С чего начиналось стройотрядовское движение, и почему в начале 1950-х его хотели запретить
В 1924 году стройотряды, называвшиеся тогда в СССР трудовыми, решили узаконить. Как они развивались дальше и сколько можно было в них заработать — читайте в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Термин «студенческий строительный отряд» (ССО) — собирательный. Существовали и медицинские отряды — студенты-медики посвящали каникулы работе в больницах отдаленных районов, где всегда не хватало фельдшеров и медсестер. Члены педагогических отрядов трудились пионервожатыми в загородных детских лагерях. Создавались поездные бригады проводников на железной дороге. Работали молодежные отряды и на археологических раскопках, и даже в сфере торговли. И все это проходило под общим названием «Трудовой семестр».
Впервые учащихся привлекли к сельхозработам в Донбассе в 1920 году. Пахали и сеяли с 8 утра до 8 вечера. Получали паек и 50 советских рублей в день. Хотя в ту пору покупательная способность рубля была ничтожной: 1 кг хлеба на рынке стоил 4 тысячи, а мяса — 12 тысяч. Только к 1927-му дензнаки СССР укрепились, и за 1 рубль можно было приобрести 5 кг белого хлеба.
Цвета хаки
Лишь в 1924 году стройотряды, называвшиеся тогда трудовыми, решили узаконить. За это взялись профсоюзные организации. И к 1930-му студенты летом отправлялись на большие стройки: Магнитку, Днепрогэс, Московский метрополитен, прокладывать железные дороги.
А сразу после войны учащиеся технических вузов посвящали каникулы тому, что тянули электролинии к деревням и поселкам. Старшекурсники Ленинградского электротехнического института в 1948 году возвели ГЭС под городом на Неве! А в 1950-е ездили на целину в Северо-Казахстанскую область.
Удивитесь, но часто движение ССО происходило в порядке самоорганизации. К 1950-му постановление 1924 года о трудовых отрядах уже не действовало. А руководство вузов и даже министр высшего и среднего специального образования Вячеслав Елютин были против летних трудовых инициатив студентов. Почему? Многие стройотрядовцы начинали учебный год на месяц позже, в октябре! Мол, надо учиться, а не деньгу зашибать. Секретарь бюро ВЛКСМ физфака МГУ Сергей Литвиненко смог пробиться на прием к помощнику Хрущёва Андрею Шевченко. Тот посоветовал написать письмо главе государства от ведущих вузов Москвы, чтобы легализовали почин, державшийся на личной инициативе активистов. Никита Сергеевич начертал на послании одобрительную резолюцию. Создание всесоюзной организации должно было пройти через все социалистические церемонии и ритуалы. 15 ноября 1963 года в Кремлевском дворце съездов 6 тысяч избранных бойцов ССО присягнули на знаменах времен Гражданской войны, первых пятилеток. Приняли единый устав. Только после этого ЦК ВЛКСМ разослал депеши во все уголки страны с призывом привлекать студентов к летним работам. Тем более что ощущалась острая нехватка рабочей силы. Бесплатный труд заключенных заменили героической работой молодежи под романтическим флером. Впрочем, это были ребята первого послевоенного поколения, с завистью смотревшие на ордена еще молодых ветеранов. Надеть военизированную стройотрядовскую форму цвета хаки с шевронами казалось лестным. В ней часто ходили по городу, высоко подняв головы.
Энергия через край
В том же 1963-м в Уральскую область Казахстана прибыли 2 500 белорусских студентов из 16 вузов БССР. Сводный отряд принял участие в возведении 362 объектов — как жилых, так и культурно-бытовых. В степи они построили 18 общежитий, 8 средних школ. Витебчане из пединститута забили первый колышек на месте будущего поселка имени Курмангазы. А улица, выстроенная ими, получила название «Студенческая». 37 белорусских ребят наградили медалью «За освоение целинных земель».
Трудились и в БССР. При их содействии в середине 1960-х воздвигали гродненский азотно-туковый и гомельский суперфосфатный комбинаты, светлогорский завод искусственного волокна. Подвиги можно перечислять до бесконечности. Но, кроме официальной стороны дела, нельзя забывать: жизнь внутри студенческих коллективов шла своим чередом. Молодость примечательна неисчерпаемостью энергии. И после тяжелой рабочей смены юноши и девушки устраивали вечеринки, танцы в местных клубах. Создавали самодеятельные театры и музыкальные коллективы. Например, ребята с энергетического факультета Белорусского политехнического и Минского радиотехнического институтов, электрифицируя и радиофицируя школы на селе, летом 1964-го дали в деревнях 372 концерта местным жителям. Конечно, внутри отрядов кипели и любовные страсти, пары справляли свадьбы. Всё смешалось: строительство, творчество, личная жизнь.
Правда, с годами, ближе к 1980-м, на постройку коровников в районы желало ехать все меньше студентов. Хотя и там можно было заработать около 400 рублей при средней зарплате 120–130 рублей в месяц. Стремились отправиться подальше, где есть северные надбавки, чтобы получить 1–1,5 тысячи. Или в соцстраны по обмену группами молодых строителей. Такое тоже было возможно. Организаторы ССО заметили тенденцию и начали выдвигать условие: выдавали направление в северные районы или в ближайшее зарубежье после отработки в сфере местного сельхозстроительства. Финансовый интерес со временем стал вытеснять погоню за романтикой и впечатлениями. Хотя бывало по-разному. Лирику и мечтательность никто не отменял! История молодежных отрядов продолжается и сегодня.
Фото из интернета
Еще материалы рубрики:
Огромные наценки, подростковая токсикомания. Почему сухой закон не стал спасением для СССР
Зодчий Иван Жолтовский до революции 1917-го строил для миллионеров, а после — для Сталина
Покорил небо и сцену. За какие подвиги и курьезы запомнили летчика-истребителя Николая Шутта
Удобство важнее условностей. Как кроссовки «разошлись» по всему миру
Избил Станислав Любшин, а муж едва не сжег в танке. Судьба и роли Любови Румянцевой