С 2001 г. количество дорожных знаков в Минске почти утроилось
В столице уже почти 100 тысяч дорожных знаков. Новые указатели появляются при строительстве или реконструкции улично-дорожной сети и непосредственно по заявке ГАИ. За ними ежедневно следят работники Специализированного монтажно-эксплуатационного предприятия (СМЭП) Мингорисполкома. В чем их задачи, и почему дорожные знаки можно назвать «расходным материалом», выяснил корреспондент агентства «Минск-Новости».
На производственной площадке нас с начальником комплексного участка периферийных устройств Андреем Ксендзовым уже ждет бригада газели с автоподъемником. В переулке Козлова автовышка притормаживает около остановки общественного транспорта и пешеходного перехода. Через пару минут один из работников бригады с поднятой люльки поправляет и подкрашивает крепление дорожного знака.
— Проверяем точную дислокацию и физическое состояние знаков, поджимаем болтовые соединения, очищаем, моем, — рассказывает начальник участка А. Ксендзов. — При надобности обновляем, в общем, проводим комплексное обслуживание в соответствии с регламентными работами. За смену мы делаем десятки подобных остановок.
Сегодня на выезде с нами электромонтеры Геннадий Керножицкий и Егор Супранович, за рулем — Юрий Клишейко. Первый из них, кстати, один из патриархов СМЭП — 40 лет на предприятии.
— Особое внимание уделяем обеспечению безопасности, — поясняет начальник участка. — Место работы ограждаем сигнальными фишками и дорожными указателями, чтобы водители ограничили скорость до 40 километров в час. Сама автовышка обозначена предупреждающими знаками. Экипаж ее тоже укомплектован всеми необходимыми средствами защиты — касками, поясами, светоотражающими жилетами.
Режим труда организован в две смены, по 8 часов каждая, с 7:00 до 23:00. 60 разных специалистов, а это от 15 до 20 бригад, ежедневно занимаются обслуживанием дорожных знаков. Участок полностью укомплектован необходимыми транспортом, оборудованием и другой техникой, которая по мере необходимости обновляется.
Среди множества дорожных знаков преобладают «Пешеходный переход», «Объезд препятствия», «Уступите дорогу», «Главная дорога» и «Велодорожка». Их количество постоянно увеличивается при строительстве новых микрорайонов.
Знаки делятся на две группы — светоотражающие (обычные дорожные указатели из жести с наклеенными символами) и светодиодные, которые включаются при наступлении темноты. Вторые, конечно, более современные, но и значительно дороже. Крепятся они в основном на стойках, а также на опорах, установленных «Мингорсветом» и «Минсктрансом», реже на мостах и путепроводах.
Запаркованность и вандализм
А. Ксендзов с полным правом тоже может отнести себя к ветеранам СМЭП. Недавно пошел 20-й год, как он переступил порог проходной. Окончил техникум сферы обслуживания, затем Минский институт управления по специальности «Информационные системы и технологии». Начинал электромонтером, потом работал техником в лаборатории электрофизических измерений. Был мастером, старшим мастером и вот уже 10 лет руководит комплексным участком периферийных устройств. В прошлом году удостоен грамоты Мингорисполкома за добросовестный труд. Были у него и иные награды.
— Наибольшие сложности в работе нашего участка, равно как и многих специальных и коммунальных служб города, вызывает интенсивность дорожного потока, — продолжает А. Ксендзов. — Но особенно допекает вечная запаркованность улиц, что изрядно мешает обслуживанию дорожных знаков.
Случается, говорит собеседник, вынуждены разыскивать владельца автомобиля, а порой даже вызывать экипаж Госавтоинспекции. Доходит иногда и до эвакуации машины.
Еще одна постоянная головная боль — повреждение дорожных знаков. Чаще всего это происходит около учебных учреждений, в местах массового отдыха, а также в частном секторе. Их разрисовывают, гнут и даже ломают. Очистить знаки, например от тех же граффити, отнюдь непросто. Легче полностью заменить пленку с символом, чем отмыть краску. Хватает проблем и с несанкционированными наклейками, а также с самодельными знаками. За это тоже предусмотрена административная ответственность, но это уже компетенция ГАИ.
Общий ущерб от вандалов А. Ксендзов назвать затрудняется, но уверяет, что он солидный. Часть затрат возвращается.
— К примеру, средства за восстановление каждого сбитого указателя при ДТП страховая компания компенсирует нашему предприятию за счет его виновника, — поясняет он. — Нормативов по замене дорожных знаков, отслуживших свой век, нет. Все зависит от их состояния на сегодняшний день. Однако в приоритете всегда остаются магистральные улицы Минска.
В многолетней практике Андрея Ксендзова случалось всякое. Так, однажды из-за темноты и усталости работники участка повесили дорожный знак в обратную сторону, что послужило поводом для иронии и упреков автомобилистов. Жильцы частного сектора самовольно не раз устанавливали перед своим домом знак «Движение направо», чем создавали опасность для движения. Вынуждены были вмешиваться сотрудники ГАИ. Иногда труженики «Ремавтодора» из остатков асфальтобетона раньше оговоренных сроков укладывали «спящего полицейского», не обозначенного соответствующим указателем, что становилось неожиданностью для транспортников. Это же происходило и со знаком «Ограничение скорости»: видеокамера была установлена перед ним.
Справедливости ради
Еженедельно работники СМЭП проводят объезды и осмотры дорожных знаков по всем районам столицы и отмечают возникшие дефекты. Ежемесячно в таких рейдах участвуют представители ГАИ (а перед массовыми мероприятиями и того чаще) и представители районных администраций, «Ремавтодоров», «Зеленстроев» и подразделений «Мингорсвета».
— По данным на 1 мая наше предприятие обслуживало в городе 97 629 дорожных знаков, по сравнению с 1 сентября 2001 года их количество почти утроилось (35 967), — конкретизирует главный инженер Илья Моховиков. — Новые дорожные указатели появляются в столице при строительстве или реконструкции улично-дорожной сети и непосредственно по заявке ГАИ. Устанавливают их и около учебных учреждений, детских садов. Чаще всего это «Въезд запрещен» и «Ограничение максимальной скорости до 5 км/ч». Возможно и их индивидуальное устройство, к примеру в частном секторе, но только по согласованию и разрешению органов этой же службы.
За установку временных знаков при строительстве и ремонте магистралей также отвечает СМЭП, если с дорожным предприятием заключен соответствующий договор.
— Правда, тогда знаки часто передвигаются, — с сожалением говорит главный инженер. — А иногда подрядчики забывают нас вовремя проинформировать о завершении работ, то есть о том, что временные устройства нужно снять, что вызывает вполне справедливые нарекания автомобилистов.
Изготовлением дорожных знаков в Беларуси сегодня занимаются различные отечественные компании, однако в перспективе СМЭП планирует наладить это производство на одном из своих участков. В то же время на складе всегда хранится регламентированный запас дорожных знаков, светофорных колонок, кабельной продукции и ограждений. Так что форс-мажорные обстоятельства не застанут работников предприятия врасплох.
В среднем за год баланс предприятия пополняется 3-4 тысячами новых указателей. Приобретение и установка одного светоотражающего знака со стойкой в среднем обходится СМЭП в 150 рублей.
Все вопросы по неудовлетворительному состоянию дорожных указателей можно адресовать диспетчерской службе СМЭП, на его сайт или «115 бел».
Фото автора
Смотрите также: