СЕМЬЯ С ИСТОРИЕЙ. Лидия Ржецкая, Леонид Рахленко, Генрих Вагнер — три народных артиста в одной семье


Лидия Ржецкая, Леонид Рахленко, композитор Генрих Вагнер. Три народных артиста в одной семье — случай уникальный. О том, какими были бабушка, дедушка и отец в жизни, о малоизвестных фактах биографии выдающихся людей корреспондент агентства «Минск-Новости» расспросила Галину Вагнер.

Бабушка играла только на сцене, а дедушка оставался актером и в жизни

17 апреля исполнилось 120 лет со дня рождения народной артистки БССР и СССР Лидии Ржецкой. Ее роли в пьесах Александра Островского, Змитрока Бядули, Кузьмы Чорного, Янки Купалы, Кондрата Крапивы, Андрея Макаёнка — золотой фонд национального искусства.

Лидия Ржецкая в роли тети Кати в спектакле «Кто смеется последним» К. Крапивы, 1939 год

Лидия Ржецкая пришла в 1-й Белорусский государственный драматический театр (ныне Национальный академический театр им. Я. Купалы) в 1921 году и служила там более полувека.

Она родилась в семье священника. В 17 лет ушла из дома и поступила в театральную студию. Отец Иоанн Ржецкий так никогда и не простил этого дочери. А вот мама, Александра Ржецкая, приезжала навестить Лиду, когда та уже стала известной и признанной артисткой.

Лидия Ржецкая в роли Альжбеты в спектакле «Павлинка» Я. Купалы, 1944 год

Первый муж Лидии Ржецкой, химик Михаил Алексеев, умер, когда их дочь Таня была 4-месячной крошкой. Второй раз она вышла замуж за коллегу по театру Леонида Рахленко — актера, а впоследствии режиссера, художественного руководителя студии при Купаловском театре. Во втором браке родилась дочь Валентина. Но и Татьяна с детства называла Леонида Рахленко папой.

Лидия Ивановна и Леонид Григорьевич были редкой парой. Оба народные артисты БССР и СССР, Ржецкая — лауреат Сталинской премии, Рахленко — Государственной премии БССР. На двоих — 5 орденов Трудового Красного Знамени: 2 у жены, 3 у мужа.

Леонид Рахленко в роли Тиссаферна в спектакле «Забыть Герострата!» Г. Горина, 1974 год

— Когда родился брат Юра, я достаточно долго жила у бабушки с дедушкой в их квартире на Ленинском проспекте, — рассказывает Галина Вагнер. — Во время праздников 1 Мая и 7 ноября обязательно приходила смотреть с их балкона парад. У них всей семьей обычно встречали Новый год и выпускали юмористическую стенгазету. Я видела бабушку в разных ролях, но больше всего мне запомнился образ слепой Марфы в спектакле «Метель» по пьесе Леонида Леонова. Это одна из самых поздних ее работ. Не раз слышала, что бабушка многим в театре досаждала борьбой за трезвость, соблюдение приличий, сохранение морального облика. При этом ее нельзя было назвать фальшивой: она свято верила в лучшую страну, самый справедливый социальный строй, равенство, братство. Она была доброй, но при этом строгой, немногословной и правильной. Бабушка играла только на сцене, дома становилась обычной женщиной. Она признавала творческое первенство мужа, поклонялась ему как личности. Для дедушки и в жизни всегда находилось время и место для игры и театральности. Прекрасный голос, сарказм, ирония, шутки… Он был настолько ярким, обаятельным, образованным, интересным человеком, что через несколько минут общения с ним расставаться не хотелось.

Леонид Рахленко в роли Гвоздилина в спектакле «Третья патетическая» Н. Погодина, 1959 год

Леонид Григорьевич очень любил дачу. Летом все свободное время проводил в Ждановичах. Каждое утро ходил с собакой на Минское море купаться и делать зарядку. Обожал гулять в лесу, собирать грибы. Лидия Ивановна спокойнее относилась к природе, не отличалась усердием на дачном огороде. И только «партийная дисциплина», очевидно, заставила ее во время хрущевской кампании посадить грядку кукурузы.

Лидия Ржецкая в роли Фелицаты Шабловой в спектакле «Поздняя любовь» А. Островского, 1944 год

Лидия Ивановна умела и любила готовить: невероятно мариновала селедку, пекла вкусные пироги. Но все остальные хлопоты по дому лежали на плечах многолетней помощницы по хозяйству Лидии Матвеевны — женщины редкой доброты, но с характером. Она ходила в магазины, мыла, стирала, гладила, убирала. В семье был строгий режим. С утра Лидия Ивановна и Леонид Григорьевич шли на репетиции; перед спектаклем обязательно отдыхали. По воспоминаниям старшей дочери Татьяны, Лидия Ивановна только в зрелом возрасте стала придерживаться строгого стиля в одежде. До войны любила модно одеваться, была элегантной, и когда они вместе шли по улице, многие оборачивались вслед, узнавая известную артистку.

Дороги композитора Генриха Вагнера

Однажды во время творческой встречи с народным артистом БССР Генрихом Вагнером какой-то мужчина с восторгом признался: «Очень рады видеть у себя такого знаменитого композитора. Я был в Москве и слышал ваши оперы «Тангейзер» и «Лоэнгрин».

С тех пор, наверное, знакомясь с новым человеком, Генрих Матусович представлялся: «Композитор Вагнер. Но не совсем тот, о котором вы сейчас подумали». Приятный польский акцент, самоирония, любовь к шуткам, галантность в отношениях с женщинами — несоветский шарм композитора сразу заинтриговывал, он тотчас обращал на себя внимание.

Родился Генрих Вагнер в Жирардуве в польско-еврейской семье скрипача. К проявляющему музыкальные способности мальчику приглашали учителя. В 1938 году Генрих поступил в Варшавскую консерваторию. После окончания первого курса вместе с товарищами отправился в летний лагерь на восток Польши. Там 1 сентября его и застало известие о нападении Германии. Генрих тут же бросился звонить родным и услышал: Варшаву бомбят, ему ни в коем случае нельзя возвращаться. Увидеть семью Генриху Вагнеру больше не довелось…

Четверым польским студентам-музыкантам здорово повезло. Благодаря случайной встрече и человеческому участию они оказались в Минске. Здесь молодых людей одели, накормили, поселили в общежитие и не глядя на отсутствие гражданства зачислили в Белорусскую государственную консерваторию. Генрих попал в класс профессора пианиста Григория Ильича Шершевского. Но и в этот раз ему не суждено было учиться. Начинается Великая Отечественная. Из пылающего Минска 19-летний пианист опять уходит на восток.

В результате долгих мытарств Генрих Вагнер оказался в Душанбе. Там его принимают в состав 1-го фронтового театра под руководством известного артиста Георгия Менглета. Сперва возникла загвоздка: везти рояль на передовую никто не собирался, нужно срочно освоить аккордеон. И через несколько дней Генрих Вагнер уже аккомпанировал на этом инструменте артистам разных жанров. Его талант и старания оценили и назначили руководителем музыкальной части. Генрих Вагнер не только аккомпанировал, но и выступал перед военными как солист-аккордеонист. В числе тех, кто наслаждался мастерством его игры, были маршалы Г. К. Жуков, И. С. Конев, К. К. Рокоссовский. Именно на войне Генрих Матусович начал писать музыку.

До конца жизни папа 9 мая звонил Георгию Менглету в Москву и поздравлял с Днем Победы, — вспоминает дочь композитора Галина Вагнер. — Они нежно относились друг к другу. Георгий Павлович тепло написал об отце в своих мемуарах. Во время гастролей Театра сатиры в Минске он гостил у нас. Очень славный, душевный человек.  

Генрих Вагнер был уже секретарем Союза композиторов БССР, когда впервые после долгой разлуки оказался в Варшаве. Придя на свою улицу, от соседки узнал о трагической судьбе родных: мама, отец и сестра погибли в «Освенциме». Отыскать следы брата Давида ему так и не удалось. Трагедия его семьи, опыт военных лет не мог не отразиться в творчестве.

В 1966 году Генриха Вагнера пригласили на празднование 1000-летия Панства Польского в город Кельце, где исполняли его Симфоническую сюиту. То, что случилось там, иначе как мистикой не назовешь. Очутившийся в этом же городе парижанин, владеющий польским, прочел в местной газете о концерте и обратил внимание на фамилию композитора: такой же была девичья фамилия сестер Евы и Берты — его знакомых в Париже. Дотошный француз позвонил в редакцию и разыскал-таки в отеле Генриха Матусовича. Композитор был потрясен словами иностранца: его теток, еще до войны выехавших во Францию, звали именно так. Француз тут же звонит в Париж. И о чудо — одна из женщин поднимает трубку!

Выехать в капиталистическую страну по личному приглашению тогда было нереально, — отмечает Галина Генриховна. — Но помог председатель Президиума Верховного Совета БССР Сергей Осипович Притыцкий. Отцу разрешили вылететь в Париж, где он и увиделся с тетушками. В 1967 году они впервые посетили Минск. С отцом они общались по-польски и на идиш. Папа водил их в филармонию и Большой театр оперы и балета, где звучала его музыка. Тетушек это очень впечатлило.

Исцеление музыкой и любовью

Генрих Вагнер за работой

После войны Генрих Вагнер делает третью попытку стать дипломированным музыкантом и продолжает учебу у профессора Шершевского. Первое время ночует в альма-матер, в классе под роялем, — другого пристанища в Минске не было. Окончив в 1948-м фортепианный факультет, поступает на композиторский к патриарху белорусской музыки Анатолию Васильевичу Богатыреву. Дипломную работу Генриха Вагнера — Молодежную сюиту — на госэкзамене исполнил симфонический оркестр и хор радио.

В это время у Генриха Вагнера уже есть семья: жена Татьяна и дочь Галя.

Перед войной моя мама, Татьяна Алексеева, поступила в ГИТИС в Москве, — говорит Галина Вагнер. — После 2-го курса отправилась на каникулы в Одессу, где как раз гастролировала купаловская труппа. Там всех и застала весть о начале войны. Вместе с театром мама эвакуировалась в Томск. Работала там санитаркой и культоргом в эвакогоспитале, участвовала в театральных спектаклях. Когда в Томск переводят Ленинградский театральный институт им. А. Н. Островского, мама продолжила прерванное обучение и получила диплом.

После войны Татьяна Алексеева работает в Купаловском театре. Там ее впервые и увидел Генрих Вагнер и сразу заинтересовался. Познакомить с коллегой он попросил Стефанию Станюту. Взаимная симпатия молодых людей очень скоро переросла в любовь. В 1946 году Генрих и Татьяна поженились. Татьяна Михайловна старалась создать мужу все условия для творчества. После рождения дочери в театр не вернулась, а связала свою жизнь с радио, нашла себя там в качестве режиссера Главной редакции для детей и юношества. Растить Галю, а потом и сына Юру Вагнерам помогала замечательная няня Софья Иосифовна, ставшая фактически членом семьи.

Генрих Вагнер с женой Татьяной Михайловной

Обретя надежный тыл, Генрих Матусович много и плодотворно работал. Вокально-симфонические поэмы «Вечно живые», «Героям Бреста», опера «Тропою жизни» (по «Волчьей стае» Василя Быкова) с известным хором жителей сожженной деревни, первая белорусская телеопера «Утро», музыка к балетам «Подставная невеста», «Свет и тени», «После бала», спектаклям и фильмам. Более трех десятилетий Генрих Вагнер вел класс фортепиано в БГПУ им. М. Танка, стал там профессором.

Дома у композитора часто бывали интересные люди — музыканты, литераторы, кинематографисты. Приезжали коллеги из союзных республик. Гостил Леонид Утесов. С ним Генрих Матусович познакомился в 1945 году, когда написал первую песенную мелодию — «Студенческий вальс» на стихи Леонида Осиповича и тот взял ее в репертуар дочери Эдит.

Творческие и дружеские отношения связывали Генриха Вагнера не только с коллегами-композиторами, но и с поэтами: Максимом Танком, Григорием Бородулиным, Аркадием Кулешовым. С восхищением относился к Василю Быкову.

Генрих Вагнер и Василь Быков

Мне кажется, отец тосковал по Польше всю жизнь, — признается Галина Вагнер. — В 1952 году Сталин разрешил полякам вернуться на родину. Но была уже мама, родилась я. Может, это его удержало? А может, чувство благодарности за то, что ему, выходцу из буржуазной Польши, позволили получить высшее образование, платили стипендию? Беларусь действительно стала его второй родиной, его творческая биография здесь удачно сложилась. Но иногда отцу непросто было вписаться в социалистическую реальность. Однажды в послевоенные годы он неудачно высказался по поводу советской власти, и только заступничество влиятельной тещи Лидии Ржецкой помогло избежать крупных неприятностей. В конце своей жизни папа много читал об истории войны, Варшавского гетто, Хатыни. Чувствовалось, что война оставалась с ним, его душевная боль не проходила. Когда умирал, вдруг заговорил по-польски.

Наследники по прямой

Семья Галины Генриховны слева направо дети Вадим, Алекс, Саша: Юрий Ефимович Мамлин и Галина Генриховна Вагнер с дочерью Екатериной и внуками Вадимом, Алексом и Сашей

Отец меня никогда не заставлял идти по его стопам, — подчеркивает Галина Генриховна. — Просто я не представляла, чем, помимо музыки, еще могу заниматься. Мне повезло — приняли в школу при консерватории (теперь Республиканская гимназия-колледж музыки при БГАМ), оказалась среди талантливых ребят. 5 консерваторских лет училась у своей тети Валентины Рахленко — профессора кафедры специального фортепиано. Она была интересным, эрудированным человеком, прекрасным музыкантом. Причем наши родственные отношения никак не отражались на профессиональных. Даже в день моей свадьбы Валентина Леонидовна не отменила занятий.

На 2-м курсе консерватории Галина Генриховна начала преподавать в Республиканской гимназии-колледже искусств им. И. О. Ахремчика и задержалась там на 13 лет; последние 6 работала заместителем директора по музыкальному обучению. Сама она считает это время очень светлым и счастливым в своей биографии. После ее пригласили в Белорусскую государственную филармонию режиссером-постановщиком концертных залов; возглавляла Бюро международных конкурсов и фестивалей, была заместителем директора филармонии. Именно Галина Вагнер организовывала открытие Зала камерной музыки в костеле Святого Роха 1 июня 1984 года. На пенсию уходила с должности директора Большого театра оперы (в тот период опера и балет были разделены. – Прим. авт.). Этой весной Галина Генриховна и ее муж — профессор Международной академии архитектуры Юрий Мамлин отметили 51 год совместной жизни.

Сын Генриха Вагнера Юрий тоже с детства отличался музыкальной одаренностью, в юности освоил гитару, но это так и осталось увлечением. По профессии он технолог. Дочери Валентины Леонидовны Рахленко Наталья и Вера стали врачами.

У меня 4 внука: Алекс, Вадим, Саша, Виктор, они живут во Франции, — делится Галина Генриховна. — Дочь Катя окончила ЕГУ по специальности «Культурное наследие и международный туризм», 2 года училась в Сорбонне, потом в Высшей школе Лувра, Национальной школе гидов-переводчиков в Париже. Вышла замуж. Сейчас заботу о семье совмещает с работой в сфере туристического бизнеса. Сын Дмитрий живет в Минске, работает на ОАО «Атлант».

Сегодня родственники Лидии Ржецкой, Леонида Рахленко, Генриха Вагнера живут по всему миру: в России, Польше, Словакии, Франции, Канаде, Австралии, США. Благодаря Интернету они продолжают искать и находить друг друга на разных континентах. Генеалогическое древо этой семьи обрастает новыми ветвями.

Фото из семейного архива Галины Вагнер и предоставлено Национальным академическим театром им. Я. Купалы

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Солнечная активность может возрасти в конце октября

Ученые из лаборатории солнечной астрономии ИКИ РАН прогнозируют значительное увеличение активности Солнца. Ближайший всплеск ожидается 29 октября, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на Лабораторию солнечной астрономии ИКИ и ИСЗФ.

солнце

Фото Depositphotos

Специалисты предполагают, что вспышки и выбросы плазмы могут произойти из-за приближения активных областей огромной звезды к Земле.

Уровень вспышек уже к концу октября может достичь оранжевого или самого высокого — красного — уровня. Ученые предупреждают метеозависимых людей и тех, кто страдает хроническими заболеваниями, о возможном ухудшении самочувствия в дни, когда Солнце будет наиболее активно.

В Минске ожидается дождливая погода 27 октября

Облачность с прояснениями и небольшие дожди ожидаются в столице 27 октября, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на Белгидромет.

Прогноз погоды в Беларуси на 27 октября 2025 года Прогноз погоды в Беларуси на 27 октября 2025 года

Ночью температура воздуха составит от +5 до +7 °С. Днем синоптики обещают +7… +9 °С. Ветер ожидается юго-западный, 5–10 м/с. Вероятность осадков — 80–90 %.

В Беларуси в понедельник будет облачная с прояснениями погода, временами возможны дожди. Ветер южный, юго-западный умеренный, в западных областях — порывистый. Температура воздуха минимальная ночью составит +2… +7 °С, максимальная днем будет в пределах +6… +11 °С.

Художник и архитектор Дмитрий Мохов: зритель должен выйти с фильма или спектакля наполненным

Дмитрий Мохов начинал как архитектор, продолжил как художник кино и театра, в послужном списке которого 11 фильмов и около 300 спектаклей, поставленных по всему СССР. А еще его наследие — большое количество рисунков и фотографий. Сегодня он профессор Белорусской государственной академии искусств, известный мастер и учитель художников театра и кино. Подробности — в материале корреспондента газеты «Вечерний Минск».

«Дмитрий Максимович Мохов — многогранная личность в искусстве. Крупный, яркий художник, который создал свой уникальный театр, представленный множеством постановок в разных городах и странах», — так охарактеризовала героя статьи доктор искусствоведения Вероника Ярмолинская.

— Я уже в школе знал, что буду художником. Чтобы приблизиться к мечте, поступил на архитектурный факультет Новосибирского инженерно-строительного института. Потом была учеба в Минске. В студенческие годы много путешествовал, объехал Сибирь, Крайний Север, Карелию, Среднюю Азию, — рассказывает Дмитрий Максимович. — Жажда познания была столь сильной, что порой путешествовал нелегально — на крыше вагона поезда (теперь такое невозможно даже представить). В поездки всегда брал фотоаппарат, блокнот и этюдник. Параллельно с учебой в вузе начал работать в кино. А дальше — жизненные университеты. Мне повезло общаться с большими мастерами: драматургами, художниками, режиссерами, композиторами. Они были моими учителями.

Поездка в Среднюю Азию

Советчик королей

— Вы реализовывали себя в разных жанрах искусства: театре, кино, зодчестве. А кем по профессии себя считаете?

— Раньше в наших дипломах писали «художник-архитектор». Точная формулировка, и это как раз про меня. Всегда полагал, что архитектор — одно из лучших образований, синтез изобразительного искусства и науки — математики, физики. Неспроста в давние времена советниками у королей были именно зодчие. Профессия архитектора, к слову, очень понадобилась для работы в кино и театре, чтобы представлять, как выстроить придуманные пространственные композиции. Помню, как начинал работу в кино на съемках фильма «Житие и вознесение Юрася Братчика» по роману Владимира Короткевича «Христос приземлился в Гродно». Художник-постановщик Шавкат Абдусаламов нарисовал для съемок город, который не вписывался ни в один закон архитектуры. Но надо было строить, и я это сделал. Декорации, кстати, долго стояли на берегу моря в Ялте. Там были собор, торговая улица, улица ремесленников. Потом оказалось, что территория частная, все постройки снесли.

Декорации к фильму «Житие и вознесение Юрася Братчика»

Кино всегда привлекало меня своим масштабом, когда можно было выйти за пределы замкнутого пространства и возводить города, дворцы, замки. А еще было важно, что художник театра и кино владеет тем, чем не владеют другие художники. Временем! Он может перенести зрителя на 100 лет вперед или назад и показать образ в развитии.

На съемках фильма «Житие и вознесение Юрася Братчика»

В кино Дмитрий Мохов начинал ассистентом художника-постановщика и декоратором на съемках фильмов «Город мастеров», «Альпийская баллада», «Я, Франциск Скорина», «Сказание о Рустаме». Впоследствии стал художником-постановщиком. В его послужном списке работа над фильмами «Стая», «Краповый берет», «Тум-Паби-Дум» и другими.

Театральная рапсодия

Театральный период в творческой жизни Дмитрия Мохова пришелся на 1970–1980-е. Художник ставил спектакли разных жанров: оперы, балеты, драмы. Разные режиссеры, разные города. Но каждый раз это был поиск образного пространственного решения пьесы.

— В то время я работу не искал, меня искали режиссеры, — вспоминает Дмитрий Максимович. — Спектакли с моими декорациями и костюмами получали призы на международных фестивалях, поэтому режиссеры дорожили сотрудничеством. Заказы были расписаны на два-три года вперед, проходило по пять-шесть премьер за сезон по всему СССР. Помню, было 10 премьер за год, так совпало за счет «переходящих» спектаклей, работа над которыми начиналась сезоном раньше.

«Дом Бернарды Альбы»

— Что для вас в творчестве было отправной точкой?

— Понимание первоисточника: в кино это сценарий, в театре — пьеса, в архитектуре — проектное задание. Именно драматургия рождает образное пространственное решение.

В минских театрах в разные годы шли спектакли Дмитрия Мохова «Дом Бернарды Альбы», «Ромео и Джульетта», «Дар», «Зов», «Счастье мое», «Женитьба Бальзаминова», «Человеческий голос», «Не боюсь Вирджинии Вулф», «Евгений Онегин», «Фантазии по Гоголю», «Комедия о Лисистрате», «Гамлет», «Мефисто», «Маленький лорд Фаунтлерой» и другие.

Спектакль «Средство Макропулоса»

— В своей книге «Ностальгия по настоящему», рассказывая о собственной жизни и творчестве, вы пишете, что нельзя делать иллюстрацию пьесы или сценария. Надо искать решение для раскрытия темы.

— Конечно. В пьесе, например, написано: действие происходит высоко в горах. Первое, что напрашивается — нарисовать в декорациях горы. Или нагородить. Это неправильный ход. Сценография может быть условной, при этом главная задача художника — по заданной драматургии найти эквивалент жизненному пространству. Пространству, которое радует или угнетает. Здесь необходимы образ, метафора, символ как поиск решения того главного, что уже вдохновило драматурга на написание пьесы, режиссера — на постановку спектакля, композитора — на создание музыки.

Спектакль «Гамлет»

Дмитрий Максимович вспоминает, как вместе с режиссером Борисом Луценко трижды на разных сценах поставил спектакль «Гамлет». В минском Театре-студии киноактера декорации представляли собой панораму древнего сооружения с наслоениями позднейших культурных эпох, сквозь которые проступали почти утраченные фрески. Полупрозрачный гобелен-занавес создавал условную пелену времени. Так мир шекспировской трагедии обретал неожиданное пластическое решение. В Русском театре на сцене появлялся павильон, напоминающий шекспировский театр «Глобус». В декорации нарочито вводились конструкции из современной архитектуры: большой купол, накрывающий театр-мир, тумбы, турникеты, шведские стенки…

Другой пример — вместе с режиссером Валерием Рубинчиком Дмитрий Мохов работал над спектаклем «Комедия о Лисистрате» в Театре-студии киноактера. Руководствуясь сверхзадачей драматурга о сохранении мира, творческому тандему удалось не иллюстрировать определенную эпоху, а соединить разные времена в самых неожиданных сочетаниях и рискованных столкновениях. Сцена представляла собой кинопавильон, рельсы тележки кинооператора соединяли зрительный зал и подмостки. В декорациях присутствовали фрагменты античных статуй, барельефов. Костюмы с античной основой дополнялись современными элементами, боди-артом, перьями. Звучала музыка современных композиторов. Казалось, играла каждая деталь спектакля, все, что находилось в пространстве сцены.

Балет «Мефисто»

А для балета «Мефисто» в Музыкальном театре сконструировали подъемно-опускную установку «Паук» с длинными шлейфами, необычным цветовым освещением, серебристым покрытием деталей. Это фантастическое зрелище, в котором были загадка и своя философия. При минимуме декораций создавалось пространство для столкновения разных миров, разных жизненных философий.

— Пространство должно быть активным соучастником в действиях актеров. Рациональный, жесткий расчет конструкций на сцене, одновременно экспрессия и поэзия создаваемого пространства определили мой стиль работы в театре. — подчеркивает Д. Мохов.

— Случалось отказываться от постановок?

— Редко. Когда не было творческой совместимости с режиссером и я понимал, что мы по-разному трактуем проблемы драматургии. Когда доводилось слышать: «Старик, ну а чем еще будем удивлять, если не этим?» Как будто театр или кино предназначены только удивлять.

— А для чего предназначены?

— Зритель должен ассоциативно столкнуться с проблемами, которые его задевают в жизни, и выйти после спектакля, фильма эмоционально и ментально наполненным. Но есть, конечно, спектакли сугубо для развлечения.

О времени и о Художнике

— Вы в профессии уже 60 лет. Если сравнивать последнюю четверть прошлого столетия и первую нынешнего, как бы вы их оценили с точки зрения развития культуры?

— Философы говорят, что история человечества движется по спирали, значит, и культура тоже. Для меня последняя четверть XX столетия была временем подъема, своеобразного Ренессанса. Время новой драматургии, новаторской сценографии, если говорить о театре. А сейчас мы находимся на другом отрезке спирали. Это закономерно, так и должно быть. Посмотрим, что ждет нас впереди.

— Ходите сегодня в театр?

— Нечасто. Если намечается премьера, смотрю по фамилиям, кто режиссер, художник, и понимаю, стоит ли идти. Сегодня, на мой взгляд, на высоте кукольные театры: минский, гродненский. Это образцы данного вида искусства.

— «Ностальгия по настоящему» — название стихотворения Андрея Вознесенского стало названием вашей книги и одной из последних персональных выставок. О чем сегодня ностальгирует художник Дмитрий Мохов?

— Я не против прогресса в виде компьютера, искусственного интеллекта, но ИИ подменяет настоящее, это не источник знаний, это копилка. И полагаться на него целиком не стоит. Что касается творчества, тут вообще настораживает «помощь» некоторых современных технологий. Художники перестают что-то делать руками, все за тебя компьютер прорисует. Но ведь истинное произведение рождается от соприкосновения твоей души, твоего нерва к материалу и передается через тонкие колебания, через кончики пальцев в инструмент, которым ты работаешь: в кисточку, карандаш. Искусственному интеллекту это не под силу.

Справочно

Преподавательская деятельность Д. Мохова началась в 1976 году в Минском институте культуры. Дмитрий Максимович был руководителем по сценографии у режиссеров-дипломников. С 2008-го преподает в Белорусской государственной академии искусств. За это время под его руководством были выпущены две группы художников кино. Сейчас обучается очередной набор студентов.

Фото Сергея Лукашова, Юрия Мозолевского и предоставлены собеседником

Телеведущий Николай Дроздов уменьшился в росте. С чем это связано

Известный советский и российский телеведущий, зоолог и профессор Николай Дроздов стремительно теряет рост из-за прогрессирующего остеопороза. За последние месяцы мужчина уменьшился в росте на 18 см, сообщает кореспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на Telegram-канал Mash.

Сейчас экс-ведущий программы «В мире животных» ростом всего 162 сантиметра — вместо прежних 180. В апреле болезнь уменьшила Н. Дроздова на десять сантиметров. Ученый испытывает боли в суставах, общую слабость и деформацию спины.

Кроме проблем с костями, Н. Дроздов борется с раком предстательной железы, диагностированном в 2023 году. Сейчас биогеограф проходит курсы противоопухолевой терапии и наблюдается у врачей.

Стуков и Галкин хулиганили не по-детски.  Как снимали фильм «Приключения Томаса Сойера и Гекльберри Финна»

Девятилетний Владислав Галкин на съемках фильма «Приключения Томаса Сойера и Гекльберри Финна» будто и не выходил из роли Гека — лучшего друга главного героя. Его хулиганские выходки доводили многих до паники. Подробности — читайте в материале корреспондента газеты «Минский курьер».

О чем кино

Том Сойер и его друг беспризорник Гекльберри Финн в поиске приключений видят, как ночью на кладбище индеец Джо убивает человека. С этим злоумышленником они еще раз столкнутся, начав поиск клада.

Усомнились в герое

Почему знаменитый режиссер Станислав Говорухин после невероятного успеха сериала «Место встречи изменить нельзя» решил взяться за картину для детей и юношества? Как утверждал сам постановщик, в начале 1980-х он понял: ребята почти перестали читать — смотрят телевизор, ходят в кино. И его самые любимые книги пройдут мимо них. Решил вернуть всем потрясающую литературу хотя бы в виде кинолент.

Постановщик бережно отнесся к произведению Марка Твена, смог уместить в три серии похождения американских мальчишек из XIX века. Правда, начальство попросило его поумерить пыл Тома Сойера, по книге бунтаря и хитреца. Не делать из него неисправимого хулигана-подростка, потенциального гангстера. Режиссер решил проблему за счет благовидной фактуры исполнителя роли Тома — Феди Стукова. Как его ни гримировали, он всё равно выглядел в юности максимум озорником из киножурнала «Ералаш». В этом были и минусы. Даже сегодня при просмотре мало верится, что он может противостоять индейцу Джо. А на фоне Влада Галкина, на сто процентов попавшего в образ Гека Финна, Том Сойер — Стуков кажется беглым принцем из другой книги Марка Твена («Принц и нищий»). Из-за этого приключенческий фильм местами напоминает, как сейчас говорят, ролевой квест.

Михалков подсказал

Изначально Феди Стукова не было в числе кандидатов на участие в картине.

Задолго до событий, еще 6-летним ребенком, он ехал с мамой в автобусе. К ним подошла ассистент режиссера одной из студий и попросила принести снимок мальчика для актерской базы. В результате в 1978 году он сыграл сына главного героя в драме Никиты Михалкова «Несколько дней из жизни И. И. Обломова» (1979). А в 1981-м вышла лента того же режиссера «Родня». Там Федя органично, с цирковым задором перевоплотился в хулиганистую Ирочку, дочь главных персонажей.

В поиске исполнителя роли Тома Говорухин объявил детский всесоюзный конкурс, который выиграл не менее миловидный Игорь Сорин, будущий солист группы «Иванушки International» (в титрах — Игорь Райберг). Собирался сниматься. Но в последний момент Михалков посоветовал обратить внимание на Стукова. Станислав Сергеевич посмотрел «Родню», и Фёдор стал Томом на экране.

Владислав Галкин (в титрах — Владик Сухачёв) рос в актерской семье. Мать Елена Демидова и приемный отец Борис Галкин не желали мальчишке актерской доли. В определенный период он жил с бабушкой Людмилой Николаевной. Она тайно отвела его на кинопробы. Пожилая женщина, не умевшая хранить секреты, за полгода никому из родственников не сказала, что внука утвердили на роль Финна. Терпела! Всё раскрылось, когда настало время ехать на съемки.

Чтобы 8-летняя Маша Миронова приняла участие в фильме, Говорухин действовал через ее маму Марию Градову, известную по роли радистки Кэт в «Семнадцати мгновениях весны». Девочка не рвалась на площадку. Мать ее убедила: поработать с Говорухиным — большая удача. От процесса Маша осталась не в восторге: клопы в гостинице, 40-градусная жара в Сухуми, холод в пещере со сталактитами, длительное пребывание в пышных многослойных платьях ее героини Бэкки Тэтчер. К тому же она до дрожи боялась Талгата Нигматулина, игравшего индейца Джо. Девочка, очевидно, успела посмотреть «Пиратов ХХ века», где актер предстал в качестве свирепого бандита Салеха. Он пытался наладить контакт с ребенком, рассмешить, но Маша всякий раз в ужасе ретировалась. Разочарование постигло и на премьере, когда она, увидев себя на экране, услышала, что говорит чужим голосом. Профессиональные артисты озвучили не только всех детей в картине. За Нигматулина за кадром говорит Караченцов.

Совершенно случайно роль богатого адвоката исполнил белорусский режиссер Валерий Рубинчик, создатель лент «Последнее лето детства» (1974), «Венок сонетов» (1976). Он дружил с Говорухиным со времен учебы во ВГИКе и приехал к нему отдохнуть в Одессу. Валерий Давидович всегда был одет с иголочки, носил очки в изящной оправе, выглядел респектабельным. Чем не американский адвокат?

На страницах Time

Фильм снимали в Одессе, Херсонской области, Абхазии, Новоафонской пещере. Реку Днепр выдали за Миссисипи.

Федя Стуков с Владом Галкиным хулиганили не по-детски. Однажды угнали построенный реквизиторами плот и сплавились вниз по реке. Течение оказалось мощным. Их едва поймали через десяток километров.

На экскурсии в дендропарке в Сухуми Галкин стащил из стеклянной емкости несколько древесных скорпионов, запер их в найденной картонной коробке. А в служебном автобусе, в котором в гостиницу ехала часть съемочной группы, коробку, якобы случайно, уронил, она раскрылась… По Сухуми разошелся слух, что кучка сумасшедших выпрыгивала из брошенного на дороге автобуса, скакала на месте, кое-кто даже снял штаны и майку, оставшись в трусах. Ведь это членистоногое смертельно опасно!

Права на прокат картины купили многие страны, в том числе США, где ее посмотрели более 9 млн человек. В журнале Time хвалили ленту. А Стукова пригласили в Штаты — прокатиться по Миссисипи на настоящем пароходе XIX века.

После показа фильма в СССР число продаж книг Марка Твена заметно выросло. Говорухин достиг цели.

Фото из интернета

Еще материалы рубрики:

На какие доступные в Сети российские детективные сериалы лучше не тратить время, и что посмотреть

Как минчанка Ирина Метлицкая стала известной благодаря киноленте «Палач»

Улетевший с каскадером вертолет и любовный треугольник за кадром. Как снимали «Шла собака по роялю»

Гусева отказалась, а Арбузова пошла по стопам героини. Все, что вы не знали о фильме «Авария — дочь мента»

Прокат продлился недолго: почему запретили фильм «Семья Януш»

На Восточном кладбище открыли мемориал, посвященный памяти композитора Олега Елисеенкова

Памятник заслуженному деятелю искусств Беларуси Олегу Елисеенкову открыли 26 октября на Восточном кладбище в Минске спустя год с момента смерти композитора, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на БЕЛТА.

Мемориал состоит из горизонтальной и вертикальной плит, напоминающих рояль, с бронзовыми клавишами на левой стороне — символом последнего аккорда жизни маэстро. На вертикальную плиту нанесена краткая биографическая надпись о композиторе, а на горизонтальную — всего два слова: «Вспоминайте меня…».

На памятном событии присутствовали близкие и друзья О. Елисеенкова.

Белорусский композитор российского происхождения получил образование в Молодечненском государственном музыкальном училище им. М. К. Огинского, руководил студией «Гран-при» Государственного концертного оркестра, откуда вышли Вера Каретникова, Вячеслав Нагорный и группа «Ванильное небо». О. Елисеенков написал музыку к большинству песен из репертуара Александра Солодухи, композициям в исполнении Алексея Хлестова «Спасибо тебе», «Ты такая», «Невеста», а также песни «Ветразь кахання» в исполнении Ирины Дорофеевой и композиций «Не потеряй», «Птицы», «Усмешка» от эстрадной певицы Алеси.

Справочно

Указом Президента Беларуси в 2009 году композитор был награжден медалью Франциска Скорины.

Фото БЕЛТА

Ученые из Тайваня разработали натуральную сыворотку, стимулирующую рост волос

Исследователи Национального университета Тайваня разработали сыворотку, которая обещает остановить облысение и вернуть утерянные волосы всего за 21 день. Инновационное средство может быть доступно в продаже без рецепта, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на Times of India.

Действие сыворотки основано на одном из видов гипертрихоза, когда на раздраженных или поврежденных участках кожного покрова начинают усиленно расти волосы. Ученые искусственно вызвали экзему у самцов и самок обритых мышей, нанося на их спины раздражитель — додецилсульфат натрия. Примерно через 10–11 дней из фолликул шириной около 1 мм на коже начали прорастать новые волосы. На участках, не подвергавшихся воздействию раздражителя или не страдавших экземой, в течение этого периода возобновления роста волос не наблюдалось.

Чтобы проанализировать воздействие жирных кислот на кожу без использования химических раздражителей, исследователи создали сыворотки, содержащие различные жирные кислоты, растворенные в спирте, такие как олеиновая и пальмитолеиновая. Они также оказались эффективными для стимуляции роста волос. Испытание на человеческих тканях один из авторов исследования проводил на себе. Профессор Сун-Джан Линь наносил сыворотку на бедра и наблюдал за ростом волос. Эффективность средства была доказана.

Команда ученых уже запатентовала сыворотку и в дальнейшем планирует протестировать ее различные дозировки на коже головы людей, прежде чем выпустить на рынок в свободную продажу.

Счастливы вместе. Минчане отметили золотую свадьбу и поделились секретом крепкого союза

Оксана Викторовна и Виктор Владимирович на днях отметили золотую свадьбу — 50-летие совместной жизни. Юбиляров поздравили в отделе ЗАГС Советского района. Корреспондент агентства «Минск-Новости» узнала у героини материала секрет счастливого и долгого брачного союза.

— Как вы познакомились с будущим мужем?

— Впервые мы встретились на танцах в парке Челюскинцев, — рассказала О. Мананкова. — Я жила в Чижовке, а Виктор — на Логойском тракте (тогда ул. Я. Коласа). Любили гулять в парке Янки Купалы. А предложение Виктор сделал неожиданно — в будний день, когда сидели на скамейке. Поинтересовался, если ли при себе паспорт, чтобы подать заявление в ЗАГС. Колец тогда еще не дарили, а вот букет невесты на свадьбе у меня был почти таким, как сейчас, небольшим, из белых роз.

— Чем вам запомнился день свадьбы?

— Мы расписались в отделе ЗАГС Советского района, — поделилась воспоминаниями Оксана Викторовна. — В 1975 году он находился в самом центре города, на Ленинском проспекте (теперь — пр. Независимости). Были еще совсем молодыми — мужу 22, мне 21. За день до свадьбы лил дождь, а в сам день регистрации стояла солнечная и теплая погода. На свадьбе в ресторане «Зубренок» в районе Автозавода гуляли вместе с подругами и друзьями, было 70 человек, праздновали два дня.

Расскажите немного о семье, детях и внуках.

— У нас два сына — у них свои семьи, отношения с невестками хорошие, — подчеркнула О. Мананкова — Есть два внука — старшему уже 28 лет, и две внучки — младшей 16, в этом году она оканчивает школу. Внуки — это моя жизнь. Дай Бог такое счастье каждому.

Детей мы не баловали, всего в жизни они достигали сами. Папа был примером для подражания, сыновья относятся к нему с большим уважением и любовью. Супруг продолжает работать — у него свое дело.

Раньше много путешествовали, сейчас живем за городом. Люблю выращивать розы и гортензии, занимаюсь собакой — той-пуделем.

— Оксана Викторовна, в чем секрет вашего с Виктором Владимировичем счастья? Дайте совет нашим читателям, как сохранить семью и прожить вместе столько лет?

— Как говорят, «жизнь прожить — не поле перейти». Когда в юности слышала эти слова, казалось, все где-то далеко, и только сейчас в полной мере приходит осознание того, что они значат. В каждой семье бывают проблемы, но не стоит при первой же ссоре бежать разводиться: нужно учиться обходить острые углы. Потом понимаешь, что все — мелочи. Этому же я учу и своих внучек, — рассказала собеседница.

Фото Ирины Малиновской

Столичные спортсмены стали лидерами в Республиканском чемпионате по конькобежному спорту

В Минске завершился чемпионат Беларуси по конькобежному спорту. Столичная команда заняла первое место по количеству очков в общекомандном зачете, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на Telegram-канал Министерства спорта и туризма.

Спортсмены из Минска стали лидерами в Республиканском чемпионате по конькобежному спортуСпортсмены из Минска стали лидерами в Республиканском чемпионате по конькобежному спорту

В последний день соревнований состоялись дисциплины по забегу на 5 тыс. м среди женщин и 10 тыс. м среди мужчин. В тройку лидеров в женских гонках вошли минчанки Юлия Малюкевич (8:19,87) и Ксения Вашкевич (8:20,37), а также витебчанка Кристина Скоблова (8:21,93). Призовые места среди мужчин взяли минчанин Альберт Рудевич (14:25,65), витебчанин Глеб Болгов (15:06,12) и могилевчанин Андрей Александрович (15:29,21).

В общем командном зачете по областям и Минску столичная команда завоевала 425 очков. Также высокие результаты показали Могилёвская (208 очков) и Витебская (172 очка) области.

Скончался российский актер Геннадий Назаров

В Москве ушел из жизни актер Геннадий Назаров. Ему было 58 лет. Обстоятельства кончины выясняются, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на Telegram-канал Мастерская Петра Фоменко.

Родился актер и педагог 3 марта 1967 года в Москве. В школьные годы участвовал в самодеятельности, посещал драматический кружок, участвовал в школьных постановках. В 1988 году окончил бутафорский факультет Московского театрального художественно-технического училища и занимался оформлением спектаклей в театре «Современник». В частности, готовил декорации для постановок «Мурлин Мурло» и «Мадам Баттерфляй» в театре Романа Виктюка.

По совету сценариста и режиссера Валентина Донскова Г. Назаров в 1991 году поступил на актерское отделение режиссерского факультета РАТИ (ГИТИС), мастерской Марка Захарова. Принимал участие в спектаклях «Ленкома».

Дебют в кино у актера состоялся в фильме Иржи Менцель «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина», в главной роли — рядового Ивана Чонкина. Также Г. Назаров снялся в картине «Какая чудная игра» Петра Тодоровского, где сыграл одного из основных героев Колю Рыбкина, и у Георгия Данелии в лирической комедии «Орел и решка», где воплотил на экране образ супруга возлюбленной главного героя — того сыграл Кирилл Пирогов. В начале 2000-х Г. Назаров снимался в сериалах «Каменская», «Сыщики», «Дальнобойщики» и «Марш Турецкого».

У актера диагностировали почечную недостаточность в конце 1990-х, из-за чего тот был вынужден три раза в неделю проходить процедуру гемодиализа. Из-за болезни мужчина перестал сниматься в кино и оставил работу в театре на Малой Бронной.

До смерти Г. Назаров преподавал в мастерских Евгения Каменьковича и Дмитрия Крымова, а также являлся худруком курса на актерском факультете в ГИТИС.

Фото из Telegram-канала Мастерская Петра Фоменко.