РУЛЕВЫЕ «ВЕЧЁРКИ». Ольга Шпилевская — первая женщина главный редактор «Вечернего Минска»
Если набрать в «Яндексе» имя и фамилию собеседницы, поисковик выдаст 2 млн результатов: директор Представительства МТРК «Мир» в Республике Беларусь, председатель Белорусского союза женщин, комсомолка, спортсменка и просто красавица. В биографии Ольги Шпилевской есть еще два факта, увязать которые вместе не догадался даже интернет. Во-первых, она первая женщина главный редактор «Вечернего Минска». Факт второй: печатное СМИ впервые возглавил телевизионщик. Подробнее — в материале корреспондента газеты «Вечерний Минск».
Взгляд на вещи
— Ольга Александровна, с чего начнем? С проблем гендерного равенства или конвергентной журналистики?
— Я очень осторожно отношусь к иностранным заимствованиям в русский язык, но, видимо, от них никуда не деться. Гендерное равенство… Конечно, до него еще далеко. Женщины давно и прочно удерживают такие важные сферы, как медицина, социальное обеспечение населения, образование. Работают даже водителями троллейбусов, хотя там платят меньше, чем водителям автобусов. Вам, мужчинам, самим-то не смешно? Мы готовы поделиться полномочиями, отдать часть обязанностей, но вы же их не берете! И если серьезно, то женщины просто интуитивно мудрее. Нам важно оберегать само существование жизни. А ради этого можно поступиться и материальными благами, лидерством, всем остальным, что так важно для мужчин.
— И все-таки как получилось, что вы стали главредом «Вечёрки»?
— Просто потому, что была и остаюсь телевизионщиком. Никогда не боялась начинать что-то новое. То есть сейчас мягко перехожу к конвергентной журналистике. Тогда, в 2013 году, меня же пригласили не в «Вечёрку». Три месяца честно отработала редактором портала «Минск-Новости». Понятно, что это единый холдинг, но аудитории разные. Даже наполнение печатного и цифрового изданий подразумевает разный подход. На сайте важны зрительная подача информации, яркая картинка, видеоряд. Именно это съедается глазами пользователя. Он не настроен читать длинные тексты, а хочет глотать подаваемый продукт сразу. Срабатывает банальная лень. Нашему мозгу проще и легче усваивать готовую визуальную информацию, чем разжевывать напечатанные слова и фразы, терпеливо переходить с абзаца на абзац. Мне, как телевизионщице, структурировать подачу материалов на сайт было проще, работалось легко.
Но, видимо, я попала в «Минск-Новости» в интересное время. О конвергенции в журналистике тогда еще не говорили, этот термин стал модным только сейчас, но объединение редакций всех видов СМИ в единый центр, производящий новости, уже шло. Если говорить кратко и емко, то конвергентная редакция позволяет выпускать продукт, сочетающий глубину газетной журналистики и визуальную эмоциональность электронных СМИ. Тогдашний главный редактор «Вечёрки» Сергей Пятковский твердо заявил, что уйдет с поста, как только переступит пенсионный порог. Свое слово он сдержал, а я не могла отказать генеральному директору «Минск-Новости» Екатерине Дубинской, предложившей мне пересесть в освободившееся кресло.
— Как работалось в первые дни в новой должности?
— Сумбурно. Я сразу заявила, что буду оценивать газету как читатель. Попробую пояснить свою позицию. Например, в музее висит картина выдающегося художника. Знатоки, искусствоведы будут восторгаться умелой композицией, колоритом, игрой света, текстурой и так далее. То есть деталями и мелочами, которые ускользают от массового зрителя. Но последнему это и не надо. Он видит работу в целом. Картина либо нравится своим совершенством, какой-то изюминкой, либо посетитель уходит, так и не осознав присущую только этому художнику манеру письма. Утрирую, конечно, но ситуация с газетой очень схожая. У человека, отдавшего долгие годы одной профессии, рано или поздно замыливается взгляд. Он считает, что должно быть только так и не иначе. Помню свои конфликты с одним из верстальщиков: «Ольга Александровна, вы ломаете все законы жанра! Выноска в этом месте должна быть справа». Справа, понимаете! Он рассуждал как профессионал, которого вынуждают разговаривать с дилетантом. Но я-то в тот момент в первую очередь была обычным читателем, а должность главного редактора — уже вторично. И мне эта полоса не нравилась, не цепляла взгляд. Дайте мне броский заголовок, хорошую живую фотографию, и я скажу «да». А выноску или наклонный шрифт можете не делать вовсе.
Вначале было слово
— Понятно, телевизионщик в вас оставался неистребим…
— А вот и нет, я все-таки журналист и понимала, что главным в газете остается слово. В этом вся ответственность автора. В телеэфире или на радио намного проще. Там, как в пословице, где сказанное слово не поймать — оно улетает безвозвратно. А вот все, что написано пером, остается.
Часто мысленно аплодировала коллегам, подавшим свой материал хорошим журналистским языком, когда от прочтения испытываешь эстетическое удовольствие. Поскольку мы говорим в том числе об эпохе женщин, позвольте назвать и имена некоторых из коллег, с кем работала. Это, конечно же, Светлана Шидловская. Не просто талантливый журналист, а тонкая художественная натура, обладающая огромным интеллектом. Любая, даже маленькая заметка из-под ее пера была законченным литературным произведением. Такие люди рождаются один на миллион. Не могу не отдать дань памяти ушедшей от нас Елене Авринской. Все ее материалы отличали убедительная сдержанность профессионала, строгая логика мысли, которой приходится следовать любому возможному оппоненту. Стиль шахматного гроссмейстера. Если Елена Степановна намеревалась сделать кому-то газетный отлуп, причем за дело, то в ответ жди только покаянных писем. Еще она прекрасно знала послевоенный Минск, его историю, топонимику, людей, его населявших, боролась за сохранение исторических мест, памятников и названий. Ярчайший представитель старшего поколения коренных минчан, которых, увы, остается все меньше.
Попутно выскажу еще одно наблюдение. Мое первое знакомство с «Вечёркой» состоялось еще в студенчестве. В газете тогда уже работал мой одноклассник Юра Святокум, он как-то и пригласил в гости. Знаете, что поразило в первую очередь? Нет, не редакционная суматоха или обилие бегающих, пишущих журналистов. Поразил вид с балкона редакции. Пожалуй, никто в Минске, кроме вас, не видит открывающуюся панораму города с такого ракурса. Величественный проспект Независимости и его эмоциональный центр — монумент Победы. Спасибо, конечно, архитекторам, но это здорово подстегивает. Статусу главной столичной газеты нужно соответствовать. Халтуры, небрежности читатель не потерпит.
— Ольга Александровна, история развивается по раскручивающейся спирали. Сегодня вы снова тележурналист. Насколько пригодился газетный опыт?
— На практике умение связно излагать мысли на бумаге полезно любому человеку. Разумеется, для этого вовсе не обязательно быть газетчиком. Другое дело, что печатные СМИ приучают к самодисциплине в работе, поступках, отношениях с окружающими. Еще Тютчев сказал: «Нам не дано предугадать, чем слово наше отзовется». Хотя, если искренне любить свою страну, строить, а не разрушать, быть последовательным, а не переобуваться на лету, то многое становится проще. Порядочность и доброта спасут мир.
— А женщины?
— И они, конечно, тоже!
Еще материалы рубрики:
РУЛЕВЫЕ ВЕЧЁРКИ. Как «Вечерний Минск» первым в стране освоил электронную версию газеты