Школьная ферма бабочек и защита лесопарка. Дети представили экологические проекты для Минска
Столичные учащиеся представили экологические проекты на фестивале «Эко-Да!», который проходил в Минске с 30 октября по 1 ноября, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».
Фестиваль объединил юных участников пилотного образовательного проекта «ЭКОДАР». В течение года дети изучали природу, проводили трудовые и экологические акции, а также делали первые шаги в науку. Всего к защите было представлено 18 исследований. Научные труды юных экологов оказались оригинальными и полезными. Познакомим с некоторыми из них.
Ученик 7-го класса СШ № 108 Алексей Просветов исследовал экологическое состояние растительного сообщества лесопарка «Степянка». По мнению школьника, это уникальный зеленый уголок, где произрастают великовозрастные — от 100 до 130 лет — сосны, можно встретить краснокнижные растения. Например, лилию кудреватую.
— Но активный отдых людей, к сожалению, наносит ущерб этому уголку природы. Я заметил следующие потенциально опасные действия человека: неграмотное разведение костров, вытаптывание почвы, сбор растений, захламление мусором. По специальной методике определил, что эта территория имеет среднюю степень загрязненности. Считаю, чтобы уменьшить воздействие человека на этот природный объект, необходимо проводить образовательные мероприятия, внедрять системы утилизации отходов и прочее. Мы составили целую программу в защиту лесопарка, — рассказал А. Просветов.
Доминик Городецкий, ученик 6-го класса гимназии № 7, изучил потребление сахаросодержащих напитков среди сверстников.
— Я посвятил свой проект исследованию вреда газировок и соков из пакетов на организм ребенка. В них есть сахар, сахарозаменители и подсластители. Они разрушают зубную эмаль. Некоторые содержат кислоты, кофеин, красители. И если употреблять такие напитки в чрезмерных дозах, можно навредить всему организму, — заметил школьник.
Юный исследователь провел опрос среди учеников школы. Оказалось, многие ребята даже не знают, какую опасность таит в себе любимая газировка.
— После своего исследования теперь и сам стараюсь выбирать для утоления жажды простую воду, — улыбается Д. Городецкий. — Изучая этикетку одного очень популярного напитка, заметил, что мелким шрифтом на ней указано: в составе есть краситель, влияющий на внимание и активность детей. То есть ребята могут почувствовать себя нехорошо или стать гиперактивными.
Чтобы школьники были лучше осведомлены о вреде сахаросодержащих напитков, шестиклассник составил рекомендации по их употреблению.
В 100 мл такого напитка обычно содержится столько сахара, сколько и в стакане чая с пятью ложками этого сладкого ингредиента. Сахара провоцируют развитие кариеса, ожирения, болезней сердечно-сосудистой системы и даже диабета. Не можете отказаться совсем от газировки или сокосодержащих напитков — минимизируйте их количество.
— И лучше выбирайте бесцветные. Изучайте этикетку, пейте через трубочку (сбережете зубы). Имейте при себе бутылочку с водой, она является оптимальной для утоления жажды, — сказал Д. Городецкий.
Анастасия Юстимчук и Вера Листопад учатся в СШ № 24. Девочки презентовали оригинальный проект — ферму для бабочек, созданную прямо в школе.
— Мы изучили много информации о том, как размножаются, какое строение имеют тропические бабочки. И стали заниматься их разведением, — рассказала А. Юстимчук. — Для чего? Во-первых, для научных целей. Наблюдение за ними помогает лучше усвоить материал по биологии в 8–10-х классах. Во-вторых, это терапия! Есть ребята, которые трудно социализируются, испытывают стресс… А наши порхающие красотки поселились в комнате отдыха. Прийти, расслабиться, понаблюдать за ними может любой ученик. Когда такой яркий хрупкий цветочек садится к тебе на ладонь — это невероятно!
— Дети, которые за бабочками ухаживают, выращивают их, получают опыт взаимодействия с живым миром природы. У них формируется ответственность, — добавила В. Листопад.
К сожалению, век бабочек недолгий — всего 2-3 недели. Но и после школьники с ними не расстаются: формируют энтомологические коллекции.
— Мы выращиваем чешуекрылых каждый год. Это были такие виды, как золотая птицекрылка, златоглазка Библис, парусник Полит. Мастерили самодельный бабочкарий, он заполняется гидрогелем. Еще нужны термометр, влагомер. Внутрь такой фермы помещается куколка, выжидается определенный период, — рассказывает В. Листопад.
— Когда бабочка появляется на свет, ухаживать за ней нужно как за маленьким ребеночком. Спустя сутки после рождения у нее появляется чувство голода. Мы делаем сахарный сироп, помогаем зубочисткой аккуратно расправить ей хоботок, подносим к тарелочке с едой, — добавляет А. Юстимчук. — Видеть, как она расправляет крылья, а потом порхает в свободном полете по комнате, — восторг!
Фото автора