Сериал «Однажды в Залесье». Стоит ли смотреть мелодраму, приперченную детективом
Как бы ни отпирались некоторые литературоведы, жанр женского детектива существует! В нем своя логика, собственные традиции. Какие-то ловко написаны и сняты. После иных хочется лишь пожать плечами. К какой категории отнести сериал «Однажды в Залесье», решать вам. Корреспондент агентства «Минск-Новости» лишь приоткроет первые странички повествования.
Не гендерный аспект
В феврале 2025 года одна из кинокомпаний по заказу канала «Россия-1» представила зрителям 8-серийную историю о страстях, любви и убийствах в одном из маленьких провинциальных городков. Отзывы зрителей диаметрально противоположные. Те, кому мил детективный жанр, не вынесли длительных лирических отступлений. Любителям мелодрам показалось, что в ленте слишком много убийств и притянутых за уши криминальных схем. Словом, у авторов не вышло пройти по лезвию бритвы и сохранить баланс между жанрами. Усугубляет ситуацию и то, что первым долго не придется разгадывать криминальные ребусы. Хоть интрига и остается на протяжении всех серий, но персонажи постоянно в беседах друг с другом раскрывают давно известные тайны, только с иных ракурсов. Все это, очевидно, для того, чтобы сделать не четыре серии, а восемь.
А у вторых мало будет возможности повздыхать, погрустить, потом улыбнуться сквозь слезы, как бывает при просмотре дамских историй. Тут они двухмерны, не имеют объема. И это странно, так как режиссера Марию Маханько и сценариста Ирену Сеславинскую нельзя назвать мастерами съемок остросюжетного контента, но лирических историй в их фильмографиях пруд пруди. Поэтому неясно, почему романтическая линия иногда вызывает откровенное недоумение.
Сразу хочется отбросить гендерный аспект. Дело вовсе не в том, что создатели ленты — женщины. А в том, что они откровенно перегрузили сюжет лишней информацией, отрицательных персонажей сделали примитивными, а экшен-линию — утрированной. Есть ведь альтернативные примеры. Скажем, среди мужчин и женщин — русских сценаристов последних десятилетий самым сильным автором можно назвать именно женщину — Зою Кудрю («Ликвидация», «Охота на изюбря», «Мосгаз», «Палач» и др.).
Сколько их там?
О чем же все-таки кино? Сходу предупреждение: нижеизложенная информация — не спойлер фильма, а лишь его первые серии, затравка.
Начальник отдела, майор полиции Василиса Журавлёва (Мария Куликова) живет и служит в небольшом городке. Супруг скончался несколько лет назад. А за десятилетие до этого без вести пропала ее младшая родная сестра. Сын Василисы — подросток Илья. Начальник местного управления милиции полковник Сергей (Михаил Пореченков) — давнишний любовник. Забавно, когда люди, которым за 40 лет, с социальным статусом, в меру обеспеченные, из конспиративных соображений отдаются друг другу не в тайном коттедже, а на заднем сиденье машины, выехав в лес. В очередной раз покидая автомобиль после связи, Василиса, поправляя платье, слышит: ее не подвезут, чтоб не отсвечивать вместе в городе. Рядом есть лесопилка, от которой ходит автобус.
Начальником лесопилки оказывается местный бизнесмен Захар (Дмитрий Миллер). Он тоже в прошлом был любовником Василисы. Теперь женат на алчной девице Ольге (Виктория Проценко). Девушка выкачивает из мужа деньги, напоказ страдает от тщетных попыток забеременеть. Сама же тайно принимает противозачаточные таблетки.
Еще становится известна тайна, которую Журавлёва хранит много лет: ее сын Илья был зачат не от покойного супруга, а от Захара! А еще у Василисы есть лучшая подруга Наталья (Мария Маханько, она же режиссер), местный почтальон, которая на велосипеде развозит почту. Муж-алкоголик ее избивает. Вот такой клубок хитросплетений.
Детективная линия начинается так: в окрестностях находят трупы девушек. Покойных объединяет одно: все они — дамы легкого поведения, работавшие на близлежащей трассе. Мысленно Журавлёва связывает эти события с пропажей своей сестры и хочет объединить дела в серию. Герой Пореченкова, как руководитель, отметает затею — мол, подчиненная горячится.
Наконец, убитой в собственном доме находят почтальона Наталью. Подозреваемого в преступлении пьющего супруга берут под арест. За решеткой он сразу погибает при невыясненных обстоятельствах.
Журавлёва начинает следствие. Неожиданно выясняется: несчастная убиенная почтальон Наталья была предводительницей и «мамкой» тех самых девушек с пониженной социальной ответственностью. А еще задолго до гибели она создала из школьников сеть по распространению запрещенных веществ среди подростков. Словом, все одновременно мило, приторно, особенно учитывая, что речь о малюсеньком городке. Василиса, естественно, страдает, узнавая страшную правду о покойной подруге.
Казалось бы, сюжет и без того завален персонажами и их отношениями под завязку. Но создатели подбрасывают еще одного деятеля. Из Москвы приезжает следователь Рыков, в помощь расследованию. И тоже влюбляется в персонаж Куликовой. И у него имеется скелет в шкафу. Рядом с городком находиться дача, на которой проживает его мама, страдающая деменцией. Зачем она авторам? Пока сложно предположить.
Даже любопытно, как герои будут распутывать завязанные узлы. До каких добредут, а о каких позабудут. Если заинтригованы (уверен, такие найдутся), отыщите сериал, он в свободном доступе.
Еще материалы рубрики:
Сериал «Челюскин. Первые». Что не так с новым фильмом-катастрофой
Сериал «Ронин»: театр абсурда или фильм про участкового Анискина в новом формате
«Легенда о Тиле». Почему съемки в этой картине стали для Евгения Леонова настоящим испытанием