1200 90

Симпатичная негритянка и хор узников капитала: что писали про Новый год в довоенных газетах

Историки — зануды. Если спросите, как отмечали Новый год до революции, они ехидно ответят, что отмечали тогда, вообще-то, Рождество. А Новый год — постольку-поскольку. Нет, еще Петр I этот праздник официально ввел. И его не забывали, просто особого ажиотажа не было. В историю углубился корреспондент агентства «Минск-Новости».

foto 4Лишь на рубеже XIX и XX веков Рождество и Новый год в общественном сознании более-менее сравнялись. Тут еще что важно: Российская империя жила тогда по юлианскому календарю (старому стилю). И выходило, что празднование религиозного Рождества быстро сменялось отмечанием светского Нового года.

«Самурай» и «негритянка»

А раз светского, значит, более живого, веселого, бесшабашного. По крайней мере, такое ощущение возникает, когда листаешь газетные подшивки начала ХХ века. Про Минск пока промолчим — у нас, похоже, обходилось без особых эксцессов. А вот обе столицы гудели вовсю. «Придерживаясь старого обычая, большая часть населения Москвы встречала Новый год с бокалами вина в клубах и ресторанах. Начиная от «Эрмитажа» и «Тестова» и кончая «Стрельной» и «Яром», везде царило оживление и веселье», — это из газеты 1904 года.

Самые колоритные новогодние происшествия, зафиксированные в уголовных хрониках того периода, связаны с одной из главных тогдашних традиций — устраивать по случаю праздника маскарады или просто домашние костюмированные вечера.

Именно на такой маскарад в некоем московском клубе в 1904-м явился самурай. Почти настоящий — раскосый, в кимоно. Им оделся один из гостей, банковский служащий. И все шло замечательно, пока самурай не отправился освежиться в буфет. Где тут же получил в ухо. Ведь шла русско-японская война… И пьяного купца С. при виде вдруг возникшего на пороге врага обуял приступ патриотизма. Началась драка, обоих участников забрали в полицейский участок.

Возможно, там они встретились еще с одним иностранцем. Или иностранкой?

Молодой чиновник Куроев на костюмированный вечер к друзьям решил одеться негритянкой. Чтобы в гостях не тратить время на переодевание, еще дома натянул женское платье, вымазал лицо сажей и в дамских ботиках, пальто и шляпке пошел по городу. Появление на московской улице симпатичной негритянки вызвало ажиотаж. За ней устремилась одна подвыпившая компания, другая… Чернокожая кокетка на тарабарском языке весело отвечала на комплименты, стреляла глазками. Собралась толпа. От греха подальше городовой задержал виновницу (виновника?) столпотворения.

А в 1909-м в Питере молодой сапожник Сафонов на Новый год превратился… в «Новый год». Взял картонный ящик, на нем нарисовал циферблат, прикрутил стрелки, написал цифры «1909», надел на себя и так с друзьями пошел по трактирам. Их встречали с восторгом, угощали. В итоге Сафонов был найден спящим на улице. Репортеры хихикали, что его теперь ждет новый костюм — арестантский халат. В общем, оттягивался народ.

Foto 1 1

Восточного календаря до революции не знали, год Свиньи не отмечали. Хотя…

Вопиющий факт

Но вот грянула Первая мировая, и веселуха закончилась. К тому же сухой закон ввели.

В конце 1914-го и сам Новый год попал под раздачу. Случился, как выражалась тогдашняя пресса, «вопиющий факт»: в Саратове военнопленные немцы устроили себе вечер с елкой. Возмущение было всеобщим, и Николай II заявил, что Новый год — праздник вообще нам чужой, зря Петр I его из Германии перенял. А раз так, можно обойтись, особенно в трудную годину. Есть родное православное Рождество, и достаточно. Впрочем, сохранились новогодние открытки времен Первой мировой, так что, надо полагать, совсем уж не упразднили. Или веление государя втихую саботировалось. Что вы хотите — революция надвигалась!

Дед Мороз не пройдет!

foto 2

В молодом государстве СССР к «чуждому» Новому году относились неодобрительно

Революция в 1917-м и случилась. Дальше — Гражданская война. Не до праздников… Хотя детские рассказы о том, как Ленин приехал на елку к детдомовцам, — отражение реального факта.

Суровые времена для Нового года начались позже, в 1920-е. Иногда говорят, что советская власть его тогда запретила. Нет, прямого запрета не было. Более того, до 1930 года 1 января оставалось нерабочим днем. Просто сам по себе этот праздник, с одной стороны, напоминал о религиозном Рождестве, с другой — не вписывался в разряд революционных. Поэтому его или не замечали, или критиковали как старорежимный, или старались переформатировать на новый лад.

Вот номер белорусской «Звезды» (еще на русском) от 31 декабря 1922 года. В Минске торжественно отмечаются следующие события: четырехлетие Конституции ССРБ (тогдашнее наименование БССР); двухлетие Александровского райкома партии (ныне район улицы Октябрьской), годовщина городского рабфака. Про Новый год — ни слова. Лишь в конце номера — рекламное сообщение о новогоднем базаре в коммерческом отделе минского универсального магазина («угол Советской и Комсомольской, быв. Захарьевской и Богадельной»). Длинный перечень продаваемых со скидкой товаров, таких как «мыло стирочное «Револьвер». Но не более.

Чуть позже стала появляться однотипная хроника: там-то состоялось собрание в честь предстоящего Нового года… с докладом выступил товарищ такой-то… Иногда собрания совмещались с другими мероприятиями. Например, в 1923-м в клубе Профинтерна прошли еще и «октябрины» (новый обряд вместо прежних крестин) новорожденной минчанки Люции Грачевой. Люция — это по-домашнему, полное имя — Революция.

С «переформатированием» выходило забавнее. В наших подшивках мне особых приколов не встретилось, а вот, скажем, в Вятке в 1924-м поставили новогоднюю детскую оперу «Сон Старого года». Начиналась она жизнеутверждающе: на сцену выходил Старый год — «согбенный старик с большим багажом». Он пел: «Пришел конец, и смерть за мною / Давно, давно стоит с косою, / Но за короткий промежуток мой / Я много пережил…» Тут вступал хор рабочих: «Да, пережили мы седьмую годовщину великой революции народной!» Хору рабочих вторили хор красноармейцев и хор комсомольцев, после них запевал хор узников капитала: «Товарищи, зачем про нас забыли?..»

Кстати, узников капитала под Новый год и в Беларуси не забывали — благо те страдали рядом, ведь граница с Польшей проходила недалеко от Минска. В том же 1924-м Минское отделение МОПР (Международная организация помощи борцам революции) собрало 300 рублей на новогодние подарки заключенным белостокской тюрьмы.

Юмористические журналы под Новый год несмешно шутили о вреде религиозных предрассудков и елочных порубок.

Костюм «Рост завода»

foto 5Пропустим еще ряд заунывных (с новогодней точки зрения) лет и перейдем к важнейшей для истории праздника дате — 28 декабря 1935 года. В этот день в «Правде» появилось письмо крупного тогдашнего партдеятеля Павла Постышева о том, что неплохо бы нам вернуть детям новогодние елки. Постышев не просто так выступил, а с одобрения Сталина. Фактически это означало высочайшую реабилитацию Нового года.

И все. Словно переключатель перещелкнули. Тон новогодних номеров советских газет резко меняется. Белорусских, само собой, тоже. Это уже праздник наш, советский! На пожелтевших страницах — фото елочных базаров на минских улицах, стихи, поздравления. И, конечно, отчеты о праздничных мероприятиях. Таких как конкурс маскарадных костюмов в Минском клубе имени Сталина (сейчас на месте этого клуба — кинотеатр «Победа», конкурс проходил в конце декабря 1936-го).

Правда, никаких самураев и негритянок там не было. Зато одна работница пришла в платье, оклеенном этикетками образцов продукции своего предприятия. Кто-то оделся шахтером, кто-то — колхозником. А первое место занял инженер завода имени Кирова товарищ Лапидус, явившийся в костюме «Рост завода».

…Только не спрашивайте меня, как выглядел праздничный маскарадный костюм «Рост завода». Сам все пытаюсь представить, да фантазии не хватает.

foto 6Справочно

Песенку «В лесу родилась елочка» знают все. Некоторые вспомнят, что ее слова написала поэтесса Раиса Кудашева (1878–1964). Но Кудашева она по мужу. Ее девичья фамилия — Гедройц. Раиса Адамовна происходила из старого белорусского шляхетского рода.

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Мороз ночью и до +3 °С днем ожидаются в Беларуси 24 ноября

Облачно с прояснениями будет в республике 24 ноября, температура воздуха ночью составит -1…-7 °С, днем – -2…+3 °С, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на «Белгидромет».

22 10 2024 priroda osennie parki foto terehina 26 kopiya

Фото носит иллюстративный характер

В воскресенье местами по стране прогнозируются небольшой снег, не исключая мокрого, и слабый гололед, а ночью и утром – слабый туман. На отдельных участках дорог гололедица. Ветер будет умеренным, его порывов не предвидится.

В Бресте и Гродно в дневные часы ожидается +1…+3 °С, Минске, Витебске и Могилёве – -1…+1 °С, в Гомеле – 0…+2 °С.

В. Полякова-Макей о сотрудничестве с Мурманском: можем обменяться интересным опытом в сфере культуры

Вопросы сотрудничества в области культуры обсудили в Минске директор Белорусского государственного академического театра юного зрителя Вера Полякова-Макей и председатель комитета по культуре администрации города Мурманска Елена Крынжина, передает корреспондент агентства «Минск-Новости».

img 6102 kopiya

Культурная дружба между городами-героями началась 19 ноября, когда Белорусский государственный академический театр юного зрителя представил спектакль «Мастер и Маргарита» на II Международном театральном фестивале «Арктическая сцена» в Мурманске.

— Два года назад я приезжала на фестиваль «Арктическая сцена» со спектаклем «Каренина». Мы подружились с председателем комитета по культуре Еленой Крынжиной и другими известными деятелями культуры Мурманской области и договорились о встрече в Минске, — рассказала В. Полякова-Макей.

В фестивале поучаствовали 14 театров из России, Беларуси, Армении, Казахстана и Сербии. Коллективы привезли спектакли, основанные на всемирной классике и шедеврах русской литературы.

— На фестиваль мы не смогли привезти свои декорации: играли на белых простынях, тканях и стульях из подбора — только голый талант. Нас высоко оценили зрительское и профессиональное жюри. Дмитрий Климович получил награду за лучшую роль второго плана, а я — за лучшую женскую роль. Мы несказанно этому рады, — поделилась директор.

img 6092 kopiya

Международный театральный фестиваль «Арктическая сцена» организован Мурманским областным драматическим театром и региональным отделением Союза театральных деятелей России при поддержке правительства Мурманской области.

— Сегодня к нам приехала известный театральный деятель Елена Крынжина, и в нашем театре проходят переговоры по вопросам перспектив развития взаимодействия между театрально-зрелищными организациями Минска и Мурманска. Мы очень хотим организовать масштабные гастроли с Мурманском, так как уверены, что можем обменяться интересным опытом друг с другом в сфере культуры, —сообщила В. Полякова-Макей.

В Минске коллеги из Мурманска презентовали спектакль детской театральной школы «Дети военного Мурмана».

img 6113 kopiya

— Это не просто общение, а развитие связей между культурно-досуговыми учреждениями. Мы обсуждаем вопросы библиотечных систем, домов и дворцов культуры, взаимодействие музыкальных и театральных школ. И, конечно, речь идет о дополнительном образовании в сфере культуры. Я считаю, что это крайне важно, поскольку у нас общее культурное пространство, и в условиях Союзного государства открываются большие перспективы для взаимного культурного сотрудничества, — отметила Е. Крынжина.

После переговоров состоялся показ спектакля по пьесе Николая Гоголя «Женитьба».

— Это одна из наших последних премьер. Легкий, свежий и необычный спектакль, созданный молодым режиссером. Мы считаем, что молодые должны ставить спектакли для молодежи. Энергия такой режиссуры находит отклик как у юного зрителя, так и у старшего поколения. Наш слоган — «от 0 до 99 лет», и мы с радостью приглашаем зрителей всех возрастов на постановки, — подытожила директор В. Полякова-Макей.

Фото автора