СЕМЬЯ С ИСТОРИЕЙ. Вспоминаем харизматичного художника Арлена Кашкуревича


Его экспрессивные гравюры и иллюстрации к произведениям классиков по-своему удивительны, отличаются уникальным авторским почерком и безукоризненным вкусом. Работы по праву вошли в сокровищницу современного отечественного искусства, экспонируются на республиканских и международных выставках, хранятся в музеях и собраниях коллекционеров в разных странах. О вдохновении, о любви, о семье, о друзьях народного художника Белорусии и не только — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

Арлен Кашкуревич

Будущий народный художник Белорусии в юности неплохо рисовал, но не грезил искусством. В столичное художественное училище поступил лишь со второй попытки и не сразу понял, в чем его призвание.

Белорусский график с детства дружил со спортом. Занимался боксом, тяжелой атлетикой, полюбил акробатику, участвовал в республиканских и всесоюзных соревнованиях и мечтал о цирке. Увлечение нашло отражение в работах мастера и помогло познакомиться с девушкой, которая стала его музой.

Творческие гены передались детям по наследству. Младший сын Арлена Михайловича — Федор (Тодар) ярко заявил о себе в живописи. Но в итоге отдал предпочтение музыке, реставрирует аутентичные инструменты, создает собственные проекты. Старший — художник-нонконформист Игорь выбрал свой путь в искусстве и живет то в Берлине, то в Минске, разбирая архивы отца.

— Игорь, родители вашего папы и он сам — коренные минчане. Это сказывалось на его творчестве?

— Безусловно. Его друг Олег Целков, живущий в Париже и учившийся вместе с ним в институте, свой каталог, подаренный в 1980-х, подписал так: «Арлену, вечному минчанину, от перекати-поля». Отец был человеком кабинетного типа, интровертом.

— Однако он серьезно увлекался спортом, что ставит под сомнение его интроверсию.

— Да. Это, скорее всего, артистическая сторона его натуры. Он хотел выступать в цирке, где нужна акробатика.

Открытка с Пьеро

— Арлен Михайлович рассказал в автобиографии, что после школы не знал, чем заниматься, и пошел учиться в индустриально-строительный техникум, который бросил. Выходит, поначалу не очень хотел быть художником?

— Как сказать… Он из семьи служащих, которые не имели отношения к искусству. Но моя бабушка, его мама, делала куклы, шила. В художественное училище ему помог поступить отчим. Однако уверен: тот, кто родился художником, все равно рано или поздно им станет и возраст здесь неважен. В Берлине я рисовал с пожилыми людьми и открыл много талантов после 90 лет. Одна дама начала в 96 и признавалась, мол, не думала, что это так увлекательно. Причем прожила до 101 года, писала интересные картины, выставлялась. Каждый из нас в глубине души художник, только у одного это проявляется, а у другого нет.

Знакомство в стойке на руках

— Ваш папа умел играть на баяне и гитаре, был артистичной натурой.

— Гитара присутствовала всегда. Городская культура его интересовала. Он — меломан, собирал пластинки, слушал совершенно разную музыку — от классики до современного рэпа. Утренняя гимнастика у него проходила под Баха или Вивальди.

— А в комплекс входили акробатические элементы вроде стойки на руках?

— Да, и на голове тоже. И меня им научил. Отец был продвинутым акробатом и при знакомстве с моей мамой продемонстрировал это удачно. Она посещала вечерние курсы в художественном училище. Как-то вечером сидела одна, рисовала гипсовый слепок. Вдруг тихонько открылась дверь, и кто-то неслышно подошел к ней сзади на руках. Увидев эту картину, мама очень удивилась, но не испугалась. Судя по всему, такой неординарный ход произвел на нее впечатление.

«Поцелуй Иуды», Арлен Кашкуревич

— Людмила Александровна заканчивала иняз?

— Да. Она бобруйчанка, у нее тоже имелись артистические склонности. Играла на пианино, интересовалась искусством, знала художников, собирала репродукции картин, которые чаще всего вырезались из журналов. В юности скрупулезно, аккуратным почерком записывала высказывания художников, музыкантов в блокнотик. Я недавно, работая над семейным архивом, его нашел.

Мама — человек волевой и сильный, в семье всегда доминировала. А папа по характеру мягкий, говорил о себе, мол, я такой застенчивый, трудно контакт находить с людьми. Они друг друга уравновешивали. При этом оба были на редкость педантичны, и если кто-то из наших гостей опаздывал на три минуты, ему могли даже не открыть дверь.

— Родители поженились, когда отец учился в БГТХИ?

— Да, по-моему, в июле 1955-го. Я родился в 1957-м. Помню, как он иллюстрировал книгу поэм Янки Купалы, у него тогда своей мастерской не было. Мы жили в старом барачном доме с печным отоплением на улице Чкалова, сейчас там находится Дворец культуры железнодорожников. Тогда о папе сделали первый документальный фильм как о молодом и талантливом художнике. В одном из эпизодов он режет гравюру, а я, пацан лет пяти, подхожу и внимательно за этим наблюдаю. Работа ему всегда попадалась интересная и увлекательная. Он редко как художник занимался халтурой ради заработка. Его творчество было с полной отдачей.

Арлен Кашкуревич с женой в Исландии

Страна фьордов и ангел-хранитель

— Почему Арлен Михайлович в качестве дипломной работы иллюстрировал роман мало кому известного у нас исландского писателя Халлдора Лакснесса «Атомная станция»?

— Может, ему посоветовали или сам выбрал, но тема интересная. Лакснесс — лауреат Нобелевской премии. Моих родителей пригласили погостить в Исландию, возможно, благодаря тому, что писатель придерживался левых убеждений, симпатизировал Советскому Союзу и увидел иллюстрации к своему произведению. Сам он был в преклонном возрасте и жил в доме престарелых. Однако мама и папа встретились с его женой и тепло пообщались. Страна фьордов с ее фантастическими пейзажами, свободолюбивыми и работящими людьми их поразила. Они всю жизнь вспоминали, что попали словно на другую планету, где природа показывает всю красоту и мощь, а человек знает свое скромное место. Повзрослев, я проштудировал все романы Лакснесса, есть блестящие переводы на русский и белорусский языки.

— Окончив в 1959-м театрально-художественный институт, ваш отец 10 лет преподавал там графику. Он жалел о потерянном для творчества времени?

— Папа мог бы уйти в любой момент. Хотя за 10 лет такое занятие, как преподавание, настоящего художника может немного утомить или разочаровать.

— Вашу маму он считал своим ангелом-хранителем?

— Да. Ее доминирование принимал как должное. Она часто ему позировала, есть много ее портретов, в том числе маслом, натурных зарисовок. Любовь к ней отец пронес до гробовой доски. Она всю жизнь трудилась на одном месте, преподавала немецкий язык в БГТХИ.

Портрет Елены Шидловской. Игорь Кашкуревич

— На недавней выставке в Национальной библиотеке, посвященной 90-летию со дня рождения Владимира Короткевича, видел замечательные иллюстрации Арлена Кашкуревича к «Дикой охоте короля Стаха». Они дружили с Короткевичем?

— У них одно время была закадычная дружба. Товарищеские отношения поддерживал с Алесем Адамовичем, Янкой Брылем, другими белорусскими классиками. Мы часто отдыхали в Доме творчества «Королевищи», там и встречались. Что касается друзей, отец придумал игру: делал для них и близких знакомых новогодние открытки с латинскими афоризмами и новым сюжетом, обязательно включавшим Пьеро (с ним он себя отождествлял), манипулирующего сердцем как символом любви. Вырезал гравюру, печатал ограниченным тиражом и рассылал по почте в качестве поздравления с праздником. Так было каждый год на протяжении почти всей его творческой биографии.

Русова и «Воскрешение Казимира»

— В 1990 году вас и ваших родителей пригласили в Западный Берлин, где организовали большую выставку работ семьи Кашкуревич. После этого остались в Германии?

— Нет, позже. И я не остался, у меня паспорт белорусский и разрешение на постоянное жительство в Германии. Просто на каком-то этапе судьба свела меня со Штефани, она из Западного Берлина. Мы поженились в 1998-м, нашему сыну Фридриху Теодору Арлену почти 21 год. До коронавируса я жил там, но в Минск приезжал несколько раз в год на пару недель. Здесь наследие моих родителей, оно обширно, и им надо заниматься.

— Вам удалось реализоваться там как художнику?

— Да. Я сменил пять мастерских, окреп интеллектуально. К 40 годам становление личности завершается, по времени это совпало. Мои картины выставлялись и хранятся в некоторых галереях и частных коллекциях, скульптуры из камня украшают город Франкенберг, скульптурный объект «Рождение вселенной» стоит в берлинском Центре экологии. Я занимался там и попутными работами, касавшимися искусства. Например, преподавал живопись около 18 лет в одном частном доме для престарелых людей, которые не могли двигаться. Это большой опыт. Узнал много судеб, овладел немецким языком. Правда, «Фауста» в оригинале не читал (смеется).

Игорь и Агния Кашкуревичи

— Ваша бурная молодость — это нонконформизм, авангардное искусство, знаменитая галерея «Шестая линия», перформансы совместно с легендарной художницей Людмилой Русовой, в том числе нашумевший проект «Воскрешение Казимира». Ваша вторая жена ведь тоже была интереснейшей личностью?

— Конечно. Мы с Людмилой познакомились прямо в коридоре БГТХИ, она училась на отделении монументальной скульптуры и была фигурой неуемной, экспрессивной, очень чувственной. Такой сгусток возбужденных нервов. Русова ввела меня в мир андеграунда, потом мы с ней поселились в частном доме за городом, в Ефимово, где устраивали пикники, своего рода пленэры, где собирались художники, поэты, люди искусства. Я там создавал сад скульптур с использованием старой колхозной техники с чертами конструктивизма, серьезно работал с камнем. «Воскрешение Казимира» было посвящено Малевичу. С Русовой у нас скорее был творческий союз, семья не стояла первым номером в программе. После 18 лет плотного общения мы решили разойтись. Люда почувствовала бóльшую свободу, независимость, сделала массу интересных самостоятельных проектов. Но я горжусь временем, которое с ней прожил, многое в себе смог увидеть благодаря такой сильной личности.

Рукописи все-таки горят

— У вас с братом Тодаром около 6 лет разницы?

— Да, я родился в 1957-м, он — в 1963 году.

— Он тоже оканчивал БГТХИ, писал интересные сюрреалистические картины. Сейчас больше занимается музыкой?

— Тодар живет в Ракове в собственном доме. В свое время заинтересовался этнической музыкой, воссоздает инструменты, в частности дуды, по музейному образцу. Сам на них играет, увлекся джазом. У него есть несколько готовых проектов, два диска, один из них с музыкантами из Литвы. Брат весь в творчестве. Мы с ним разные, нередко спорим, однако я назвал своего сына в честь него и отца.

Тодар Кашкуревич

— В ноябре в Национальном центре современных искусств прошла выставка «Рукописи горят», где экспонировались и работы вашей дочери Агнии и первой супруги Елены Шидловской. Имя этой самобытной художницы и поэтессы помнят немногие…

— К сожалению, она рано ушла из жизни. Лена была в нашей среде молодых художников своего рода символом свободы и раскованности, некоторой отстраненности от бытовых тем, бабочкой, порхающей над серой действительностью. Могла жить то в общежитии, то в мастерской, то на квартире, ничуть этим не тяготилась. Признавалась: если бы попала в компанию хиппи, чувствовала бы себя комфортно. Мы познакомились во время учебы в художественном училище и поженились, когда нам было по 20 лет, а наша Агнеша уже готовилась появиться на свет. Жили вместе сравнительно недолго, но это было яркое время, и я благодарен судьбе за него.

— Мама родилась в Смиловичах, училась и жила в Минске, а потом вернулась домой, — вступает в разговор Агния Кашкуревич. — Работала художником-оформителем, преподавала рисование и белорусский язык в сельских школах, проводила экскурсии, активно участвовала в организации музея в деревне Дукора Пуховичского района. Она — начитанный и интересный человек, к 16 годам проглотила серию ЖЗЛ и всего Достоевского из дедушкиной библиотеки. Умела создать творческую атмосферу вокруг себя. Сохранилось не так уж много ее живописных картин, по-своему интересных и необычных. Как и стихов, которые при жизни не публиковались.

Мама вдохнула в меня понимание красоты. Я тоже пробовала рисовать, училась на дизайнера. На этой выставке были представлены семь моих работ. Но основное увлечение — это художественная фотография. У меня есть две серии, посвященные Лошице, планирую сделать презентацию, возможно, и набор открыток. Однако графику не забываю. Это все, скажем так, поиски гармонии.

Р. S. Выражаем благодарность за помощь в подготовке материала первому заместителю председателя Белорусского союза художников Наталье Шарангович.

Фото автора и из архива семьи Кашкуревич

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Почти 40 тыс. рублей мошенники угрозами выманили у двух минчан

Крупных сумм денег лишились минчане после того, как ответили в мессенджере на звонки аферистов, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на минскую милицию.

Фото носит иллюстративный характер

К мужчине по телефону обратился якобы работник оператора связи. Он сказал абоненту, что на его номер подключена услуга переадресации. Под предлогом ее деактивации злоумышленник попросил горожанина назвать его личные данные. После этого позвонил лжеправоохранитель, заявивший об утечке информации и необходимости обыска квартиры жителя столицы. Его также склонили перевести свои деньги на определенный счет (мол, это защитит накопления). В итоге свыше 32 тыс. рублей их владелец отправил неизвестным.

Похожий случай произошел с минчанкой. Преступник, назвавшийся правоохранителем, принялся убеждать, что от ее имени совершаются незаконные финансовые операции. По его словам, во избежание уголовного преследования горожанке требуется задекларировать все свои деньги. Опасаясь неблагоприятных последствий, которые описывал аферист, женщина забрала в банке более 7 тыс. рублей и перевела их мошенникам.

В милиции напомнили гражданам, что ее сотрудники не просят передать кому-либо или перечислить куда-то крупные суммы. В случае подобных просьб, звонков, в том числе по видеосвязи, нужно сразу прекращать разговор и обращаться в органы внутренних дел.

Погрузчик совершил наезд на пожилого велосипедиста в столице (шокирующее видео)

Велосипедист пострадал при наезде на него погрузчика на ул. Лейтенанта Кижеватова днем 24 октября, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на ГАИ.

Пенсионер двигался по переходу на зеленый свет, но не спешился и оказался под колесами спецтехники, которая поворачивала направо. Управлявший ею человек, вероятно, не заметил велосипедиста. Пострадавшего увезли в больницу.

Действующая редакция ПДД прямо обязывает передвигающихся на велосипеде, средстве персональной мобильности спешиваться и только затем ступать на переход, соблюдая остальные правила. Пересечь дорогу за рулем таких устройств разрешается по велопереезду при наличии обозначающей его таблички либо велосветофора. Подробнее алгоритм действий в такой ситуации разъяснен здесь.

Все это не отменяет необходимости автомобилистам быть особенно внимательными при проезде мест, где пешеходы могут пересекать дорогу.

Видео УГАИ ГУВД Мингорисполкома

Авиасообщение между Карелией и Беларусью появится весной 2026 года

Аэропорт Петрозаводска предложит пассажирам маршрут до белорусской столицы с весны 2026 года. Инициатива принадлежит главе Карелии Артуру Парфенчикову, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на пресс-службу правительства региона.

Фото носит иллюстративный характер, pixabay.com

Из Петрозаводска можно будет долететь до Минска прямым рейсом раз в неделю. Запуск авиасообщения планируется с начала мая по 15 сентября 2026 года.

Полеты между городами планирует выполнять компания «Северсталь» (г. Череповец).

Минчанин хотел выиграть квартиру эпатажным видео. В суде креатив не оценили

В столице вынесли приговор молодому человеку, который совершил правонарушение в попытке выиграть квартиру в конкурсе в социальных сетях, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на пресс-службу Минского городского суда.

Парень разделся до нижнего белья, написал на торсе маркером ник стрим-блогера и прыгнул в искусственный водоем, попутно выкрикивая нецензурные слова и размахивая руками. Друзья молодого человека снимали происходящее на смартфон, чтобы выложить в интернет.

Такое поведение фигурант объяснил желанием выиграть квартиру в конкурсе стримера в TikTok. Нарушителю было предъявлено обвинение в мелком хулиганстве. Парень признал вину и раскаялся, что суд принял во внимание, но не освободил «звезду Сети» от наказания — десять суток ареста.

Скандальный стример объявил о конкурсе в TikTok 17 октября. Пользователи соцсети должны были прославиться на большую аудиторию любым способом, но с обязательным упоминанием блогера. 30 авторов «залетевших» роликов получат в подарок квартиру, промокод на 1 млн долларов или автомобиль на сумму 3 млн долларов. Новость вызвала большой ажиотаж и волну шокирующих роликов — люди делали тату, меняли фамилии, портили паспорта и даже поджигали собственное жилье, чтобы привлечь внимание команды стримера. Правоохранительные органы предупреждают, что шокирующее и эпатажное поведение в общественном месте, нарушающее порядок, может повлечь за собой административную ответственность.

В Польше военный беспилотник угодил в машину почты — названа причина падения

Дрон военных упал в жилом районе в польском городе Иновроцлаве из-за технических проблем, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на радио RMF24.

Фото носит иллюстративный характер

При крушении летательного аппарата 23 октября оказалось повреждено авто местной почты. По имеющейся информации, люди не пострадали. На следующий день в Военной жандармерии сообщили, что к падению привела не вина оператора учебного БПЛА, а потеря связи с устройством. Полет был санкционирован.

Расследование инцидента продолжается. Также рассматривается вопрос компенсации причиненного вреда.

Смуглянка ищет хозяев. «Фауна города» приглашает познакомиться с собачкой

Городское предприятие «Фауна города» представляет чудесную собаку-девочку по кличке Смуглянка! Ее история — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

Этой милашке около трех лет, и она истинное воплощение доброты и ласки, — рассказала специалист по связям с общественностью «Фауны города» Тамара Цариковская. Смуглянка готова дарить человеку свою любовь и дружбу, она станет верным компаньоном, источником радости в вашем доме.

Дружелюбие делает Смуглянку идеальной для семьи или одинокого человека, который ищет верного друга. Также собака отлично ладит с детьми и другими животными.

Если вы ищете питомца, который наполнит вашу жизнь позитивом и любовью, обратите внимание на Смуглянку! Она ждет своего человека!

Желающим забрать питомца необходимо иметь при себе паспорт, переноску либо поводок.

Телефон для справок: 8 (029) 395-09-25, 143-42-42.

Фото предоставлены ГП «Фауна города»

Античную мозаику и витражи Тиффани можно увидеть в Галерее искусств Леонида Щемелёва

Выставка мозаики и витражей «Па канонах прыгажосці» представлена в Галерее искусств Леонида Щемелёва. Корреспондент агентства «Минск-Новости» посмотрела, какие сюжеты вдохновляют современных творцов, обучившихся древнему искусству.

В экспозиции — работы учеников и преподавателей студии HomoFaber. Это первая школа мозаики и витража в Беларуси. Там занимаются как профессиональные художники, так и люди самых разных специальностей, не связанных с искусством.

В галерее искусств выставлены более 80 работ, выполненных в единственном экземпляре. У каждой хочется остановиться и подолгу вглядываться. Здесь представлены не только классические мраморные мозаики, созданные в технике opus tessellatum (изображения, составленные «квадратиками»), но и мозаики в других стилистиках, с применением стекла и необработанного натурального камня.

Татьяна Лясковская по мотивам античной мозаики представила «Византийского льва», а Марина Бондаренко — «Дерево с мандаринами».

Елена Герасименко создала работу «Лазурный день» по мотивам картины Виталия Цвирко, «Танец» по сюжету картины Анри Матисса и «Вазу с пятью подсолнухами» по мотивам картины Винсента Ван Гога. Наталья Тризна — автор работ «Минск» и «Космические собаки».

Впервые представлены витражи Тиффани, созданные во время специального курса студии HomoFaber. Их демонстрация — редкость для современных выставочных площадок в Беларуси и других странах.

Создателей витражей вдохновляют сказочные сюжеты, флора и фауна. Дарья Морозова знакомит посетителей галереи с «Гусями» и «Хамелеоном», Анна Цурко — с «Жучком», а Лидия Кисель — с «Чайкой» из стекла и металла.

Привлекают внимание оригинальные зеркала, столешницы, которые могут украсить дом или офис.

Посещая выставку, важно замедлиться, настроиться на созерцание, рассматривая работы на расстоянии и вблизи, наблюдая, как блестят мрамор, стекло, смальта. А работа Екатерины Сибирко с золотыми рыбками в пруду с цветущими лилиями так и призывает: «Загадай желание».

Выставка продлится до 2 ноября.

Фото автора

Аллея памяти: руководители УСК по г. Минску высадили более 50 деревьев в парке Победы

Руководители столичного управления Следственного комитета приняли участие в озеленении города, высадив аллею в парке Победы 24 октября, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».

Сотрудники управления совместно с представителями предприятия «Зеленстрой Центрального района» высадили более 50 саженцев дуба.

— Подобные мероприятия стали доброй традицией управления. В Год благоустройства и в год 80-летия Великой Победы оно символично проходит именно в парке Победы, — отметил заместитель начальника УСК по г. Минску Денис Шаман. — Дуб как символ стойкости, долголетия и благородства выбран не случайно. Посадка аллеи в парке Победы —прекрасная возможность увековечить память о героях, отдавших жизнь за победу над нацизмом на белорусской земле.

Работа прошла в теплой и дружеской атмосфере. Участников объединило стремление облагородить столицу — за несколько часов в парке появилась новая дубовая аллея.

— Она станет не только украшением парка, но и символом памяти, героизма и неразрывной связи поколений, — резюмировал заместитель начальника УСК по г. Минску.

Фото предоставлены УСК по г. Минску

Минчане завоевали первые медали на чемпионате Беларуси по конькобежному спорту

Чемпионат Беларуси по конькобежному спорту проходит в «Минск-Арене». О результатах первого соревновательного дня — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

В женском забеге на 500 м золото взяла минчанка Анна Доморацкая с результатом 38,7 сек. Серебро и бронзу также завоевали столичные спортсменки — София Татуревич и Ксения Вашкевич. Среди мужчин лучшим стал спортсмен из Заславля Владислав Гапон со временем 36,17 сек., опередивший могилевчанина Артёма Чабана и минчанина Антона Бранковского.

На дистанции 3 тыс. м среди женщин лучшее время показала столичная конькобежка Полина Сивец — 4 мин. 22,11 сек. За ней финишировали могилевчанка Анна Ковалёва и Ксения Вашкевич. На дистанции 5 км у мужчин золото завоевал минчанин Егор Доморацкий с результатом 6 мин. 29,38 сек., серебро и бронзу взяли столичные конькобежцы Радомир Минин и Альберт Рудевич.

Впереди у спортсменов дистанции на 1 тыс. метров, а также командные гонки.

Фото Министерства спорта и туризма 

В Минске беременную женщину лишили родительских прав в отношении дочери и сына

Суд с участием прокурора рассмотрел гражданское дело по иску управления по образованию администрации Советского района о лишении родительских прав матери двоих детей, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».

Фото носит иллюстративный характер

У 36-летней гражданки двое детей — 17-летняя дочь и 5-летний сын. В настоящее время женщина беременна третьим ребенком. В поле зрения органов опеки и попечительства администрации Советского района семья попала в 2022 году: дважды проводились социальные расследования по фактам употребления матерью спиртных напитков, скандалов с сожителем и оставления детей без присмотра. В январе 2023-го брата с сестрой признали находящимися в социально опасном положении.

Вскоре семья стала менять места жительства — на съемных квартирах они жили по нескольку месяцев, а после съезжали, не расплатившись. В феврале 2025 года мать оставила маленького сына в общежитии колледжа, в котором обучается дочь, и пропала на несколько дней. За ребенком присматривали работники общежития.

В сентябре пьяную женщину с сыном, одетых не по погоде, обнаружили на остановке общественного транспорта в центре города. Она пояснила, что им некуда идти.

— Гражданка привлекалась к административной ответственности за попытку совершения мелкого хищения, судима за злостное хулиганство, — рассказала старший помощник прокурора Советского района Татьяна Литвинчук. — Неблагоприятная обстановка в семье, конфликтные отношения с матерью оказали негативное влияние на психическое состояние старшей дочери — в конце 2024 года подросток совершила две попытки суицида.

Дети были отобраны из семьи — девушка проживает в общежитии колледжа, а ее брат находится в социально-педагогическом центре с приютом. Женщину трудоустроили официанткой, но она допускает прогулы без уважительных причин. Также известно, что она требовала у дочери деньги, которые та получает от государства как ребенок, находящийся на гособеспечении. Девушка не раз отдавала матери средства — то за коммунальные услуги заплатить, то еще на что-то. У нерадивой родительницы накопились долги — за аренду жилья, содержание детей, признанных нуждающимися в госзащите, также у нее имеются неоплаченные кредиты и штрафы.

— В судебном заседании мать высказалась против лишения ее родительских прав, — продолжила Т. Литвинчук. — Однако суд, заслушав стороны, заключение районного управления по образованию, изучив письменные материалы дела, выслушав мнение прокурора, полагавшего, что исковые требования подлежат удовлетворению, принял решение лишить ответчицу родительских прав в отношении двоих детей.

Решение суда в законную силу не вступило.