С начала 2023 г. во Фрунзенском арестовано 45 граждан, причастных к незаконному обороту запрещенных веществ
Наркошопы продолжают свою теневую деятельность, несмотря на борьбу с ними. Многие минчане попадаются на обещания легких денег, что неизбежно приводит к тяжелым последствиям. Как устроена работа наркомаркетов и какая ответственность грозит за распространение запрещенных веществ — читайте в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Ранним октябрьским утром в одной из квартир на ул. Скрыганова приехавшая по вызову бригада скорой помощи констатировала смерть 30-летней женщины. После эксперты установили: она умерла от отравления особо опасным психотропным веществом 4-СМС (клефедроном), которым ее угостил знакомый из России.
После появления в широком доступе метадона бывшие опиумные наркоманы стали его употреблять. Им в свое время торговали представители кочевого народа и нередко разбавляли для увеличения массы. Однако реализуемый в настоящее время через интернет препарат более сильной концентрации, о чем даже предупреждают некоторые продавцы. Наркоманы не рассчитывают дозировку, вкалывают метадон по старой схеме, что нередко приводит к летальному исходу.
Спустя месяц подозреваемого задержали, в отношении него возбудили уголовное дело по ч. 5 ст. 328 УК, санкция которой — лишение свободы на срок от 12 до 25 лет со штрафом или без него. В отношении мужчины избрали меру пресечения в виде заключения под стражу. Известно, что 32-летний обвиняемый нигде официально трудоустроен не был, ранее к уголовной ответственности не привлекался.
— Проблема незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ весьма актуальна для Фрунзенского, — говорит заместитель прокурора Фрунзенского района Александр Башан. — Например, в 2021 году в результате их потребления в стране погибли 126 человек, 22 из которых — в нашем районе, то есть фактически каждый шестой. Большинство погибших состояли на учете в наркодиспансере. Чаще всего смерть наступала от отравления метадоном, реже — альфа-PVP. Прокуратура Фрунзенского района даже инициировала проведение координационного совещания по этой теме.
По словам собеседника, с начала года по подозрению в совершении различного рода преступлений во Фрунзенском были арестованы 254 человека, 45 из них — по ст. 328 УК. То есть каждый шестой взятый под стражу причастен к незаконному обороту запрещенных веществ.
— Сегодня вовлекают в распространение наркотиков различными способами — через соцсети, мессенджеры и даже объявления, размещенные на фасадах зданий. Рекрутеры обещают золотые горы и уверяют, что предложение абсолютно безопасно, но на деле все выходит совершенно иначе — многие оказываются в числе задержанных, даже не получив первую «зарплату», — продолжает А. Башан. — Закладчики — чаще всего молодые люди в возрасте от 18 до 25 лет, которые идут на преступный промысел ради легких денег.
Не так давно суд Фрунзенского района вынес приговор 22-летней ранее не судимой минчанке, работавшей курьером на наркошоп. Однажды куратор поручил ей забрать более 172 г мефедрона и 0,72 г альфа-PVP. Часть психотропных веществ девушка успела разложить по тайникам в лесном массиве вблизи Сухарево, а остальное вместе с различными приспособлениями, которые использовала для расфасовки и упаковки дурмана, хранила дома — в квартире на ул. Могилевской.
Когда сотрудники наркоконтроля задержали подозреваемую, при личном обыске у нее обнаружили 20 свертков с мефедроном. По имевшимся в мобильном телефоне девушки географическим координатам оперативники изъяли из тайников оставшийся психотроп.
В свое оправдание задержанная сказала, что ее матери якобы требовалась дорогостоящая операция, поэтому она искала любую работу. Объявление о наборе курьеров прочла в интернете, прошла инструктаж и стажировку, после чего стала закладчицей. Спустя месяц на ее запястьях защелкнулись наручники.
Суд признал минчанку виновной в незаконных с целью сбыта приобретении, перевозке и хранении особо опасных психотропных веществ в крупном размере, совершенных организованной группой, и на основании ч. 4 ст. 328 УК назначил наказание в виде 11 лет лишения свободы со штрафом в размере 300 базовых величин (11 100 рублей).
— В Беларуси наркобизнес имеет организованную структуру, сбыт запрещенных веществ осуществляется преимущественно бесконтактным способом через интернет-ресурсы, — отмечает советник юстиции А. Башан. — Сегодня его организаторы вышли на новый уровень. В теневых интернет-магазинах существует четкое распределение обязанностей — есть так называемые финансисты, кураторы, курьеры, проверяющие, рекламщики, спортики. Неотъемлемой частью работы таких маркетов являются и закладчики. Все эти люди образуют организованную группу и, как правило, между собой лично даже не знакомы. Сегодня действия закладчиков квалифицируются по ч. 4 ст. 328 УК, наказание по которой от 10 до 20 лет лишения свободы со штрафом или без него.
P. S. Безусловно, у многих бывают непростые периоды в жизни. Но не стоит искать решение финансовых проблем в сфере торговли наркотиками, иначе временные трудности могут превратиться в долгие годы испорченной жизни за колючим периметром.