Самосожжение вдов, подвиг уральских казаков, смерть Вячеслава Тихонова. Этот день в истории: 4 декабря
Хроника важных и интересных событий, произошедших в городе, стране и мире 4 декабря в разные годы, — в подборке корреспондента агентства «Минск-Новости».
1674 год. Французский иезуит Жак Маркетт основывает у озера Мичиган миссионерский пост, ставший впоследствии городом Чикаго
В конце 1660-х гг. 38-летний Маркетт отправился во французские североамериканские владения обращать к христианскому Богу индейцев и заодно исследовать неведомые пространства к югу от Великих озер. 4 декабря 1674 г. для зимовки он основал у юго-западной оконечности озера Мичиган миссионерский пост.
На карте США Чикаго появился лишь спустя почти 160 лет — в 1833 г. как поселок с населением 350 человек. Его название произошло от измененного французами слова из языка местных индейцев майами-иллинойс shikaakwa (в переводе «дикий лук» или «чеснок»).
Занимая выгодное географическое положение между западом и востоком США, Чикаго быстро стал одним из ключевых транспортных узлов страны, что в свою очередь вызвало огромный подъем производства в городе и приток иммигрантов.
В 1871 г. большая часть города сгорела в Великом чикагском пожаре. Необходимость отстроить его заново стала толчком к величайшему строительному буму, сделавшему Чикаго центром развития архитектуры США.
В 1885 г. здесь был построен первый в мире небоскреб. В 1892-м — основан Чикагский университет, ставший одним из ведущих вузов мира, а в 1893-м в городе проведена Всемирная выставка, получившая название «Колумбовская» и собравшая более 27 млн гостей.
В 1890 г. Чикаго с населением в 1,1 млн человек стал вторым по размерам городом страны после Нью-Йорка. Сегодня число жителей Чикаго приближается к 3 млн (с пригородами — к 10 млн). Это третий по числу жителей город в Соединенных Штатах (на второе вышел Лос-Анджелес) и второй по значимости финансовый центр страны после Нью-Йорка.
1829 год. Генерал-губернатор Индии лорд Уильям Бентинк запрещает индийцам совершать ритуал самосожжения вдов
Индия всегда представлялась европейцам страной древних и диковинных традиций. Один из ритуалов, поражавших иностранцев, побывавших в Индии, — обряд сати — самосожжение вдов на погребальном костре вместе с останками усопших мужей. В переводе с санскрита «сати» означает «настоящая» или «правдивая». Название ритуала произошло от имени богини Сати, которая принесла себя в жертву, будучи не в силах снести унижения, которым ее отец подверг избранного ею бога Шиву.
Когда у женщины умирал муж, его тело подвергалось кремации в течение одного дня после смерти, и вдова, следуя этой традиции, надевала свои лучшие свадебные одежды и входила в погребальный костер, где сгорала заживо. Есть разные описания того, как это происходило: вдова сидела или лежала на костре возле тела мужа или же сама поджигала костер вокруг себя и супруга. Запрещалось проходить обряд сати беременным женщинам. Если же мужчина имел несколько жен, что не было редкостью в полигамной культуре прошлого, то все женщины входили в костер. Или же, в случае, когда оставались дети, за которыми нужен был уход, конкурировали между собой за право умереть вместе с мужем.
Индуистские жрецы настаивали, что сати — благо для женщины, ведь с помощью этого ритуала она сможет отправиться в загробный мир рука об руку с супругом. Чаще всего к сати прибегали представительницы высших каст Индии, в то время как среди низших каст традиция была куда менее распространена.
Традиционно считалось, что вдова должна взойти на костер вслед за ушедшим мужем по своему желанию и без принуждения. Но во многих общинах женщин заставляли совершать сати. Психологическое и социальное давление на вдову подкреплялось моральным авторитетом традиций. Если же женщина нарушала традицию и отказывалась совершить сати, ее могли исключить из общины, а могли и просто убить родственники покойного. В этом случае, чтобы соблюсти видимость ритуала, вдову связывали и бросали в горящий костер либо оставляли связанной в еще не зажженном костре, иногда привязанной к телу мужа.
Хотя традиция сати была распространена в Индии, на протяжении всей своей истории обряд вызывал ожесточенные споры. Ритуал критиковался большинством неиндуистских религий, существующих в стране: буддизмом, сикхизмом, исламом и христианством. Особо активно пытались искоренить сати британцы. В 1798 г. сати запретили в нескольких крупных городах, а в 1829-м запрет распространился на всю страну.
Однако закон о запрете сати вызвал сильные протесты на территории Индии, и в 1832 г. колониальные власти были вынуждены ввести ряд послаблений: обряд разрешили совершать только совершеннолетним женщинам, и только если они шли на него добровольно.
В XX веке сати начал терять популярность. Последний задокументированный случай самосожжения произошел в Индии в 1987 г.: 17-летняя вдова Руп Канвар сожгла себя на погребальном костре в одной из деревень штата Раджастан.
В Индии до наших дней сохранились мемориальные доски в честь женщин, совершивших сати. Эти места посещают паломники. Но индийские власти относятся к этому явлению крайне негативно и силами светских СМИ стараются разрушить ореол жертвенности вокруг таких женщин.
1864 год. Иканское сражение: подвиг уральских казаков, отбивших Туркестан
В этом боестолкновении русская сотня казаков сражалась против 10-тысячного войска!
Бой произошел во времена завоевания Российской империей Средней Азии, когда во второй половине XIX века русские войска противостояли Кокандскому ханству (государство во главе с узбекской династией Минг, существовавшее с 1709 по 1876 г. на территории современного Узбекистана, Таджикистана, Кыргызстана и южного Казахстана).
В конце ноября кокандский правитель Алимкул с намерением отбить занятый русскими город Туркестан выступил из Ташкента во главе 10-тысячного войска с обозом, артиллерией и боевыми запасами. Он двинулся обходным путем, чтобы подойти скрытно, но это не удалось: комендант Туркестана полковник Жемчужников, узнав о появлении в степи близ города «каких-то бродячих шаек», 4 декабря выслал на разведку сотню уральских казаков есаула Василия Серова.
Не догадываясь о грозящей большой опасности, сотня вышла всего с одним «Единорогом» (гладкоствольное артиллерийское орудие-гаубица) и малым количеством провианта. От встречных киргизов командир отряда узнал, что селение Икан, отстоящее от Туркестана на 20 верст, уже занято войсками кокандцев, а отправленный на разведку боец успел доложить, что их там «так же много, как камыша в озере». Практически сразу после этого казаки были замечены и окружены врагом. Развьючив верблюдов, они стали спешно готовиться к обороне: запрыгнули в ближайшую канаву и принялись создавать вокруг себя завалы из мешков с провиантом. С визгом и улюлюканьем конница кокандцев несколько раз бросалась в атаку на горстку казаков и всякий раз напарывались на ружейные залпы и картечь. Азиатам противостояли закаленные бойцы со стальными нервами, многие из которых прошли Крымскую войну (1853–1856) и ад севастопольской обороны.
В течение трех дней без пищи и воды казаки держали круговую оборону в голой степи, прикрываясь телами убитых верблюдов и лошадей. Меткими выстрелами они выкашивали наступающих врагов. Иные храбрецы, не понимая, что перед ними целая армия, норовили перейти в контратаку, но были остановлены мудрым командиром.
Стремясь поскорее закончить бой, Алимкул попытался склонить казаков к измене. Он прислал Серову записку: «Куда теперь уйдешь от меня? Отряд, высланный из Азрета, разбит и прогнан назад; из тысячи твоих не останется ни одного, — сдайся и прими нашу веру: никого не обижу!»
Из этого послания видно, что и на третий день Алимкул не мог предположить, что ему противостоит всего сотня — настолько убедительным был отпор. Но Алимкул не обманывал: отряд, отправленный из крепости на помощь казакам Серова, встретив многократно превосходящие силы кокандцев, вынужден был отступить.
Ответом на предложение Алимкула было отчаянное сопротивление уральцев. Утром 6 декабря кокандцы пошли в наступление сразу с трех сторон. Отбив подряд четыре атаки, израненные казаки с криком «Ура!» поднялись по команде есаула Серова, встали в каре и, двинувшись напролом, сумели прорваться через тысячные ряды противника. Ошеломленные кокандцы не сразу пришли в себя. «Они не посмели приблизиться к казакам и только провожали их сильным огнем на протяжении всех восьми верст; остатки сотни шли, бросая одежду, в одних рубахах, с ружьями и патронами. Взбешенные азиаты излили всю свою месть на тяжелораненых, оставленных на дороге: на глазах отряда их рубили шашками и отсекали им головы», — пишет военный историк Михаил Терентьев.
Из 114 казаков сотни есаула Серова 57 человек погибли, 45 были ранены, все лошади до одной в русском отряде были перебиты. Потери же кокандцев составили около 500 человек убитыми!
Неизвестно, чем бы закончился поход Алимкула, не задержи его отряд уральцев. В итоге кокандцы отступили к Ташкенту. Подвиг казаков прогремел на всю Среднюю Азию. А есаул Александр Хорошхин (в 1785-м погиб в бою с кокандцами) сложил песню «В степи широкой под Иканом»:
В степи широкой под Иканом
Нас окружил коканец злой,
И трое суток с басурманом
У нас кипел кровавый бой…
…Мы залегли… свистели пули,
И ядра рвали все в куски.
Но мы и глазом не сморгнули,
Стояли мы… мы — казаки!
1974 год. В СССР стартует кампания в честь приближающейся 30-й годовщины Победы: «За себя и за того парня»
Трудовая инициатива или, как говорили, почин исходил от комсомольцев из Москвы. Делегаты XVII съезда ВЛКСМ Игорь Скринник, затяжчик обуви производственного объединения «Буревестник», лауреат премии Ленинского комсомола, и Ирина Бондарева, машинистка-завертчица кондитерской фабрики им. Бабаева, кавалер знака «Молодой гвардеец пятилетки», в честь наступающего 30-летия Победы предложили выполнять план за себя и за погибшего на фронте товарища — работника предприятия. Их инициативу подхватили рабочие из других городов. Как правило, в состав бригад зачислялся работник, не вернувшийся с фронта.
К тому времени уже три года по радио и телевидению звучала песня «За того парня» композитора Марка Фрадкина на слова поэта Роберта Рождественского. Особую популярность она получила в исполнении Льва Лещенко. Характеризуя песню как шедевр гражданской лирики, музыкальный критик Лиана Генина отмечала: «За того парня» — не только песня-символ, но и общественное движение. Услышав ее в преддверии 30-летия Победы над фашизмом, молодое поколение встало к станкам, к другим делам своим на несколько дополнительных часов ежедневно — за себя и за того парня, — и это был не только высокий урок этики патриотизма, но и весомый, несколькомиллиардный вклад в казну государства. Согласитесь: тут уж не просто популярность; тут такие человеческие, социальные силы затронуты были, которых не разбудишь одной лишь симпатичной мелодией или удачным текстом».
2009 год. В Москве на 82 году жизни умирает народный артист СССР Вячеслав Тихонов
Он был признан властями и любим зрителем. За свое безусловно выдающееся творчество Тихонов был удостоен звания Героя Социалистического Труда, Ленинской и двух Государственных премий, орденов и медалей Советского Союза и России.
Володя Осьмухин в «Молодой гвардии», тракторист Матвей Морозов в «Дело было в Пенькове», Болконский в «Войне и мире», учитель истории Илья Мельников из «Доживем до понедельника» — на счету Тихонова более 70 разноплановых ролей. Но главная его роль — Макс Отто фон Штирлиц, он же Максим Максимович Исаев, советский разведчик из «17 мгновений весны».
Последние годы Вячеслав Васильевич плохо себя чувствовал, отказывался даже от небольших ролей в кино и на телевидении. Жил уединенно на своей даче на Николиной Горе, отстранившись от мира, за что был прозван Великим Отшельником. «Мужчина не должен рассказывать посторонним о двух вещах — о любви и о болезнях», — обмолвился он в одном из интервью.
Как-то ночью ему стало плохо с сердцем и родные отвезли актера в ближайший военный госпиталь. «Фамилия?» — строго спросил дежурный врач. — «Тихонов». — «Воинское звание?» — «Штандартенфюрер». Доктор поднял глаза и чуть не расплакался от чувств. Извинялся, что не узнал.
Сердце Тихонова, однако, выработало свой ресурс. Уходили из жизни люди, которые были ему дороги, его современники. Все это оставляло след. Особенно тяжело Вячеслав Васильевич перенес смерть старого друга режиссера Станислава Ростоцкого.
В 2008 г. Тихонову исполнилось 80 лет. От празднования юбилея актер наотрез отказался: «Чем больше народу, тем больше себя чувствуешь одиноким. Поскольку нет тех, с кем ты бы прошел этот путь в жизни».
28 ноября 2009 г. Тихонов в очередной раз был госпитализирован. 3 декабря ему сделали операцию на сосудах. Она прошла нормально, врачи надеялись на лучшее. Однако состояние Вячеслава Васильевича ухудшалось, отказали почки; 4 декабря Тихонова не стало. По мнению его лечащего врача, кардиолога Андрея Леонова, «свою роль сыграли и одиночество актера, и отсутствие должного ухода».
Похоронили Тихонова на Новодевичьем кладбище. Музыка Таривердиева из «17 мгновений весны» сопровождала траурную церемонию, и, казалось, специально была написана для похорон этого великого актера.
Читайте также:
- Ледокол «Арктика», смерть Ворошилова и рабы нового времени. Этот день в истории: 2 декабря
- Суд над Жанной Д’Арк и провал самого ценного шпиона КГБ. Этот день в истории: 21 февраля