izobrazhenie viber 2024 12 02 13 49 07 533

СЕМЬЯ С ИСТОРИЕЙ. Выдающийся скульптор, поэт-монах: чем прославились Бембели

В октябре этого года исполнится 115 лет со дня рождения народного художника Беларуси, выдающегося скульптора Андрея Онуфриевича Бембеля. Мэтр соцреализма в детстве пел на клиросе и мог на спор с завязанными глазами слепить из глины или пластилина Ильича. Интересные факты из жизни выдающегося белорусского скульптора — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

Kurgan Slavy v czentre A.B

Андрей Бембел (в центре) на «Кургане Славы»

Кто был никем…

Он родился в 1905 году в Велиже Витебской губернии (ныне Смоленская область) в многодетной семье. Отец Онуфрий Емельянович служил в уездном казначействе бухгалтером. Мать Стефанида Дмитриевна занималась домашним хозяйством.

Андрей получил начальное образование в мужской гимназии. В детстве увлекся рисованием. С 1924-го по 1927-й учился в Витебском художественном техникуме. В 1931-м окончил Ленинградскую академию художеств. Там познакомился со своей будущей женой Ольгой Анатольевной Дедок-Бембель.

О том, какими запомнил родителей, рассказывает один из самых возрастных и уважаемых монахов Свято-Успенского Жировичского монастыря отец Иоанн (Олег Андреевич Бембель).

— Ваш отец выдающийся белорусский скульптор, признанный мэтр соцреализма, автор или соавтор памятников Ленину и Сталину, барельефов на «Кургане Славы», Доме правительства, монумента на площади Победы, мемориального комплекса «Брестская крепость-герой», член ЦК КПБ и так далее. Он наверняка был убежденным атеистом?

— Я бы так не сказал, это очень поверхностный взгляд. Он родился и рос в глубоко православной семье, где было 14 детей (отец — один из последних). И до 12 лет пел на клиросе. А когда произошел Октябрьский переворот, его захлестнула революционная волна. Помните, Есенин писал, мол, готов, задрав штаны, бежать за комсомолом. Вот папа и полетел. Рванулись тогда многие, имевшие какую-то харизму, — кто был никем, тот станет всем. Перед ними открылись блестящие перспективы.

Когда у отца были проблемы со здоровьем, он просил почитать ему мои христианские вершы. А во время его похорон на Московском кладбище на глазах у всего партийного начальства я в эти стихи завернул крестик и вложил ему в руки.

Потом мне это припомнили. Оказалось, что на меня кто-то настрочил донос. Отец же, смиренно на это надеюсь, отдав кесарю кесарево, все-таки покаялся и обратился к Богу.

Gastello

Век двадцатый восходит

— Андрей Онуфриевич признанный классик, один из основоположников белорусского монументального искусства. А сам он ощущал себя эдаким небожителем?

— Ему от природы были даны мощная энергия, большой дар, который он в себе ощущал. И каждый находит в его творчестве что-то для себя.

Моя старшая дочь, Татьяна, как искусствовед считает: ее дед при всем своем таланте недостаточно раскрылся как тонкий, лирический, эмоциональный портретист. Она убеждена, что постоянные большие госзаказы отнимали его время для личного творчества и он создал гораздо меньше портретов, чем мог бы. Но среди этого небольшого количества есть настоящие шедевры: бюст художника Леонида Щемелева, профильный портрет-рельеф Вадима Пукста — сына знаменитого композитора, очаровательная «Плачущая девушка» и некоторые другие — в целом их сохранилось совсем немного по сравнению, например, с огромным портретным наследием Заира Азгура.

Для меня же очень важен мотив креста, вольно или невольно использованный отцом в его творчестве. Он заметен и в памятнике Гастелло — лучшем из всего им созданного и, на мой взгляд, откровенно перекликающимся со «Страшным судом» Микеланджело. И в 8-метровой статуе «Белоруссия социалистическая». И особенно в падающем на фоне рассеченной звезды воине со стягом и гранатой, которого предполагалось установить в мемориале Брестской крепости. Однако наши партийные боссы так и не осмелились принять его в отцовском варианте, предпочтя ему фигуру-скалу, предложенную москвичом Кибальниковым.

Отец был расстроен и разочарован. Но когда я прочитал ему посвященные этой работе строчки «Век дваццаты ўзыходзіць на крыж», он согласился с такой трактовкой, мол, ты понял мою задумку. Мотив, который ему был вложен в юные, подростковые годы, в нем остался. Отец пронес его в сердце.

A.B. za rabotoj avgust 1954

Андрей Бембель в мастерской

Пестовал созвездие талантов

— Вам доводилось наблюдать, как отец работал?

— Конечно. Трудился он самозабвенно. Приходил в мастерскую и забывал о времени и вообще обо всем. Однажды, когда лепил из глины статую «Белоруссия социалистическая» для павильона БССР на ВДНХ в Москве и стоял на лесах, по привычке хотел отойти, посмотреть на силуэт издали и едва не свалился, удержался чудом. А мог и не остаться в живых.

— Многие, в том числе его бывшие студенты, рассказывают, что он был человеком широкой души, веселым и щедрым…

— Да, безусловно. Поначалу кафедра скульптуры Белорусского театрально-художественного института, которой он руководил, находилась практически в его мастерской, в нашем доме на улице Беломорской. И Анатолий Аникейчик, и Николай Бельский, и Константин Сороко, и многие другие известные впоследствии скульпторы у меня на глазах воспитывались под присмотром отца. Я там постоянно крутился и наблюдал, как подрастало целое созвездие талантов.

В его доме-мастерской любили хорошее дружеское застолье. Частенько собиралась творческая элита тогдашнего Минска: Алексей Глебов, Петр Глебка, Рыгор Пукст, Нестор Федорович Соколовский, автор гимна БССР, и многие другие.

— Правда, что он очень уважал Ленина и любил делать его бюсты?

— Думаю, он по-настоящему был пленен идеей сверхчеловека, как большинство детей революции. Сверхгерой — вот кем был для него Ленин. А заказов на него было много, и отец их выполнял. Он мог на спор с завязанными глазами из глины или пластилина слепить Ильича. В Библии сказано: не сотвори себе кумира. Но госзаказ был построен на том, чтобы кумиров сотворять в огромном количестве.

mama Olga s synom Olegom

Ольга Дедок-Бембель с сыном Олегом

Великая эпоха женским взглядом

— Ваша мама Ольга Дедок-Бембель очень талантливый скульптор. Она написала книгу воспоминаний о том, как вместе с вами и вашей сестрой Кларой переживала все ужасы войны и немецкой оккупации.

— Мама была очень одаренной, одержимой скульптурой и любовью к моему отцу. Родила дочь Клару и не смогла из-за этого закончить дипломную работу, потом появился я. А там и война, оккупация. В тяжелейших условиях мама растила, кормила, защищала нас двоих. Но так и не реализовала свой недюжинный талант скульптора, хотя ее работы есть в собрании Национального художественного музея.

Когда все невзгоды были позади и, казалось бы, можно работать, подвело здоровье. Тогда мама проявила еще один свой талант — литературный: написала воспоминания о своей жизни. Моя дочь Татьяна инициировала издание и придумала выразительную обложку. Книга вышла в серии «Великая эпоха: женское свидетельство».

O.Ioann so svoim detskim portretom e1587394790200

Отец Иоанн со своим детским портретом

Поэт-монах

Возвращение отца в Минск Олег Андреевич запомнил навсегда. Июль 1944 года. Он, 5-летний пацан, копошился на картофельном поле рядом с домом. Видит: вдалеке идет советский воин. Он подошел, и мальчик спросил: «Ты красноармеец?» Солдат ответил: «Да, а ты кто, как тебя зовут, где живешь?» и добавил: «Я твой папа!» Взял сына на руки и понес, а с собой у него была торба гостинцев. Мама это описывает в своих воспоминаниях. Тогда-то на радостях и сделал портрет Олега из мрамора, который теперь хранится в Национальном художественном музее.

Сам известный в прошлом поэт, музыкант, философ Олег Бембель, сын знаменитого белорусского скульптора и диссидент поневоле, уже почти четверть века живет и славит Господа в Свято-Успенском мужском монастыре в Жировичах. Пять с лишним лет назад он принял монашеский постриг под именем отца Иоанна. Но стихи, причем на белорусском языке, писать не перестал.

В декабре минувшего года он отпраздновал 80-летие. При этом лишь на девятом десятке прожитых лет книга его стихов под псевдонимом «Знич» была впервые издана государственным издательством. Событие отец Иоанн принял с одобрением:

После долгого непризнания государство дало явный знак примирения с бывшим бунтовщиком, как бы аннулировало конфронтацию. Самиздатом мои стихи и философские работы печатались много. А вот «Мастацкая лiтаратура» почтила вниманием впервые. Я очень благодарен редактору поэту Виктору Шнипу за то, что отобрал стихи и построил сборник. И особая сердечная благодарность протоиерею Сергию Лепину за предисловие.

— Вы помните свой первый сборник «Гукарад», который принесли в издательство в далеких 1970-х? Его ведь раздраконил критик?

— Он уже давно, по-моему, в Бозе почил. Царствие ему небесное, зла на него не держу. Отче наш, остави нам долги наши, яко же и мы оставляем должником нашим.

— Но после таких отзывов о своем творчестве многие художники бросают писать картины или стихи, теряют веру в себя. Как вы не сломались?

— Господь дал силу вытерпеть это испытание. И изданный к моему 80-летию сборник «Святло з Жыровіч» без всякого ходатайства с моей стороны воспринимаю как знак Божий: молись, трудись, и я буду дальше тебя вести по жизни так, как хочу.

— В минувшем декабре вас с 80-летием поздравил, причем практически написав вашу биографию, ваш друг, известный дипломат Валерий Анищук.

— Да, он на поэтический юбилейный вечер в музей Янки Купалы не смог приехать, зато поздравительную статью прислал. Мы сидели за одной партой, Валера — мой одноклассник. Благодаря дипломатической работе этот глобальный мир обозрел во всей его полноте.

T.Bembel s plemyanniczej Ekaterinoj i O.Ioannom na vystavke Krug Semi e1587394837608

Татьяна Бембель, племянница Екатерина и отец Иоанн атьяна Бембель, племянница Екатерина и отец Иоанн на выставке «Круг семьи» а выставке «Круг семьи»

Творческие гены

Минскую школу № 13, считавшуюся элитной, Олег окончил с золотой медалью. Собирался поступать в МГИМО, но в рекомендации ЦК комсомола ему отказали. Возможно, из-за того что во время оккупации его мама с двумя детьми оставалась в Минске, а к этому тогда относились с подозрением.

Потом были политехнический институт и погружение в Достоевского в литературе, Бетховена и Шопена в музыке, Ницше и Шопенгауэра в философии, музыкальное училище, консерватория. Он стал бы большим пианистом, если бы не ревматизм пальцев рук, заработанный в результате постоянной сырости в огромном доме-мастерской отца. О профессиональной карьере пианиста пришлось забыть.

Однако отец Иоанн и сегодня с удовольствием садится за фортепиано в Свято-Успенском Жировичском монастыре и продолжает писать стихи.

Творческие гены передались и потомкам Андрея Бембеля, многие из которых тесно связали свою жизнь с культурой и искусством. Внучка Ольга, племянница отца Иоанна, — специалист по французскому языку и культуре, живет во Франции, но с самого начала реализации идеи издания книги воспоминаний своей бабушки Ольги помогает в прочтении, наборе и комментариях рукописных тетрадей: почерк Ольги Анатольевны разбирает только внучка.

А ее дочь Вера, правнучка выдающегося скульптора, занимается организацией выставок. Вместе с Татьяной Бембель, старшей дочерью отца Иоанна, известным искусствоведом и галеристом, а сейчас еще и председателем Белорусского комитета международного совета музеев «ICOM», они подготовили в 2016-м выставку «Круг семьи» в Белорусском союзе художников, бывшем доме-мастерской Андрея Бембеля. А в этом году вместе начали подготовку к новой выставке в связи с предстоящим 115-летием художника.

Фото из архива Татьяны Бембель

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
«Минчанка» одержала вторую победу подряд в российской Суперлиге

В матче 12-го тура российской Суперлиги по волейболу среди женских команд «Минчанка» на своей площадке разобралась с аутсайдером турнира красноярским «Енисеем» — 3:1, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».

belorusskij blok stolyar i tomashevskaya

«Енисей» в нынешнем сезоне находится в турнирной таблице непривычно низко. Команда выиграла всего один матч и занимает последнюю строчку (14-ю). Недавно на этой позиции был белорусский клуб. Однако подопечным Ольги Пальчевской удалось добыть победу над нижегородской «Спартой» (3:1), что помогло взобраться на 12-е место. Тем не менее нельзя сказать, что «Минчанка» была фаворитом встречи. У красноярского клуба весьма сильный состав, который, возможно, еще не сыгрался.

Начало встречи хозяйки выдали ударное — коллектив нарастил серьезный отрыв (8:1). Однако это несколько расхолодило команду. Гостьи, выиграв несколько розыгрышей, почувствовали уверенность и бросились в погоню. И не безуспешно. Вовремя проснулись игроки клуба из Синеокой, атаками которой успешно дирижировала Нина Касаткина. «Минчанка» вновь ушла в отрыв на 6–7 очков. Но концовка все равно получилась горячей, так как «Енисей» сумел сравнять счет — 21:21. Но следующие 4 розыгрыша остались за белорусской командой — 25:21. В этом помогли ошибки соперниц.

Второй сет проходил с явным преимуществом подопечных Пальчевской. Они вновь устремились в отрыв, но на этот раз визави не удалось включиться в борьбу. Команда серьезно расклеилась — «Енисей» проиграл разгромно 9:25. В прошлых матчах, когда «Минчанка» выигрывала партию с таким большим перевесом, в следующей, как правило, случался срыв. И ныне история повторилась. Третий сет проходил на равных. Коллектив из Красноярска ошибался намного меньше, к тому же подтянул процент точных атак. В концовке партии «Минчанка» лидировала 22:19. Но в заключительном отрезке «Енисей» взял верх 6:1 (25:23). Правда, все же точка в матче осталась за хозяйками. Они провели четвертый сет на одном дыхании. У команды почти все получалось, что деморализовало соперниц. В итоге «Минчанка» уверенно взяла партию 25:12. Победа в матче позволила команде подняться на десятую строчку.

Мы постепенно находим свою игру. Ныне уверенно отработали две первые партии. В третьей подпустили к себе «Енисей» и не смогли провести качественно атаки. В заключительном сете не дали визави разыграться и дожали их. Понравилось, что девочки в непростой момент не опустили руки. Я довольна победой, а над игрой еще нужно много работать, — отметила главный тренер «Минчанки».

В следующем туре белорусский клуб сыграет против челябинского «Динамо Метар». Встреча состоится на площадке соперниц 8 декабря. А в родных стенах клуб из Синеокой сыграет 18 декабря против саратовского «Протона».

Фото vcminsk.com/

От идеи до бизнес-проекта. Молодежный форум по предпринимательству провели в Минске

Молодежный форум «Возможности, бизнес-идеи, решения» в рамках проекта «Vibes для молодежи» провели в столице 3 декабря, передает корреспондент агентства «Минск-Новости».

03 12 2024 obrazovanie molodezhnyj forum malinovskaya03 kopiya

По словам ведущего специалиста по содействию трудоустройства молодежи МОО «SOS — Детские деревни» Ирины Куксик, основная цель инициативы «Vibes для молодежи» — поддержка уязвимых категорий молодых людей, оказавшихся в сложных жизненных ситуациях, например, получивших инвалидность или оставшихся без попечения родителей. Проект направлен на оказание помощи в поиске профессионального пути, реализации на рынке труда и интеграции в общество. В республике проект функционирует уже два года и привлек более 400 участников. С помощью тренингов и профессиональных курсов молодежь в возрасте от 17 до 35 лет из уязвимых категорий обучаются практическим жизненным навыкам и знакомятся с возможностями трудоустройства.

03 12 2024 obrazovanie molodezhnyj forum malinovskaya02 kopiya

— Молодые люди должны учитывать текущее разнообразие возможностей, которые им предоставляет государство, общественные организации и сфера бизнеса. Представители молодого поколения стремятся разобраться в своих профессиональных интересах и в существующих бизнес-решениях. Наша цель — активизировать молодежь, особенно тех, кто относится к уязвимым категориям и нуждается в дополнительной поддержке, помочь им найти свое место на рынке труда. Форум будет посвящен возможностям трудоустройства и содействию молодежи в поиске своего призвания, — поделилась И. Куксик.

Форум начался с открытой дискуссии о возможностях самореализации в бизнесе.

03 12 2024 obrazovanie molodezhnyj forum malinovskaya08 kopiya

03 12 2024 obrazovanie molodezhnyj forum malinovskaya05 kopiya

Специально для глухонемых участников на мероприятии присутствовал сурдопереводчик. В формате интенсивов специалисты объяснили аудитории, как оформить собственное предпринимательское дело, что такое инкубаторы и какую пользу они могут принести, а также куда можно обратиться за помощью по вопросам ведения бизнеса.

03 12 2024 obrazovanie molodezhnyj forum malinovskaya12 kopiya

03 12 2024 obrazovanie molodezhnyj forum malinovskaya17 kopiya

Вторая половина форума состояла из мастер-классов от успешных и начинающих молодых предпринимателей, в том числе и социально уязвимой категории.

03 12 2024 obrazovanie molodezhnyj forum malinovskaya11 kopiya

Всего провели 10 мастер-классов по следующим направлениям: груминг, парикмахерское дело, маникюр, визаж, новогодний декор, производство меда, создание игрушек из войлока, микрозелень, пастила и фотосъемка. На практике участники смогли узнать обо всех нюансах и лайфхаках на начальных этапах ведения бизнеса: как открыть свое дело, найти клиентов, какие навыки и знания необходимы для развития и воплощения бизнес-идеи.

03 12 2024 obrazovanie molodezhnyj forum malinovskaya21 kopiya

03 12 2024 obrazovanie molodezhnyj forum malinovskaya07 kopiya

На форуме присутствовало более 60 молодых людей уязвимой категории.

Справочно
Спикерами выступили директор Департамента по предпринимательству Министерства экономики Республики Беларусь Ольга Русинович, ведущий специалист по содействию трудоустройства молодежи МОО «SOS — Детские деревни» Ирина Куксик, заместитель генерального директора КУП «Молодежная социальная служба» Владислав Выучейский, менеджер управления развития экосистемы Igrow «Белагропромбанка» Татьяна Короткая и заместитель начальника отдела трудоустройства граждан управления занятости населения комитета по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома Татьяна Зарецкая.

Фото Ирины Малиновской