С 5 ноября некоторые маршрутки могут быть исключены из процесса перевозок. Причина в QR-кодах
Городские маршрутки, в которых нельзя оплатить проезд по QR-коду, будут исключаться из процесса перевозок. Об этом корреспонденту агентства «Минск-Новости» сообщил директор ГП «Столичный транспорт и связь» Валерий Шкуратов.
Он отметил, что сегодня электронные способы оплаты проезда доступны на всем подвижном составе «Минсктранса», во всех городских маршрутках и в части пригородных. Перечень экспрессных коммерческих маршрутов, на которых действуют системы безналичной оплаты проезда, есть на сайте «СТС». На трех из них работают одновременно приложения «Оплати» и Cashew, на 12 — только «Оплати», на остальных — Cashew. На каждой такой маршрутке должны быть размещены соответствующие наклейки, информирующие о возможности оплаты по QR-коду.
— В целом ни у перевозчиков, ни у пассажиров нет претензий к работе систем оплаты, — рассказал руководитель «СТС». — Во всяком случае, нам о них не известно. Но, подведя предварительные итоги, мы увидели интересные цифры. Большинство перевозчиков начали полноценно работать с мобильными приложениями с сентября-октября. Данные за сентябрь показали: у одних субъектов хозяйствования доля пассажиров, оплативших проезд смартфонами, относительно высока, у других — ноль или близка к этому. ООО «БМН» осуществляет перевозки по маршрутам № 1409 «Ст. м. «Якуба Коласа» — тубдиспансер» и 1547 «Ст. жд. Колодищи — Корженевского». На каждом из них в сентябре довольно высокие показатели оплат по QR-коду: 5,11 % и 3,57 % от всех проданных билетов. По 2 с лишним процента электронных квитков реализовано на маршрутах № 1230 «ДС «Серова» — ТЦ «Ждановичи» (ООО «АлекТантакси») и 1191 «РК «Сухарево-6» — МВЦ «Экспобел» (ООО «Минэкспресс»). Но в целом за первый осенний месяц по всем экспрессным коммерческим маршрутам цифра едва достигла 0,63 %.
Судя по предоставленным данным, большинство горожан не стремятся рассчитываться за поездки в маршрутках с помощью смартфонов. Однако, по словам В. Шкуратова, в последнее время от пассажиров и разработчиков систем поступает информация, что некоторые водители саботируют нововведение. Например, не размещают выданные им наклейки с QR-кодами и с информацией о возможности такой оплаты. Или говорят пассажирам, что система не авторизована, рассказывают, что некое устройство вышло из строя.
— Такого быть не должно, и пассажиры должны это иметь в виду. Наши сотрудники уже начали проверки автомобилей на предмет наличия наклеек с информацией о безналичной оплате. Обнаружили, что размещены они действительно не на каждой машине, — проинформировал директор «СТС». — Мы уведомили перевозчиков о том, что до 5 ноября у них есть время привести все в соответствие с договором. Далее, если при проверке обнаружится, что нет наклеек или водители дезинформируют пассажиров, будем исключать машины из приложения к договору между субъектом хозяйствования и оператором перевозок (ГП «Столичный транспорт и связь»). Проще говоря, такие автомобили потеряют допуск к перевозке пассажиров по имеющимся договорам. Других вариантов воздействовать на них у нас пока нет. Вместе с тем на каждом маршруте есть резервные машины, поэтому пассажиры не пострадают.
Зачем же маршрутчикам саботировать внедрение прогрессивных способов оплаты прогресса? По мнению В. Шкуратова, этим грешат, как правило, водители на арендованных машинах, заинтересованные больше в наличных деньгах. Если автомобиль находится в собственности фирмы (владельца), таких проблем обычно не возникает, поскольку перевозчикам важно, чтобы безналичные средства поступали на счет. Это необходимо, например, при покупке очередной машины в кредит или оформлении в лизинг.