрямую пообщаться с администрацией того или иного объекта, установить деловые контакты. Вместе с представителями туристического бизнеса на экскурсию отправились и корреспонденты агентства «Минск-Новости», чтобы взглянуть глазами туристов на привычные для минчан достопримечательности.
Участники объезда собрались в городской ратуше, отсюда и началась увлекательная прогулка по знакомому незнакомому Минску. Нашим гидом стала Наталья Семеновна Березина, экскурсовод Национального агентства по туризму.
Выходим из ратуши и встречаем «Главу магистрата». У войта в руках – ключ от города и королевская грамота. У его ног – план Минска XVI в. Авторы композиции – скульптор Сергей Оганов и архитектор Сергей Багласов. Эта скульптура, а также «Городские весы» (автор – Александр Прохоров) были установлены весной нынешнего года. Обе посвящены знаменательному событию – получению Минском магдебургского права. Произошло это в 1499 г. Тогда город стал центром ремесел и торговли, ввел эталоны европейской метрической системы, получил разрешение на установку городских весов, а также на сбор налогов.
– По задумке городских властей здесь должна еще появиться скульптура-памятник двум основоположникам национальной оперы – Винценту Дунину-Марцинкевичу и Станиславу Монюшко, которые были авторами первой известной белорусскоязычной оперы «Сялянка». Здесь, на этой площади, в середине XIX в. состоялась ее премьера, – рассказывает Наталья Семеновна. – В районе Минского замчища установят знак «Меч» в память о том, что в 1067 г. впервые в «Повести временных лет» был обозначен наш город. А на ул. Торговой появится памятный знак в честь обретения иконы Божьей Матери в 1500 г.
Спускаемся по живописной улочке Кирилла и Мефодия и входим во двор гостиницы «Монастырская», которая размещается в здании бывшего бернардинского монастыря. Здесь находится музей карет. Экспозиция посвящена истории гужевого транспорта, на котором минчане передвигались 100 лет назад.
Представлены три типа гужевого транспорта – каретный, тележный и полозный (сани). Интерес представляет и интерактивное табло, с помощью которого можно не только попутешествовать по старому Минску, но и самому собрать карету. Экскурсовод Лидия Маркович привела немало интересных фактов. В начале XX в. в городе размещались извозчичьи биржи – установленные полицейской управой пункты, где стояли извозчики и предлагали свои услуги. Здесь же можно ознакомиться с таксой на проезд. Например, поездка от Соборной площади до Виленского вокзала обходилась в те времена в 20 копеек, а в межсезонье – 30. Минские извозчики были те еще франты! Носили форменную одежду, а подпоясывались красными кушаками.
К Новому году в этом месте планируется открыть экспозицию «Минская конка», а в начале 2015-го – экспозицию «Минск. Верхний город», посвященную истории минского градостроительства. Обновляться будет и экспозиция городской ратуши.
Наша следующая остановка – кафе «Камянiца». Колоритное и уютное место в центре города. Здесь можно отведать настоящие блюда белорусской кухни.
Но до обеда еще далеко, поэтому ограничиваемся ароматным травяным чаем и пирогом. Травы для чая «Белорусский сбор» выращивают в агроусадьбе в Беловежской пуще.
Экскурсия продолжается. Едем по пр. Победителей. Впереди стела «Минск – город-герой» и новое здание Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны. Увы, но сжатые временные рамки не позволяют в полной мере изучить уникальную музейную композицию.
В качестве нашего экскурсовода выступает заместитель директора учреждения Юрий Цыкал.
Музей в новом здании работает с 3 июля нынешнего года. За это время его посетили более 50 тысяч человек. И поток увеличивается – в выходные здесь бывает до 2,5 тысячи человек! В здании располагается и кафе, что очень удобно для туристических групп. Есть и сувенирная лавка, в планах администрации открыть еще одну.
– Сегодня в залах музея выставлены свыше 8,5 тыс. экспонатов. А всего их в запасниках более 143 тыс. Будем и обновлять экспозиции, и пополнять их, – отмечает Юрий Цыкал.
Каждый зал музея наполнен электроникой. Есть вещи, уникальные не только для Беларуси, например, шаровой экран, голографические 3D-инсталляции, туманный экран, имитирующий пламя, сквозь которое мы и прошли.
– Музей истории Великой Отечественной войны создан в 1944 году, – продолжает замдиректора. – Его возглавили бывшие партизаны. Получив машины, они со всех окрестностей собирали подлинники-экспонаты. Есть уникальная коллекция самодельного партизанского оружия, правда, пока экспонируются только отдельные экземпляры.
В мемориальном Зале Победы увековечены имена Героев Советского Союза – белорусов, уроженцев Беларуси и тех, кто получил это звание за мужество и героизм, проявленные на белорусской земле, а также названия воинских частей и соединений, отличившихся при освобождении Беларуси, партизанских соединений, бригад и отрядов.
Генеральный директор турфирмы «МАТЭП-90» Людмила Мачульская отыскала здесь фамилию своего свекра – Героя Советского Союза Романа Наумовича Мачульского, одного из организаторов и руководителей партизанского движения на территории Минской области в годы Великой Отечественной войны.
– Меня потрясло до глубины души увиденное в музее, – поделилась впечатлениями Людмила Иосифовна. – Объект уникальный. Считаю, что его должен посетить каждый житель Беларуси. Мы благодарны городским властям за организацию этой экскурсии, обязательно будем использовать новые объекты при составлении туристических маршрутов.
Представители турфирм высказали и свои пожелания администрации музея. Необходимо продумать удобный для туристов график работы музея, особенно это касается таких значимых дат, как День Победы и День Независимости Республики Беларусь. Наплыв туристов наблюдается как в праздничные дни, так и во время школьных каникул. Заместитель директора турфирмы «БелАгроТрэвел» Дмитрий Морозов предложил проводить историческую анимацию на территории музея:
– Смотреть экспозицию – это одно, но люди привыкли к историческим постановкам. Например, их можно организовать на территории филиала музея в Станьково.
– Подумаем над этой идей, – пообещал замдиректора музея.
За окнами экскурсионного автобуса мелькают другие достопримечательности, выстроившиеся вдоль пр. Победителей: Дворец Независимости, площадь Государственного флага, спортивные объекты, аквапарк «Лебяжий».
С этим развлекательным комплексом мы знакомимся поближе. Несмотря на будний день, недостатка посетителей аквапарк не испытывает. Взрослые и дети катаются с водных горок, релаксируют в SPA-зоне, совершают космическое путешествие. Столичные невесты взяли моду проводить здесь девичники. Нынешним летом даже свадьбу в аквапарке сыграли!
Выныривать в рабочую реальность из этого водного царства очень не хочется. Но впереди еще несколько объектов. Гостей нужно не только накормить и развлечь, но и ночлег достойный предложить. Поэтому туристический маршрут включает в себя посещение двух гостиниц – новой «Виктории Олимп» и реконструированной «Беларуси». А между ними участники экскурсии успели заехать в ресторан «Радзивилловский».
Завершилось путешествие в гостинице «Беларусь», где и состоялось расширенное заседание координационного совета по развитию туризма.
По итогам 2013 года в столице функционировало 522 организаций, осуществляющих туристическую деятельность. Но лишь 16 из них (или 3 процента от общего числа) ориентированы в своей деятельности исключительно на въездной туризм. Еще 120 турфирм занимаются как приемом, так и отправкой туристов за рубеж. Деятельность же подавляющего большинства – 386 организаций (или 74 процента) – направлена только на выездной туризм. Эти данные были озвучены заместителем начальника управления спорта и туризма Мингорисполкома Светланой Демешко на расширенном заседании координационного совета по развитию туризма. В мероприятии приняли участие заместитель председателя Мингорисполкома Игорь Карпенко, директор Департамента по туризму Министерства спорта и туризма Беларуси Вадим Кармазин, а также руководители столичных туристических компаний.
В своем выступлении Галина Потаева, директор туроператора «Виаполь», занимающегося внутренним и въездным туризмом, отметила, что пребывание в Беларуси нельзя назвать дешевым для иностранных гостей.
– Чтобы показать, насколько Беларусь дорогая страна для туристов, приведу несколько цифр. Так, сборный тур в Минск на два дня стоит 160 евро. Трехдневные туры обойдутся гостям Беларуси в 225 евро, на четыре – 305 евро и на пять дней – 375 евро. К этой сумме добавляем еще около 200 евро – проезд до Минска, например, из Москвы и обратно. Простая калькуляция показывает, что вся экскурсия обойдется в 575 евро. Вы прекрасно знаете, что в Чехию или Италию на такое же количество дней можно слетать дешевле. Поэтому следует принять как аксиому утверждение о том, что туризм в Беларуси достаточно дорогой, – отметила Галина Потаева. – Чаще всего мы сотрудничаем с тремя столичными гостиницами – «Беларусь», «Планета» и «Юбилейная». Они хороши, прежде всего, своим шикарным месторасположением. И это перевешивает достаточно скромные условия проживания. Вместе с тем, хочу напомнить, что самый дешевый двухместный номер в «Планете» с завтраком по типу «шведский стол» стоит 140 долларов.
Также Галина Потаева рассказала о важности целенаправленной работы по привлечению туристов:
– Нужно определить те страны и категории людей, которых мы хотим завлечь в Беларусь. На мой взгляд, более всего туристское сообщение развивается между соседними странами. На Востоке мы граничим с Россией, на Западе – с Польшей. Именно на них необходимо делать упор, а не на Мексику или Индию. Здорово, если оттуда приедут туристы, но вряд ли нам нужно всерьез рассчитывать на устойчивый поток гостей из экзотических для нас государств.
В свою очередь Игорь Карпенко заверил, что все компании, которые захотят заниматься въездным туризмом, не останутся без поддержки города.
– Нам важно, чтобы туроператоры не только отправляли наших граждан за рубеж, но хотя бы на каком-то уровне компенсировали вывоз валюты из страны развитием въездного туризма, – подчеркнул заместитель председателя Мингорисполкома. – Сегодня в Минске нет никаких препятствий для того, чтобы заниматься туристической деятельностью. Мы отменили обязательное лицензирование, которое, по мнению многих туркомпаний, было сдерживающим фактором. Сейчас действует заявительный принцип. Более того, те организации, которые занимаются въездным туризмом, освобождены от уплаты НДС. Если им нужны какие-то дополнительные преференции, или у них есть вопросы, пожелания, пусть приходят, вносят предложения. Будем общаться.
Материал подготовили Светлана Фроленкова и Алексей Иванюшко
Фото Сергея Шелега