Все ли предметы можно послушать? Какие интересные акустические места есть в столице? Саунд-дизайнер Сергей Цвики рассказал корреспонденту агентства «Минск-Новости», как он слышит родной город.
Сергей Цвики идет по жизни со звуком: в детстве обучался игре на скрипке в музыкальной школе, затем отучился на звукорежиссера в Белорусской государственной академии искусств, работал звукоинженером. А несколько лет назад решил посвятить себя саунд-дизайну — созданию звуковых эффектов. Все началось с полевых записей…
Путешествие по воспоминаниям
— Где используются полевые звуки? И можно ли заработать, занимаясь звуковым дизайном?
— Звуки используются в кино, гейм-индустрии, инсталляциях, музыке, рекламе, спектаклях. Можно работать на киностудии «Беларусьфильм», делать озвучку документальных фильмов. Но кино не моя сфера. Еще вариант — научно-исследовательская деятельность, сотрудничество с университетами, архивами. Однако наиболее перспективна и прибыльна игровая индустрия.
Аудиозаписи можно разделить на два раздела: документалистику (с фиксацией места и времени услышанного) и творчество. Чаще всего документальные записи хранятся в архиве, их используют при создании арт-проектов.
Сейчас зарабатываю ремонтом музыкальных инструментов, периодически участвую в звуковом оформлении выставок художников, а также в различных фестивалях.
— Как можете описать свою творческую деятельность?
— Через аудиотриггеры, частоты и звуковые фактуры погружаю человека в состояние медитации. Нравится воздействовать именно на подсознание. Скоро выйдет мой первый альбом M-Odessey на тему памяти: взаимодействие человека и машины. Какие звуковые образы помню? Как их воспроизвести с помощью специальных приборов? Я создаю из записей (голоса родных и друзей, звуки окружения — лифта, качелей, светофоров, машин, птиц…) звуковую импрессионистическую картину. Альбом — пример того, как исследовательская работа переросла в творческий проект. Продолжительность композиции — 44 минуты, за это время слушатель совершит путешествие по своим ощущениям и воспоминаниям.
— На каких исполнителей или на какие жанры посоветуете обратить внимание?
— Минский проект Parus с альбомом Zara — это очень мягкая эмбиентная электроника, сочетающаяся с полевыми записями и реконструкцией белорусских народных обрядовых песен. Существует жанр ASMR, поклонники которого находятся в постоянном поиске звуков, способных вызывать мурашки по коже. Это могут быть шуршание, шепот, звук ветра…
Разговор цветов
— Все ли можно послушать?
— Любой предмет с помощью специальных чувствительных микрофонов можно раскрыть. Даже в маленькой вещи есть вероятность услышать нечто огромное: шум, напоминающий водопад, или грозу… Дребезжание, скрип, шелест, шипение… Звук будто под микроскопом! Например, бросаешь пару кубиков льда в стакан и заливаешь водой… Такие взрывы, точно салют! Часами хочется слушать в наушниках эти приятные звуки.
Цветы тоже можно «послушать». Существуют датчики, очень чувствительные к изменению магнитных полей. Они крепятся на растения и улавливают импульсы. Если усилить снятые с датчиков импульсы, вы услышите, как «разговаривают» растения.
Это очень странные и непривычные для нас звуки. Но сам факт того, что можно их услышать, меня восхищает.
— Нойз-музыка и шум. Где грань?
— Шум бесконтролен, а нойз-музыка (музыкальный жанр, в котором используются звуки чаще искусственного и техногенного происхождения, иногда неприятные и даже болезненные для человеческого слуха. — Прим. авт.) может быть частью концепции творческого проекта. К примеру, из-за громыхания проехавшей машины мы сейчас не услышали сказанное друг другу. Но если я запишу гул и грохот и встрою в композицию, то они будут восприниматься уже как произведение искусства.
Живу ушами
— Какие звуки характерны для Минска?
— В столице появилось много настоящих сверчков и певчих цикад. Когда поздним вечером возвращаюсь на велосипеде домой, часто слышу стрекотание возле переходов в подземку. А вот Комаровка ничем не отличается от рынка другой страны. Пожалуй, только родной речью.
— Назовите интересные акустические места столицы.
— Верхний город. Если хлопнуть, находясь на узкой улочке (хороший пример — улица Герцена), услышите короткое эхо. Каждый парк имеет свою звуковую палитру. Например, у парка Победы много фактур — там находится Остров птиц, а возле зеленой зоны «Курасовщина» однажды разыгрался настоящий лягушачий оркестр!
Интересные сочетания услышите в парках с аттракционами. Прислушайтесь к голосам детей и взрослых (как они выражают свои эмоции?), к скрежету, скрипу механизмов и пению птиц. И когда все это сливается воедино, создается необычная звуковая мозаика. Живу ушами, поэтому обращаю внимание на все шумы, голоса, шорохи, скрипы…
В Раковском предместье у дома, где жил белорусский композитор Олег Молчан, пару лет назад установили музыкальную скамейку. Подобные арт-объекты заставляют человека осознанно слушать город, хотя, на мой взгляд, они делают его более шумным.
Интересные факты
- В Европе разработаны аудиальные карты: в специальном приложении можно послушать обозначенные точки. Необычный туристический маршрут, правда?
- Звуковая карта города есть в Перми. Жители делятся любимым звуком и историей, ассоциацией, связанной с ним. Проект хорош тем, что, во-первых, его участник подмечает детали города, а во-вторых, учится описывать услышанное, рассказывать истории.
Фото Алексея Столярова и из архива агентства «Минск-Новости»