СЕМЬЯ С ИСТОРИЕЙ. Лидия Ржецкая, Леонид Рахленко, Генрих Вагнер — три народных артиста в одной семье
Лидия Ржецкая, Леонид Рахленко, композитор Генрих Вагнер. Три народных артиста в одной семье — случай уникальный. О том, какими были бабушка, дедушка и отец в жизни, о малоизвестных фактах биографии выдающихся людей корреспондент агентства «Минск-Новости» расспросила Галину Вагнер.
Бабушка играла только на сцене, а дедушка оставался актером и в жизни
17 апреля исполнилось 120 лет со дня рождения народной артистки БССР и СССР Лидии Ржецкой. Ее роли в пьесах Александра Островского, Змитрока Бядули, Кузьмы Чорного, Янки Купалы, Кондрата Крапивы, Андрея Макаёнка — золотой фонд национального искусства.
Лидия Ржецкая пришла в 1-й Белорусский государственный драматический театр (ныне Национальный академический театр им. Я. Купалы) в 1921 году и служила там более полувека.
Она родилась в семье священника. В 17 лет ушла из дома и поступила в театральную студию. Отец Иоанн Ржецкий так никогда и не простил этого дочери. А вот мама, Александра Ржецкая, приезжала навестить Лиду, когда та уже стала известной и признанной артисткой.
Первый муж Лидии Ржецкой, химик Михаил Алексеев, умер, когда их дочь Таня была 4-месячной крошкой. Второй раз она вышла замуж за коллегу по театру Леонида Рахленко — актера, а впоследствии режиссера, художественного руководителя студии при Купаловском театре. Во втором браке родилась дочь Валентина. Но и Татьяна с детства называла Леонида Рахленко папой.
Лидия Ивановна и Леонид Григорьевич были редкой парой. Оба народные артисты БССР и СССР, Ржецкая — лауреат Сталинской премии, Рахленко — Государственной премии БССР. На двоих — 5 орденов Трудового Красного Знамени: 2 у жены, 3 у мужа.
— Когда родился брат Юра, я достаточно долго жила у бабушки с дедушкой в их квартире на Ленинском проспекте, — рассказывает Галина Вагнер. — Во время праздников 1 Мая и 7 ноября обязательно приходила смотреть с их балкона парад. У них всей семьей обычно встречали Новый год и выпускали юмористическую стенгазету. Я видела бабушку в разных ролях, но больше всего мне запомнился образ слепой Марфы в спектакле «Метель» по пьесе Леонида Леонова. Это одна из самых поздних ее работ. Не раз слышала, что бабушка многим в театре досаждала борьбой за трезвость, соблюдение приличий, сохранение морального облика. При этом ее нельзя было назвать фальшивой: она свято верила в лучшую страну, самый справедливый социальный строй, равенство, братство. Она была доброй, но при этом строгой, немногословной и правильной. Бабушка играла только на сцене, дома становилась обычной женщиной. Она признавала творческое первенство мужа, поклонялась ему как личности. Для дедушки и в жизни всегда находилось время и место для игры и театральности. Прекрасный голос, сарказм, ирония, шутки… Он был настолько ярким, обаятельным, образованным, интересным человеком, что через несколько минут общения с ним расставаться не хотелось.
Леонид Григорьевич очень любил дачу. Летом все свободное время проводил в Ждановичах. Каждое утро ходил с собакой на Минское море купаться и делать зарядку. Обожал гулять в лесу, собирать грибы. Лидия Ивановна спокойнее относилась к природе, не отличалась усердием на дачном огороде. И только «партийная дисциплина», очевидно, заставила ее во время хрущевской кампании посадить грядку кукурузы.
Лидия Ивановна умела и любила готовить: невероятно мариновала селедку, пекла вкусные пироги. Но все остальные хлопоты по дому лежали на плечах многолетней помощницы по хозяйству Лидии Матвеевны — женщины редкой доброты, но с характером. Она ходила в магазины, мыла, стирала, гладила, убирала. В семье был строгий режим. С утра Лидия Ивановна и Леонид Григорьевич шли на репетиции; перед спектаклем обязательно отдыхали. По воспоминаниям старшей дочери Татьяны, Лидия Ивановна только в зрелом возрасте стала придерживаться строгого стиля в одежде. До войны любила модно одеваться, была элегантной, и когда они вместе шли по улице, многие оборачивались вслед, узнавая известную артистку.
Дороги композитора Генриха Вагнера
Однажды во время творческой встречи с народным артистом БССР Генрихом Вагнером какой-то мужчина с восторгом признался: «Очень рады видеть у себя такого знаменитого композитора. Я был в Москве и слышал ваши оперы «Тангейзер» и «Лоэнгрин».
С тех пор, наверное, знакомясь с новым человеком, Генрих Матусович представлялся: «Композитор Вагнер. Но не совсем тот, о котором вы сейчас подумали». Приятный польский акцент, самоирония, любовь к шуткам, галантность в отношениях с женщинами — несоветский шарм композитора сразу заинтриговывал, он тотчас обращал на себя внимание.
Родился Генрих Вагнер в Жирардуве в польско-еврейской семье скрипача. К проявляющему музыкальные способности мальчику приглашали учителя. В 1938 году Генрих поступил в Варшавскую консерваторию. После окончания первого курса вместе с товарищами отправился в летний лагерь на восток Польши. Там 1 сентября его и застало известие о нападении Германии. Генрих тут же бросился звонить родным и услышал: Варшаву бомбят, ему ни в коем случае нельзя возвращаться. Увидеть семью Генриху Вагнеру больше не довелось…
Четверым польским студентам-музыкантам здорово повезло. Благодаря случайной встрече и человеческому участию они оказались в Минске. Здесь молодых людей одели, накормили, поселили в общежитие и не глядя на отсутствие гражданства зачислили в Белорусскую государственную консерваторию. Генрих попал в класс профессора пианиста Григория Ильича Шершевского. Но и в этот раз ему не суждено было учиться. Начинается Великая Отечественная. Из пылающего Минска 19-летний пианист опять уходит на восток.
В результате долгих мытарств Генрих Вагнер оказался в Душанбе. Там его принимают в состав 1-го фронтового театра под руководством известного артиста Георгия Менглета. Сперва возникла загвоздка: везти рояль на передовую никто не собирался, нужно срочно освоить аккордеон. И через несколько дней Генрих Вагнер уже аккомпанировал на этом инструменте артистам разных жанров. Его талант и старания оценили и назначили руководителем музыкальной части. Генрих Вагнер не только аккомпанировал, но и выступал перед военными как солист-аккордеонист. В числе тех, кто наслаждался мастерством его игры, были маршалы Г. К. Жуков, И. С. Конев, К. К. Рокоссовский. Именно на войне Генрих Матусович начал писать музыку.
— До конца жизни папа 9 мая звонил Георгию Менглету в Москву и поздравлял с Днем Победы, — вспоминает дочь композитора Галина Вагнер. — Они нежно относились друг к другу. Георгий Павлович тепло написал об отце в своих мемуарах. Во время гастролей Театра сатиры в Минске он гостил у нас. Очень славный, душевный человек.
Генрих Вагнер был уже секретарем Союза композиторов БССР, когда впервые после долгой разлуки оказался в Варшаве. Придя на свою улицу, от соседки узнал о трагической судьбе родных: мама, отец и сестра погибли в «Освенциме». Отыскать следы брата Давида ему так и не удалось. Трагедия его семьи, опыт военных лет не мог не отразиться в творчестве.
В 1966 году Генриха Вагнера пригласили на празднование 1000-летия Панства Польского в город Кельце, где исполняли его Симфоническую сюиту. То, что случилось там, иначе как мистикой не назовешь. Очутившийся в этом же городе парижанин, владеющий польским, прочел в местной газете о концерте и обратил внимание на фамилию композитора: такой же была девичья фамилия сестер Евы и Берты — его знакомых в Париже. Дотошный француз позвонил в редакцию и разыскал-таки в отеле Генриха Матусовича. Композитор был потрясен словами иностранца: его теток, еще до войны выехавших во Францию, звали именно так. Француз тут же звонит в Париж. И о чудо — одна из женщин поднимает трубку!
— Выехать в капиталистическую страну по личному приглашению тогда было нереально, — отмечает Галина Генриховна. — Но помог председатель Президиума Верховного Совета БССР Сергей Осипович Притыцкий. Отцу разрешили вылететь в Париж, где он и увиделся с тетушками. В 1967 году они впервые посетили Минск. С отцом они общались по-польски и на идиш. Папа водил их в филармонию и Большой театр оперы и балета, где звучала его музыка. Тетушек это очень впечатлило.
Исцеление музыкой и любовью
После войны Генрих Вагнер делает третью попытку стать дипломированным музыкантом и продолжает учебу у профессора Шершевского. Первое время ночует в альма-матер, в классе под роялем, — другого пристанища в Минске не было. Окончив в 1948-м фортепианный факультет, поступает на композиторский к патриарху белорусской музыки Анатолию Васильевичу Богатыреву. Дипломную работу Генриха Вагнера — Молодежную сюиту — на госэкзамене исполнил симфонический оркестр и хор радио.
В это время у Генриха Вагнера уже есть семья: жена Татьяна и дочь Галя.
— Перед войной моя мама, Татьяна Алексеева, поступила в ГИТИС в Москве, — говорит Галина Вагнер. — После 2-го курса отправилась на каникулы в Одессу, где как раз гастролировала купаловская труппа. Там всех и застала весть о начале войны. Вместе с театром мама эвакуировалась в Томск. Работала там санитаркой и культоргом в эвакогоспитале, участвовала в театральных спектаклях. Когда в Томск переводят Ленинградский театральный институт им. А. Н. Островского, мама продолжила прерванное обучение и получила диплом.
После войны Татьяна Алексеева работает в Купаловском театре. Там ее впервые и увидел Генрих Вагнер и сразу заинтересовался. Познакомить с коллегой он попросил Стефанию Станюту. Взаимная симпатия молодых людей очень скоро переросла в любовь. В 1946 году Генрих и Татьяна поженились. Татьяна Михайловна старалась создать мужу все условия для творчества. После рождения дочери в театр не вернулась, а связала свою жизнь с радио, нашла себя там в качестве режиссера Главной редакции для детей и юношества. Растить Галю, а потом и сына Юру Вагнерам помогала замечательная няня Софья Иосифовна, ставшая фактически членом семьи.
Обретя надежный тыл, Генрих Матусович много и плодотворно работал. Вокально-симфонические поэмы «Вечно живые», «Героям Бреста», опера «Тропою жизни» (по «Волчьей стае» Василя Быкова) с известным хором жителей сожженной деревни, первая белорусская телеопера «Утро», музыка к балетам «Подставная невеста», «Свет и тени», «После бала», спектаклям и фильмам. Более трех десятилетий Генрих Вагнер вел класс фортепиано в БГПУ им. М. Танка, стал там профессором.
Дома у композитора часто бывали интересные люди — музыканты, литераторы, кинематографисты. Приезжали коллеги из союзных республик. Гостил Леонид Утесов. С ним Генрих Матусович познакомился в 1945 году, когда написал первую песенную мелодию — «Студенческий вальс» на стихи Леонида Осиповича и тот взял ее в репертуар дочери Эдит.
Творческие и дружеские отношения связывали Генриха Вагнера не только с коллегами-композиторами, но и с поэтами: Максимом Танком, Григорием Бородулиным, Аркадием Кулешовым. С восхищением относился к Василю Быкову.
— Мне кажется, отец тосковал по Польше всю жизнь, — признается Галина Вагнер. — В 1952 году Сталин разрешил полякам вернуться на родину. Но была уже мама, родилась я. Может, это его удержало? А может, чувство благодарности за то, что ему, выходцу из буржуазной Польши, позволили получить высшее образование, платили стипендию? Беларусь действительно стала его второй родиной, его творческая биография здесь удачно сложилась. Но иногда отцу непросто было вписаться в социалистическую реальность. Однажды в послевоенные годы он неудачно высказался по поводу советской власти, и только заступничество влиятельной тещи Лидии Ржецкой помогло избежать крупных неприятностей. В конце своей жизни папа много читал об истории войны, Варшавского гетто, Хатыни. Чувствовалось, что война оставалась с ним, его душевная боль не проходила. Когда умирал, вдруг заговорил по-польски.
Наследники по прямой
— Отец меня никогда не заставлял идти по его стопам, — подчеркивает Галина Генриховна. — Просто я не представляла, чем, помимо музыки, еще могу заниматься. Мне повезло — приняли в школу при консерватории (теперь Республиканская гимназия-колледж музыки при БГАМ), оказалась среди талантливых ребят. 5 консерваторских лет училась у своей тети Валентины Рахленко — профессора кафедры специального фортепиано. Она была интересным, эрудированным человеком, прекрасным музыкантом. Причем наши родственные отношения никак не отражались на профессиональных. Даже в день моей свадьбы Валентина Леонидовна не отменила занятий.
На 2-м курсе консерватории Галина Генриховна начала преподавать в Республиканской гимназии-колледже искусств им. И. О. Ахремчика и задержалась там на 13 лет; последние 6 работала заместителем директора по музыкальному обучению. Сама она считает это время очень светлым и счастливым в своей биографии. После ее пригласили в Белорусскую государственную филармонию режиссером-постановщиком концертных залов; возглавляла Бюро международных конкурсов и фестивалей, была заместителем директора филармонии. Именно Галина Вагнер организовывала открытие Зала камерной музыки в костеле Святого Роха 1 июня 1984 года. На пенсию уходила с должности директора Большого театра оперы (в тот период опера и балет были разделены. – Прим. авт.). Этой весной Галина Генриховна и ее муж — профессор Международной академии архитектуры Юрий Мамлин отметили 51 год совместной жизни.
Сын Генриха Вагнера Юрий тоже с детства отличался музыкальной одаренностью, в юности освоил гитару, но это так и осталось увлечением. По профессии он технолог. Дочери Валентины Леонидовны Рахленко Наталья и Вера стали врачами.
— У меня 4 внука: Алекс, Вадим, Саша, Виктор, они живут во Франции, — делится Галина Генриховна. — Дочь Катя окончила ЕГУ по специальности «Культурное наследие и международный туризм», 2 года училась в Сорбонне, потом в Высшей школе Лувра, Национальной школе гидов-переводчиков в Париже. Вышла замуж. Сейчас заботу о семье совмещает с работой в сфере туристического бизнеса. Сын Дмитрий живет в Минске, работает на ОАО «Атлант».
Сегодня родственники Лидии Ржецкой, Леонида Рахленко, Генриха Вагнера живут по всему миру: в России, Польше, Словакии, Франции, Канаде, Австралии, США. Благодаря Интернету они продолжают искать и находить друг друга на разных континентах. Генеалогическое древо этой семьи обрастает новыми ветвями.
Фото из семейного архива Галины Вагнер и предоставлено Национальным академическим театром им. Я. Купалы