Шпротница, масленка-спаржа и сахарница под ключ: дворянскую посуду показывают в галерее Савицкого
Изящные чашки из муранского стекла и суровый дорожный самовар, пушка для мини-салютов и рожок для кормления ребенка, золоченые щипцы для колки сахара и тарелка из свадебного сервиза немецкого императора Фридриха III — редкие столовые приборы, посуда и предметы сервировки дворянского стола показывают в галерее Михаила Савицкого, передает корреспондент агентства «Минск-Новости».

Выставка «Вкус и стиль: за столом в дворянской усадьбе» скромна по количеству — чуть более 180 экспонатов. И при этом впечатляюще широка по качеству и охватывает внушительный временной промежуток конца ⅩⅧ — начала ⅩⅩ века.
От Мурано до Кёнигсберга
Муранское стекло и золотая пыль, хрусталь и фарфор, серебро и кость — аристократия трапезничала изысканно и со вкусом. Предметы гастрономического быта, которые могут лицезреть минчане и гости, века назад были созданы на королевских мануфактурах Германии, Дании и Великобритании, выдувались на легендарном Дятловском заводе и ковались в Нюрнберге. Как раз из баварских земель и прибыл редкий (а на сегодня и забытый) гость обеденного процесса — акваманил, которому больше двух сотен лет.
— Это прибор для омовения рук, — уточнила куратор коллекции, заведующая отделом экспозиционно-выставочной работы музея истории Минска Юлия Ковалева. — Будем откровенны, он скорее про ритуал, нежели про гигиену в общепринятом смысле. Внутрь заливалась вода, которая тонкой струйкой вытекала из стилизованной пасти: чаще всего акваманилы создавали в виде животных либо мифологических существ. Наибольшее распространение получили в ⅩⅡ–ⅩⅤⅠ веках, но этот экземпляр «совсем молодой» и создан в ⅩⅨ веке.

Непредусмотренную мастером «дырочку в правом боку» прикрывает куртуазно-бравурная легенда, согласно которой владелец вез утварь из Кёнигсберга (современный Калининград) и она приняла на себя шальную пулю, предназначавшуюся путешественнику. Технически кованый лев спас хозяину жизнь.
Чайники, кофейники и… шоколадники
Еще один экспонат, широкое применение которого кануло в Лету, — шоколадник. Формами напоминает классический кофейник, но снабжен деревянной ручкой, как у современной турки, а также пестиком для помешивания горячего напитка. Рядом в витрине застыли изящные чашки-блюдца, расписные емкости для хранения заварки, золоченые щипцы для колки сахара. Неподалеку набор «тет-а-тет», состоящий из кофейника, пары канделябров и, собственно, чашек-блюдец на двоих. Хотя объем тары для напитка вызывает сомнения: реально ли осилить такое количество бодрящего напитка вдвоем?




Отдельного внимания заслуживает заварник с подогревом: в нижнем отделении выемка, куда закладывались горящие угли, дабы напиток сохранил нужную температуру.
Керамику всех сортов «разбавляет» прозрачный хрусталь: разнообразные графины, бокалы для густого ликера и наливки, совершенно дивные — в форме ракушки с морского дна — для игристого. Интересно, что в этой витрине представлены два предмета знаменитой Налибокской мануфактуры Радзивиллов.
Масло в «грушу», а сахар — под замок
На противоположной стороне зала застыли более основательные и увесистые предметы. Например, походный самовар. Или фарфоровый холодильник для шампанского! Фантазийные масленки — в форме фруктов, овощей, пучка спаржи, артишока. Рядом — посуда для подачи рыбных блюд, причем каждая маркирована своими тематическими фигурками: шпротница, сардинница, селедочница — захочешь не перепутаешь.
— Именно оригинальность исполнения была немаловажным фактором отбора экспонатов для выставки, — уточнила куратор. — Наиболее изящные, удивительных форм, украшенные геральдическими знаками — как непреложное свидетельство принадлежности тому или иному шляхетском роду. Такая посуда создавалась на заказ.
Одно из блюд в витрине щеголяет, ни много ни мало, гербами императора Германии Фридриха III и английской принцессы Виктории Аделаиды Марии Луизы. Эта тарелка из свадебного сервиза венценосной пары, была создана на Берлинской королевской мануфактуре.
Приковывает внимание посеребренная сахарница с характерным отверстием под ключ. Чтобы сладкоежки не воровали?
— Вполне возможно, из-за того, что в те времена сахарок был недешевым удовольствием, хранился, вероятно, под ключом, — с улыбкой отмечает Ю. Ковалева. — В этой же витрине собраны корзинки для конфет и печенья, есть даже коробка из-под сластей времен Первой мировой войны — обертка выполнена из ткани цвета хаки.


Столовая пушка и рожок для младенца
Справа по курсу витрина со столовыми приборами: блестят латунными и серебряными боками вилки и ложки, привычные и необычные одновременно ножи с дополнительными зубчиками — для сыра и сардин. Непроизвольно думается: куда ж так много? Но если вспомнить, какие заковыристые яства вкушала аристократии, все становится на свои места. Возможно, такого количества столовых приборов и мало будет. Тут же расположилась мини-пушка для салютов за столом и рожок из серебра для кормления ребенка с гравировкой и позолотой.


Меню 1913-го и энциклопедия для благородных девиц
Во всю стену развернулся плакат с пожелтевшей от времени фотографией. На ней меню ресторана «Гранд Кафе Селект» 1913-го, что располагался в Минске на углу ул. Захарьевской (ныне пр. Независимости) и Богадельной (сейчас ул. Комсомольская).
Весомый во всех смыслах экспонат — книга «Подарок молодым хозяйкам» авторства Елены Молоховец. Этот экземпляр датируется 1903 годом. Но впервые талмуд увидел свет в середине ⅩⅨ века и стал бестселлером.
— Вероятно потому, что Молоховец впервые предложила читателям рецепт не «на глаз», а с точно расписанными ингредиентами и граммовками, — рассудила куратор коллекции. — Книга не только сборник рецептов: содержит и варианты сервировки, и советы по хозяйству. Скажем так, это прабабушка «Энциклопедии для девочек».
Интересный момент: выставка «Вкус и стиль: за столом в дворянской усадьбе» — не сама по себе, но «горячее блюдо» гастрономического званого обеда. Аперитив — экспозиция в археологическом музее «Верхний город». А десерт — в музее истории города Минск (на ул. Раковской, 17). Собеседница подчеркивает: в планах запустить так называемый кулинарный квест.
Фото Ирины Малиновской
Читайте также:
- Холодильник на замке и пломбир с пингвином: какой была гастрономическая культура Минска ХХ века
- Мебель из Европы, украшения ручной работы и посуда с историей. Чем еще удивляет винтажный маркет
Смотрите также:
































