1200 90

Самая народная картина

«Портрет неизвестной с цветами и фруктами» Ивана Фомича Хруцкого — картина для Беларуси знаковая. Написана она была в 1838 г. Так что можно отмечать юбилей. Подробности у корреспондента агентства «Минск-Новости».

Foto 1. Portret neizvestnoy s tsvetami i fruktami

И. Хруцкий. Портрет неизвестной с цветами и фруктами

Правда, чтобы говорить о круглой дате, лучше, конечно, знать точный день окончания работы. Но искусствоведы разводят руками. Так что оттолкнемся от другого. Что на холсте? Налитые, с розоватым бочком персики, спелая слива, лубяная корзинка с клубникой, тыква, словно только-только с грядки… В кувшине — пышные розы, распустившиеся лилии… Время расцветания и плодоношения. Где-то конец лета — начало осени.

И тут знатоки улыбнутся: такие же персики, виноград, бутоны роз есть на многих натюрмортах Хруцкого, написанных и раньше, и позже. И кувшин с собаками (фабрики Поскочина, уточняется в научных трудах) у него всегда один и тот же. И стакан с водой. На «Портрете неизвестной» нет, кстати, полуочищенного лимона с завитком желтой кожицы. А это у Хруцкого фирменная деталь.

Foto 2

Но помилуйте! Ведь работал художник, а не копировщик. И Академия художеств не зря отмечала у молодого еще Ивана Фомича «отличные труды (…) особенно по живописи плодов и овощей». Такое чувство, что Хруцкий каждый раз испытывал радость мастера, любовно передавая на холсте аппетитные цвета спелых фруктов, фактуру керамического кувшина (который для каждой картины поворачивал то так, то эдак), холодную прозрачность воды в чистом стакане. При этом был и блестящим портретистом, а понадобилось — храмы расписывал. Профессионал.

Выше мы назвали «Портрет неизвестной» знаковой картиной для Беларуси. Что ж, это полотно (ну или хотя бы часть его) известно всем — на тысячной купюре старого образца красовались кувшин с нее, фрукты, цветы. Оно сотни раз воспроизводилось на календарях, марках… И саму фигуру И. Хруцкого Беларусь как бы заново открыла для себя, обретя суверенитет. Ведь наш! Понятно, что живописца Хруцкого не было бы без учебы в Петербурге, что его медали Академии художеств и золотые часы от Николая I — символы признания таланта в масштабе всей тогдашней Российской империи. Но родился Иван Фомич в Беларуси (в 1810 г. в Улле под Бешенковичами), в Беларуси умер (в своем имении Захарничи под Полоцком в 1885-м), да и повороты судьбы большей частью связаны именно с реалиями белорусского прошлого. И хотя многое в его биографии остается неясным, литературы для «информации к размышлению» достаточно.

Он из местной шляхты, сын униатского священника. Униатство — симбиоз православия и католичества, важная в те времена конфессия в наших краях. Учился в Полоцком высшем пиарском училище (пиаристы — католический орден, специализировавшийся на образовании детей и юношества).

Foto 3. Polotsk. Litsey piarov

Полоцкое высшее пиарское училище

Потом поехал в Петербург постигать науку живописи. Юный, безденежный — хлебнул, надо думать, всякого. Но и земляки помогали, и сам духом не падал — работал, работал… Ставил руку, копируя картины в Эрмитаже, позже в Академии художеств учился у лучших тогдашних мастеров. И хотя был в статусе «вольноприходящего» (то есть просто допущенного к занятиям и экзаменам), его натюрморты довольно быстро вошли в моду, охотно покупались. Получил звание академика — это присуждавшийся академией высший класс профессионального уровня. Звание, в частности, давало право на российское дворянство, что в судьбе Хруцкого позже сыграло важную роль.

Foto 4 .Hrutskiy diplom copyПотому что в 1839-м — через год после создания «Портрета неизвестной» — дома начались непростые события. Глава униатской церкви епископ Иосиф Семашко твердо взял курс на присоединение к православию. Часть униатских священников его поддержали, часть — нет. Фома Хруцкий не поддержал. Грянул начальственный гнев — ревизия, отправка в монастырь на хлеб и воду. Художнику пришлось заниматься освобождением отца — писать письма, обращаться к высшим церковным иерархам. В общем, накатили проблемы, далекие от творческих. Возможно, написание портретов глав еще действующей униатской церкви было дипломатическим ходом ради спасения родного человека.

В 1839 г. руководство униатской церкви принимает акт о присоединении к православию. Отец Хруцкого по-прежнему против. В результате теряет приход, вскоре умирает. Семья остается без копейки. Ответственность за близких ложится на плечи Ивана. Он помогает стать на ноги братьям (Евстафий и Андрей тоже будут художниками), заботится об остальных. Но нужны деньги, деньги… Известно, что Хруцкий тогда преподавал рисунок в Горном институте, кроме того, написал более 20 портретов, причем людей влиятельных. Явно нарабатывал средства и связи.

Зато в 1844-м уже имел возможность вернуться на родину и купить имение Захарничи под Полоцком (российское дворянство давало на это право). Вскоре женился, после чего из Захарничей уехал.

Его пригласил к себе тот самый Иосиф Семашко — гонитель отца, уже православный архиепископ Литовский и Виленский, в будущем митрополит.

Foto 5. Mitropolit I.Semashko copy

Митрополит Иосиф Семашко

Человек крутого нрава, Семашко, однако, был умен, понимал, когда нужен кнут, а когда пряник. Именно Хруцкому — сыну непримиримого оппонента — было сделано предложение, во всех смыслах дорогого стоящее. По сути, на десять лет (до 1854–1855 гг.) Иван Фомич стал художником при архиепископе — оформлял церкви, писал портреты своего патрона и других «деятелей объединения», картины для дома Семашко. После чего вернулся в Захарничи и зажил тихим помещиком.

Правда, за кисть теперь брался все реже. Почему? Есть разные объяснения. Что натюрморты все же считались второстепенным жанром, выгодней были портреты. Однако с изобретением фотографии потенциальные заказчики все чаще предпочитали съемку на дагерротип позированию у живописца. Заказчиков было немного, особенно после восстания 1863 г. — за участие в нем местная шляхта расплатилась ссылками, изгнанием в эмиграцию, секвестром поместий. Или, может, все еще проще? Человек предпочел жить в стороне от городов. Картинами тут особо не прокормишься, значит, надо заниматься хозяйством. Но это заботы, которым ни конца, ни края. А живопись оставалась уже для души, в нечастые сладостные часы…

Так сложилась канва его судьбы — спокойной, без особых потрясений. Хруцкий явно предпочитал «применяться к обстоятельствам», ладить, а не конфликтовать. То ли изначально натура такая, то ли история отца научила не нарываться на неприятности. Но что в этом плохого? Художники приходят в мир, чтобы писать картины, а не класть жизнь на вечную борьбу.

За девять месяцев до смерти он написал автопортрет. Уж точно не вечный задира смотрит на нас с холста.

Foto 6. Avtoportret I. Hrutskogo

И. Хруцкий. Автопортрет

Впрочем, мы Ивана Фомича сегодня вспоминаем в связи с условным юбилеем «Портрета неизвестной». И естественный вопрос — а кто она, эта «неизвестная»? Первый ответ, готовый сорваться с языка, — жена! Да, есть и такая версия, основанная на семейных преданиях. Большинство искусствоведов ее опровергают (заметим, портретов супруги художника не сохранилось). Картина создана в 1838-м в Петербурге, женился Хруцкий лишь через семь лет в Беларуси. А у женщины на пальце уже обручальное кольцо. Кроме того, на ряде работ Хруцкого разных лет запечатлены девочка, потом девушка, затем молодая, а после зрелая дама со схожими чертами лица. Так что более логично другое предположение — сестра.

Но это второстепенно. Главное — какими покоем, уютом, тихой радостью бытия веет от этого полотна! Хруцкий писал его в 28 лет — наверное, о такой жизни он и мечтал: чтобы погожий день, тенистый сад, стол, уставленный цветами и фруктами, любимая женщина за ним. Сбылось?

…«Портрет неизвестной с цветами и фруктами» ныне одна из жемчужин Национального художественного музея. Генеральный директор музея Владимир Иванович Прокопцов недавно отмечал свое 65-летие. В честь этого события открылась и выставка его работ: Прокопцов сам художник. Среди пришедших поздравить юбиляра были и представители кондитерской фабрики «Коммунарка», чей фирменный магазин-кофейню «Лакомка» украшает копия самого знаменитого полотна Хруцкого. И рассказана была такая история. В кофейне молодой человек делал девушке предложение руки и сердца. «Соглашусь, — улыбнулась та, — если скажешь, кто автор этой картины». «Хруцкий!» — тут же прозвучал ответ. И предложение было принято. Если художник видел с небес эту сцену, то, наверное, счел ее лучшей благодарностью потомков.

Справочно

В честь И. Хруцкого в Беларуси названы улицы, детская художественная школа. В Новополоцке установлен памятник.

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Мороз ночью и до +3 °С днем ожидаются в Беларуси 24 ноября

Облачно с прояснениями будет в республике 24 ноября, температура воздуха ночью составит -1…-7 °С, днем – -2…+3 °С, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на «Белгидромет».

22 10 2024 priroda osennie parki foto terehina 26 kopiya

Фото носит иллюстративный характер

В воскресенье местами по стране прогнозируются небольшой снег, не исключая мокрого, и слабый гололед, а ночью и утром – слабый туман. На отдельных участках дорог гололедица. Ветер будет умеренным, его порывов не предвидится.

В Бресте и Гродно в дневные часы ожидается +1…+3 °С, Минске, Витебске и Могилёве – -1…+1 °С, в Гомеле – 0…+2 °С.

В. Полякова-Макей о сотрудничестве с Мурманском: можем обменяться интересным опытом в сфере культуры

Вопросы сотрудничества в области культуры обсудили в Минске директор Белорусского государственного академического театра юного зрителя Вера Полякова-Макей и председатель комитета по культуре администрации города Мурманска Елена Крынжина, передает корреспондент агентства «Минск-Новости».

img 6102 kopiya

Культурная дружба между городами-героями началась 19 ноября, когда Белорусский государственный академический театр юного зрителя представил спектакль «Мастер и Маргарита» на II Международном театральном фестивале «Арктическая сцена» в Мурманске.

— Два года назад я приезжала на фестиваль «Арктическая сцена» со спектаклем «Каренина». Мы подружились с председателем комитета по культуре Еленой Крынжиной и другими известными деятелями культуры Мурманской области и договорились о встрече в Минске, — рассказала В. Полякова-Макей.

В фестивале поучаствовали 14 театров из России, Беларуси, Армении, Казахстана и Сербии. Коллективы привезли спектакли, основанные на всемирной классике и шедеврах русской литературы.

— На фестиваль мы не смогли привезти свои декорации: играли на белых простынях, тканях и стульях из подбора — только голый талант. Нас высоко оценили зрительское и профессиональное жюри. Дмитрий Климович получил награду за лучшую роль второго плана, а я — за лучшую женскую роль. Мы несказанно этому рады, — поделилась директор.

img 6092 kopiya

Международный театральный фестиваль «Арктическая сцена» организован Мурманским областным драматическим театром и региональным отделением Союза театральных деятелей России при поддержке правительства Мурманской области.

— Сегодня к нам приехала известный театральный деятель Елена Крынжина, и в нашем театре проходят переговоры по вопросам перспектив развития взаимодействия между театрально-зрелищными организациями Минска и Мурманска. Мы очень хотим организовать масштабные гастроли с Мурманском, так как уверены, что можем обменяться интересным опытом друг с другом в сфере культуры, —сообщила В. Полякова-Макей.

В Минске коллеги из Мурманска презентовали спектакль детской театральной школы «Дети военного Мурмана».

img 6113 kopiya

— Это не просто общение, а развитие связей между культурно-досуговыми учреждениями. Мы обсуждаем вопросы библиотечных систем, домов и дворцов культуры, взаимодействие музыкальных и театральных школ. И, конечно, речь идет о дополнительном образовании в сфере культуры. Я считаю, что это крайне важно, поскольку у нас общее культурное пространство, и в условиях Союзного государства открываются большие перспективы для взаимного культурного сотрудничества, — отметила Е. Крынжина.

После переговоров состоялся показ спектакля по пьесе Николая Гоголя «Женитьба».

— Это одна из наших последних премьер. Легкий, свежий и необычный спектакль, созданный молодым режиссером. Мы считаем, что молодые должны ставить спектакли для молодежи. Энергия такой режиссуры находит отклик как у юного зрителя, так и у старшего поколения. Наш слоган — «от 0 до 99 лет», и мы с радостью приглашаем зрителей всех возрастов на постановки, — подытожила директор В. Полякова-Макей.

Фото автора