С «Чучелом» к Андропову. На что пришлось пойти Ролану Быкову, добиваясь проката своего фильма
Добиваясь проката фильма, режиссер дошел до Юрия Андропова. Но спас ленту не генсек, а случай. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
О чем кино
В провинциальной школе в класс приходит новая ученица Лена Бессольцева. Она живет вместе со своим дедом Николаем Николаевичем. Все средства он тратит на коллекционирование картин. Ходит в старой латаной одежде, за что в городке его прозвали Заплаточником. В классе над Леной насмехаются как над внучкой чудака. Но ей симпатизирует красавец и отличник Дима Сомов. Однажды весь класс решает сбежать с уроков в кино. Лена оказывается случайным свидетелем того, как Сомов докладывает о прогуле классной руководительнице. За прогул ребят лишают поездки в Москву. Одноклассники пытаются выяснить, кто их предал. Лена берет вину Сомова на себя и становится изгоем…
Недоглядели
В начале 1980-х режиссер Ролан Быков искал очередной сценарий, который мог предложить для производства. Но подходящий материал на глаза не попадался. Как-то раз супруга Елена Санаева подсунула ему повесть «Чучело» писателя Владимира Железникова, нашего земляка, уроженца Витебска. После прочтения режиссер решил снимать. Ведь он сам периодически становился изгоем в кинематографе, как героиня произведения. Ряд фильмов с его участием, таких как «Комиссар» (1967), «Проверка на дорогах» (1971), положили на полку.
В 1970–1980-е подростковое кино оставалось преимущественно благостным. Фильм про агрессию школьников противоречил концептуальной политике советского кинематографа. К тому же шел 1982 год. Безвременье. До гласности еще далеко. На удивление сценарий утвердили быстро. Говорили, мол, в редакторском отделе материал прочли бегло, не вдаваясь в суть. Очередной фильм про школьников априори не мог вызывать подозрений. Да и сам литературный материал значительно мягче экранизации. Это потом Ролана Антоновича назовут идеологическим диверсантом, а картина вызовет гнев педагогического сообщества. На старте всё шло тихо. Режиссер начал отбор актеров на главные роли.
Злая теща
Кристину Орбакайте на кинопробы привела бабушка. Посмотрев на девочку с тонкими губами, острыми чертами лица, режиссер поставил напротив ее фамилии три прочерка. Это означало, что 11-летняя дочь Аллы Пугачевой не подходит на роль ни по одному из критериев. «Ей армией командовать, а не пострадавших изображать», — сказал мастер. Не поверите, но режиссерская группа отсмотрела 17 тыс. претенденток. Искали школьницу с открытым лицом, беспомощную и трогательную. Но потом Быков понял: ему нужен не безвольный типаж. Необходима героиня бесхитростная, но способная на поступок. Тогда он вновь вспомнил про Кристину и утвердил ее на роль Лены Бессольцевой. В каких только лентах потом певица и актриса не снималась, но ее работа в фильме «Чучело» самая яркая и поразительная в карьере.
В отношении других главных ролей, зная потенциал своих родственников, Быков пошел по пути семейного подряда. Учительницу Маргариту Ивановну доверил сыграть супруге Е. Санаевой. Дедушку Лены Бессольцевой, по изначальной задумке, должен был воплотить на экране тесть режиссера Всеволод Санаев. На роль одного из школьников утвердил своего пасынка, сына Елены Павла. Но властная жена Всеволода Васильевича со скверным характером устроила народному артисту скандал. Те, кто читал книгу Павла об их семье «Похороните меня за плинтусом», понимают, о какой степени влияния его бабушки на деда идет речь. Она была настоящим деспотом. После скандала у пожилого актера случился сердечный приступ. Перед выездом на съемки он отказался от роли. И, вероятно, к счастью. То, что дедушку Лены сыграл Юрий Никулин, большая удача!
Остальных персонажей-школьников отобрали по принципу разнотипажности. Действительно, в классе нет однотипных персонажей. Все ребята оказались в обойме в результате рутинных кинопроб. Единственный юный актер не с улицы, кроме Кристины, — Дмитрий Егоров, сыгравший красавца Сомова. Он сын актрисы Натальи Кустинской и космонавта Бориса Егорова.
Стычка с хулиганами
По сюжету события происходят в начале учебного года. К старту съемок в октябре 1982-го в Калинине (ныне Тверь) выпал снег. На съемочной площадке дежурили пожарные машины с теплой водой, чтобы избавляться от наледи в кадре. Художники возили с собой на все съемочные объекты мешки с желтой осенней листвой, так как естественная давно опала и была убрана дворниками.
Когда в Москве начали отсматривать первые снятые материалы, вдруг прозрели: Быков делает что-то скандальное. На съемочную площадку то и дело начали приезжать представители Госкино.
Однажды Кристина в одной из сцен получила легкий перелом руки. Пугачева прибыла выяснить отношения с режиссером. Пыталась прекратить съемки, запретив дочери входить в кадр. Эту ситуацию пробовали использовать чиновники, чтобы закрыть производство ленты. Но ничего не вышло. Алла Борисовна вовремя одумалась и заняла сторону режиссера. Женщина она умная. Случился еще один конфликт, связанный с Кристиной. В кульминации фильма ее героиня по сценарию стриглась наголо. Сперва юная актриса согласилась, искусство требует жертв! Потом, ссылаясь на маму, передумала. Ей с Примадонной предстояло выступление на телефестивале «Песня-83». В итоге остановились на золотой середине: девочке сделали короткую стрижку, на которой с помощью гримерных ухищрений и специального парика, изготовленного из бычьего пузыря, можно было сымитировать бритую наголо голову.
Не обошлось без массовых конфликтов. Снимавшиеся в фильме московские подростки поссорились с местной шпаной. Те собрались толпой и окружили отель, где жила съемочная группа, собираясь чуть ли не штурмовать его. Среди взрослой части киношников оказалось немало крепких ребят. Хулиганы пошли на попятную.
Детективный сюжет
Сдача картины далась режиссеру большой кровью. По окончании он слег с инфарктом. Дело в том, что, посмотрев готовую ленту, начальство в лице первого заместителя председателя Госкино СССР Николая Сизова обязало Быкова вырезать 22 эпизода, включая сцену сожжения. Режиссер не шел на компромисс. Тогда всё тот же Сизов пригрозил, что аннулирует пропуск Ролана Антоновича, его не пустят на студию, а кино порежут без него. Дошло чуть ли не до рукоприкладства. Быков размахивал перед начальником тяжелым железным станком для обрезки пленки. К слову, Сизов до работы в кино занимал должность начальника одного из управлений внутренних дел по Москве. Горком партии вник в историю и запретил прокат фильма. Когда начинали снимать, Брежнев был еще жив. При сдаче картины страну возглавлял Юрий Андропов. Быков написал ему открытое письмо. В нем пояснял, что не имеет опыта противостояния с партийной элитой. Просто хочет выпустить ленту, полезную для государства и подрастающего поколения. Юрий Владимирович отнесся без особого внимания к чаяниям художника. Помог случай. В этот период Андрей Тарковский заявил о своем желании остаться во Франции навсегда. Главный оппонент Быкова Сизов с окружением вылетел в Париж уговаривать всемирно известного мастера вернуться в СССР. Пользуясь отсутствием неприятелей, Ролан Антонович устроил премьеру «Чучела» в кинотеатре «Россия»! По возвращении бывший милиционер воскликнул: «Как могли без меня это «Чучело» выпустить?» Мнения о фильме разделились. Одни газеты писали, что это чернуха, другие хвалили. Главное — картина нравилась зрителям. На фестивали ее не посылали. Но благодаря французскому продюсеру, которому продали право проката в Европе, фильм оказался на XXXII МКФ в Лионе (Франция) и получил Гран-при. После признания картины на Западе создателям вручили Государственную премию СССР.