Самая народная картина
«Портрет неизвестной с цветами и фруктами» Ивана Фомича Хруцкого — картина для Беларуси знаковая. Написана она была в 1838 г. Так что можно отмечать юбилей. Подробности у корреспондента агентства «Минск-Новости».
Правда, чтобы говорить о круглой дате, лучше, конечно, знать точный день окончания работы. Но искусствоведы разводят руками. Так что оттолкнемся от другого. Что на холсте? Налитые, с розоватым бочком персики, спелая слива, лубяная корзинка с клубникой, тыква, словно только-только с грядки… В кувшине — пышные розы, распустившиеся лилии… Время расцветания и плодоношения. Где-то конец лета — начало осени.
И тут знатоки улыбнутся: такие же персики, виноград, бутоны роз есть на многих натюрмортах Хруцкого, написанных и раньше, и позже. И кувшин с собаками (фабрики Поскочина, уточняется в научных трудах) у него всегда один и тот же. И стакан с водой. На «Портрете неизвестной» нет, кстати, полуочищенного лимона с завитком желтой кожицы. А это у Хруцкого фирменная деталь.
Но помилуйте! Ведь работал художник, а не копировщик. И Академия художеств не зря отмечала у молодого еще Ивана Фомича «отличные труды (…) особенно по живописи плодов и овощей». Такое чувство, что Хруцкий каждый раз испытывал радость мастера, любовно передавая на холсте аппетитные цвета спелых фруктов, фактуру керамического кувшина (который для каждой картины поворачивал то так, то эдак), холодную прозрачность воды в чистом стакане. При этом был и блестящим портретистом, а понадобилось — храмы расписывал. Профессионал.
Выше мы назвали «Портрет неизвестной» знаковой картиной для Беларуси. Что ж, это полотно (ну или хотя бы часть его) известно всем — на тысячной купюре старого образца красовались кувшин с нее, фрукты, цветы. Оно сотни раз воспроизводилось на календарях, марках… И саму фигуру И. Хруцкого Беларусь как бы заново открыла для себя, обретя суверенитет. Ведь наш! Понятно, что живописца Хруцкого не было бы без учебы в Петербурге, что его медали Академии художеств и золотые часы от Николая I — символы признания таланта в масштабе всей тогдашней Российской империи. Но родился Иван Фомич в Беларуси (в 1810 г. в Улле под Бешенковичами), в Беларуси умер (в своем имении Захарничи под Полоцком в 1885-м), да и повороты судьбы большей частью связаны именно с реалиями белорусского прошлого. И хотя многое в его биографии остается неясным, литературы для «информации к размышлению» достаточно.
Он из местной шляхты, сын униатского священника. Униатство — симбиоз православия и католичества, важная в те времена конфессия в наших краях. Учился в Полоцком высшем пиарском училище (пиаристы — католический орден, специализировавшийся на образовании детей и юношества).
Потом поехал в Петербург постигать науку живописи. Юный, безденежный — хлебнул, надо думать, всякого. Но и земляки помогали, и сам духом не падал — работал, работал… Ставил руку, копируя картины в Эрмитаже, позже в Академии художеств учился у лучших тогдашних мастеров. И хотя был в статусе «вольноприходящего» (то есть просто допущенного к занятиям и экзаменам), его натюрморты довольно быстро вошли в моду, охотно покупались. Получил звание академика — это присуждавшийся академией высший класс профессионального уровня. Звание, в частности, давало право на российское дворянство, что в судьбе Хруцкого позже сыграло важную роль.
Потому что в 1839-м — через год после создания «Портрета неизвестной» — дома начались непростые события. Глава униатской церкви епископ Иосиф Семашко твердо взял курс на присоединение к православию. Часть униатских священников его поддержали, часть — нет. Фома Хруцкий не поддержал. Грянул начальственный гнев — ревизия, отправка в монастырь на хлеб и воду. Художнику пришлось заниматься освобождением отца — писать письма, обращаться к высшим церковным иерархам. В общем, накатили проблемы, далекие от творческих. Возможно, написание портретов глав еще действующей униатской церкви было дипломатическим ходом ради спасения родного человека.
В 1839 г. руководство униатской церкви принимает акт о присоединении к православию. Отец Хруцкого по-прежнему против. В результате теряет приход, вскоре умирает. Семья остается без копейки. Ответственность за близких ложится на плечи Ивана. Он помогает стать на ноги братьям (Евстафий и Андрей тоже будут художниками), заботится об остальных. Но нужны деньги, деньги… Известно, что Хруцкий тогда преподавал рисунок в Горном институте, кроме того, написал более 20 портретов, причем людей влиятельных. Явно нарабатывал средства и связи.
Зато в 1844-м уже имел возможность вернуться на родину и купить имение Захарничи под Полоцком (российское дворянство давало на это право). Вскоре женился, после чего из Захарничей уехал.
Его пригласил к себе тот самый Иосиф Семашко — гонитель отца, уже православный архиепископ Литовский и Виленский, в будущем митрополит.
Человек крутого нрава, Семашко, однако, был умен, понимал, когда нужен кнут, а когда пряник. Именно Хруцкому — сыну непримиримого оппонента — было сделано предложение, во всех смыслах дорогого стоящее. По сути, на десять лет (до 1854–1855 гг.) Иван Фомич стал художником при архиепископе — оформлял церкви, писал портреты своего патрона и других «деятелей объединения», картины для дома Семашко. После чего вернулся в Захарничи и зажил тихим помещиком.
Правда, за кисть теперь брался все реже. Почему? Есть разные объяснения. Что натюрморты все же считались второстепенным жанром, выгодней были портреты. Однако с изобретением фотографии потенциальные заказчики все чаще предпочитали съемку на дагерротип позированию у живописца. Заказчиков было немного, особенно после восстания 1863 г. — за участие в нем местная шляхта расплатилась ссылками, изгнанием в эмиграцию, секвестром поместий. Или, может, все еще проще? Человек предпочел жить в стороне от городов. Картинами тут особо не прокормишься, значит, надо заниматься хозяйством. Но это заботы, которым ни конца, ни края. А живопись оставалась уже для души, в нечастые сладостные часы…
Так сложилась канва его судьбы — спокойной, без особых потрясений. Хруцкий явно предпочитал «применяться к обстоятельствам», ладить, а не конфликтовать. То ли изначально натура такая, то ли история отца научила не нарываться на неприятности. Но что в этом плохого? Художники приходят в мир, чтобы писать картины, а не класть жизнь на вечную борьбу.
За девять месяцев до смерти он написал автопортрет. Уж точно не вечный задира смотрит на нас с холста.
Впрочем, мы Ивана Фомича сегодня вспоминаем в связи с условным юбилеем «Портрета неизвестной». И естественный вопрос — а кто она, эта «неизвестная»? Первый ответ, готовый сорваться с языка, — жена! Да, есть и такая версия, основанная на семейных преданиях. Большинство искусствоведов ее опровергают (заметим, портретов супруги художника не сохранилось). Картина создана в 1838-м в Петербурге, женился Хруцкий лишь через семь лет в Беларуси. А у женщины на пальце уже обручальное кольцо. Кроме того, на ряде работ Хруцкого разных лет запечатлены девочка, потом девушка, затем молодая, а после зрелая дама со схожими чертами лица. Так что более логично другое предположение — сестра.
Но это второстепенно. Главное — какими покоем, уютом, тихой радостью бытия веет от этого полотна! Хруцкий писал его в 28 лет — наверное, о такой жизни он и мечтал: чтобы погожий день, тенистый сад, стол, уставленный цветами и фруктами, любимая женщина за ним. Сбылось?
…«Портрет неизвестной с цветами и фруктами» ныне одна из жемчужин Национального художественного музея. Генеральный директор музея Владимир Иванович Прокопцов недавно отмечал свое 65-летие. В честь этого события открылась и выставка его работ: Прокопцов сам художник. Среди пришедших поздравить юбиляра были и представители кондитерской фабрики «Коммунарка», чей фирменный магазин-кофейню «Лакомка» украшает копия самого знаменитого полотна Хруцкого. И рассказана была такая история. В кофейне молодой человек делал девушке предложение руки и сердца. «Соглашусь, — улыбнулась та, — если скажешь, кто автор этой картины». «Хруцкий!» — тут же прозвучал ответ. И предложение было принято. Если художник видел с небес эту сцену, то, наверное, счел ее лучшей благодарностью потомков.
Справочно
В честь И. Хруцкого в Беларуси названы улицы, детская художественная школа. В Новополоцке установлен памятник.