Синяя Борода — преступник или жертва, первый эфир игры «Поле чудес». Этот день в истории: 26 октября
Хроника важных и интересных событий, произошедших в городе, стране и мире 26 октября в разные годы, — в подборке корреспондента агентства «Минск-Новости».
1440 год. Казнен Жиль де Ре, французский маршал, обвиненный в массовых детоубийствах и колдовстве

Именно барон Жиль де Ре стал прототипом злодея из популярной сказки о Синей Бороде. Но был ли приговор епископского трибунала Бретани справедлив и являлся ли на самом деле злодеем этот боевой офицер?
Сражавшийся рядом с Жанной д’Арк во время Столетней войны, Ж. де Ре проявил себя как отважный человек и выдающийся командир. Вернувшись домой, он оказался баснословно богат, унаследовав обширные владенья своего отца и деда по материнской линии. Помимо военного дела, Жиль неплохо разбирался в искусстве и охотно покровительствовал его представителям. Но это его меценатство, как и героические подвиги во благо Отечества, со временем забылись. А в историю барон, увлекавшийся также алхимией и оккультизмом, вошел как знаменитый преступник.
В сентябре 1440 г. он предстал сначала перед церковным, а затем и гражданским судом. Барона обвиняли в похищении, пытках и убийстве свыше 140 детей. Гордый вельможа поначалу отказывался отвечать на вопросы обвинения, но под угрозой отлучения от церкви вынужден был все же признать полномочия суда, хотя вину свою категорически отрицал.
Во время процесса ходили слухи, что количество его жертв переваливает за тысячу. Поговаривали, что в замке Тиффож, где размещалась лаборатория барона, есть ужасный подвал, заполненный трупами. В течение нескольких дней под окнами резиденции нантского епископа собирались родители всех когда-либо пропавших без вести, а также огромная толпа сочувствующих их горю. Они выкрикивали проклятия судье, которому никак не удавалось доказать вину барона. Следствие «поднажало», и маршал под угрозами пыток все признал. Ж. де Ре был приговорен к сожжению на костре, но за то, что сознался, как было записано в судебных отчетах, «добровольно и свободно», ему была обещана милость — удушение перед сожжением.
26 октября 1440 г. 36-летнего Ж. де Ре казнили. Несколько поколений бретонцев пугали именем барона маленьких детей. Постепенно мрачная история превратилась в легенду и, когда писатель Шарль Перро в начале XVIII в. путешествовал в поисках фольклора по западным провинциям Франции, вместо детей в рассказах уже фигурировали убитые жены, а сам барон обзавелся романтической синей бородой.
Доброе имя славного героя Франции было реабилитировано лишь спустя 552 года после его гибели. В 1992 г. по инициативе писателя-историка Жильбера Пруто был организован новый судебный процесс по этому делу. Когда подняли архивные документы инквизиции, обнаружилось, что на самом деле не было ни замученных детей, ни кровавых опытов, ни задушевных бесед с сатаной. Все оказалось значительно прозаичнее: герцог Бретани Иоанн V задумал присвоить земли барона и, заручившись поддержкой короля, устроил весь этот кровавый цирк с привлечением средств инквизиции.
Кстати, и легенда о Синей Бороде, убивавшим надоевших жен, наверняка оскорбляет прах покойного, у которого была одна-единственная, причем горячо любимая им спутница жизни.
1880 год. Родился русский поэт, писатель и теоретик символизма Андрей Белый (настоящее имя Борис Бугаев)

Для его творчества характерны мистические мотивы, гротескное восприятие действительности, порой формальное экспериментаторство. Будучи символистом, он с особым вниманием относился к ритму, звуковому смыслу фразы.
Вершина поэтического творчества Андрея Белого — книга «Пепел» (1909), в которой ощутимо некрасовское влияние. Основные мотивы «Пепла» — сознание бессилия, отчаянье, безнадежность:
«Те же росы, откосы, туманы,
Над бурьянами рдяный восход,
Холодеющий шелест поляны,
Голодающий, бедный народ…
Те же возгласы ветер доносит;
Те же стаи несытых смертей
Над откосами косами косят,
Над откосами косят людей.
Роковая страна, ледяная,
Проклятая железной судьбой —
Мать-Россия, о родина злая,
Кто же так подшутил над тобой?
(«Родина», 1908)
Подобно Блоку, Белый пришел к революции полный веры в ее очищающую силу. Все его предреволюционное творчество охвачено мыслью о трагическом тупике и неизбежности крушения старого мира. Не щадя здоровья и сил, в голодные годы после Октября поэт жил активной, фантастически напряженной творческой жизнью. Статьей «Революция и культура» и поэмой «Христос воскрес» он непосредственно и сочувственно откликнулся на революцию 1917 г.
По количеству созданных произведений период с 1917 по 1934 гг. — едва ли не самый продуктивный в жизни А. Белого: несколько крупных автобиографических романов, повестей, рассказов; путевые заметки и дневники. В периодику, а затем отдельными изданиями буквально хлынул поток его удивительной мемуаристики: тома «На рубеже двух столетий», «Начало века», «Между двух революций». В эти годы он написал интереснейшие работы по языку, ритму, труды по стиховедению…
Начиная с 1933 г. А. Белого начали мучить сильные головные боли. Диагноз врачей был беспощаден и безнадежен — рассеянный склероз. 8 января следующего года он ушел из жизни.
1890 год. Скончался итальянский журналист и писатель Карло Коллоди

Его настоящая фамилия Лоренцини, а псевдоним «Коллоди» он взял в честь маленького городка, откуда была родом его мать.
Написав множество повестей и серьезных романов, Коллоди вошел в историю как автор одной-единственной детской книжки «Приключения Пиноккио» — истории озорного и непослушного деревянного человечка с длинным носом, вырастающим, если его хозяин говорил неправду. То, что образ Пиноккио возник именно в Италии, вполне естественно. Это родина кукольного и театра масок, отчизна Арлекина и Коломбины.
В изложении Алексея Толстого Пиноккио превратился в Буратино, который после путешествия по Стране Дураков сумел отомстить злому Карабасу Барабасу и вырваться на волю, то есть попасть в другой театр, где играла веселая музыка и для голодных актеров всегда была готова горячая баранья похлебка с чесноком. Герой же Коллоди поступил более мудро: он пошел учиться в школу, чтобы больше никто и никогда не мог обвести его вокруг носа.
Недалеко от города Пистойи, в маленьком городке Коллоди, стоит изваяние — памятник литературному герою, деревянному мальчику по имени Пиноккио. На памятнике высечена надпись: «Бессмертному Пиноккио — благодарные читатели в возрасте от четырех до семидесяти лет».
1920 год. Совет народных комиссаров издал постановление о продаже за границу русских художественных ценностей

В постановлении говорилось: «Предложить Наркомвнешторгу организовать сбор антикварных вещей, отобранных Петроградской экспертной комиссией, и установить премию за быстрейшую и выгоднейшую продажу их за границей… Поручить Наркомвнешторгу спешно рассмотреть вопрос о создании аналогичной комиссии в Москве и в случае целесообразности организовать ее».
Советская власть остро нуждалась в валюте, а предложить на продажу ей было нечего. Предоставлять кредиты красным капиталисты не хотели. И тогда в ход пошло то, что осталось от старого мира — ценные живописные полотна, антиквариат и ювелирные изделия. Надо сказать, что усилиями русских царей и многих поколений купцов и предпринимателей на протяжении веков была собрана уникальная и бесценная коллекция произведений искусства, а ювелирный фонд дореволюционной России славился на весь мир. На блеск русских сокровищ тут же примчался из Америки молодой бизнесмен Арманд Хаммер. Вскоре его компания подписала с советским Наркомвнешторгом договор о поставке в Россию американской пшеницы в обмен на экспроприированные большевиками драгоценности. В качестве довеска к шедеврам полагались еще и черная икра с пушниной.
Только из залов и запасников «Эрмитажа» было отобрано на продажу около 3 тыс. картин, несколько десятков из которых являлись шедеврами мирового значения. Около 50 знаменитых работ, включая полотна Рембрандта, Рафаэля Санти, Ван Эйка, были навсегда потеряны для России.
Ювелирные изделия большевики продавали буквально на вес, объясняя свою уступчивость весьма просто: совсем скоро восторжествует мировая революция, и проданные за границу сокровища снова станут народным достоянием.
Распродав драгоценности, власти планировали получить сотни миллионов рублей, но в итоге доход составил всего 4,65 млн, из которых лишь один миллион ушел на покупку хлеба, а остальные средства были потрачены на проведение самой кампании по реализации антиквариата.
1990 год. На первой программе центрального телевидения вышел в эфир первый выпуск телеигры «Поле чудес»

На многих сайтах, в том числе серьезных изданий, таких как «Парламентская газета», «Аргументы и Факты», «РИА-Новости», датой первого эфира называется 25 октября. Но достаточно заглянуть в программу телевидения, чтобы убедиться, что это ошибка. Телеигра с самого начала выходила по пятницам в вечернее время (первый выпуск — перед программой «Время»). В четверг же, 25 октября, по телевизору в это время показывали заключительную часть мини-сериала «Американская трагедия».
Идея создать программу возникала у журналиста, продюсера и режиссера Анатолия Лысенко, когда он отдыхал в гостинице в Париже. Он увидел по телевизору американскую передачу Wheel of Fortune и решил запустить что-то подобное на советском ТВ. Он назначил руководителем нового проекта своего коллегу по молодежной редакции Владислава Листьева. Первоначально телекомпания «ВИD» пыталась приобрести лицензию на формат у американского правообладателя шоу, но после неудачных переговоров было принято решение создать свою телеигру. Название для передачи Листьев взял из сказки Алексея Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино».
Место ведущего новой программы предложили Игорю Угольникову, но он отказался в пользу программы «Оба-на!». В итоге вести «Поле чудес» стал сам Листьев. Позже ее ведущим стал Леонид Якубович. Свой первый эфир Якубович провел 22 ноября 1991 года. Тогда же он произнес свою знаменитую фразу «Рекламная пауза».








































