Сколько колыбелей у Минска, что скрывается под пр. Победителей и другие факты из прошлого столицы
Впервые увидела Минск много лет назад, когда поступила в БГУ. Сразу же отправилась гулять по городу. Все вроде незнакомое, а ощущение такое, будто вернулась домой. И вот уже более полувека я минчанка. Но кое-что не дает покоя. Почему мы, горожане, так мало знаем и можем рассказать своим детям, внукам и гостям о столице? Корреспондент агентства «Минск-Новости» решила хоть немного устранить эти пробелы.
А зуб — с булыжник!
Перенесись бы мы на сотни тысяч лет назад, увидели бы здесь совсем другую картину. Например, стада гигантских животных. На их кости время от времени натыкаются строители.
— При прокладке метро в Уручье обнаружили останки лесного слона, — напомнил ученый-биолог Александр Писаненко, много лет руководивший зоомузеем БГУ. — Эти особи жили 100 тыс. лет назад. Высота животного достигала 4 м, вес — 6 т, а каждый зуб напоминал огромный булыжник.
В 2006 году на ул. Руссиянова откопали кости бизона длиннорогого, обитавшего около 90 тыс. лет назад. Целое кладбище — 18 мамонтов (взрослых и малышей) — в 2007-м обнаружили при закладке здания на ул. Машиностроителей. Такой масштабной находки не было еще ни в одной стране Европы!
— Нынешняя территория Минска когда-то представляла собой лесистую зону с многочисленными реками и болотами, где в трясине часто тонули животные, — пояснил А. Писаненко. — Видно, так случилось и с этими гигантами.
Городище на Менке
Первое упоминание о нашем городе можно найти в «Повести временных лет» в связи с битвой на реке Немиге в 1067 году между полоцким князем Всеславом и сыновьями киевского князя Ярослава Мудрого. Но не все так однозначно.
— Ученые считали, что в это время в районе слияния Свислочи и Немиги Минск уже существовал. Но, тщательно изучив летопись, выявили нестыковку, — рассказала гид в археологическом музее. — Там говорится, что братья Ярославичи пошли сначала на Менск и взяли его, а потом двинулись к Немиге. Но ведь эта небольшая речка текла рядом со Свислочью и впадала в нее — куда там идти?
Убедительнее выглядит иная версия. Скорее всего, Менском, впервые упомянутым в «Повести временных лет», было другое поселение, возникшее еще раньше на реке Менке (территория нынешнего Городища) в 17 км от столицы. Археологи провели там раскопки и нашли множество артефактов: монеты, пуговицы, украшения, пряжки от ремней, глиняную посуду, орудия труда, полуразрушенные жилища. Все относилось к X–XI векам. Возможно, враг сначала напал на населенный пункт возле Менки и только потом двинулся к реке Немиге, где и произошла кровавая битва. Поселение постепенно пришло в упадок и потеряло свою значимость. А в районе слияния Свислочи и двух рукавов Немиги в конце XI — начале XII века возвели крепость с замком и основали Менск-2. В строительстве замчища, скорее всего, участвовали переселенцы из городища Менск, которые принесли с собой старый топоним.
При раскопках внутри Минского замчища археологи нашли фундамент непостроенного храма. В древности его заложили, но почему-то засыпали землей. Там обнаружены захоронения людей, что нетипично для таких объектов.
Крепость-легенда
Замчище раскинулось в районе нынешнего пр. Победителей (примерно между входом на ст. м. «Немига» и Дворцом спорта). С трех сторон его окружала вода, с четвертой примыкала топкая болотистая местность. Шестиметровые насыпные валы укреплялись бревнами, тщательно скреплялись, засыпались песком и камнями. Въездная брама с несколькими парами дубовых дверей и подъемных решеток прочно закрывалась. Крепость оказалась неприступной: за все время существования ее так никто и не завоевал. К сожалению, основная часть артефактов замчища осталась в земле под пр. Победителей, и у археологов впереди большое поле деятельности. Но кое-что порой находили и местные жители.
— Я была школьницей, мы с отцом часто гуляли по Минску пешком, — поделилась воспоминаниями жительница столицы Галина Якшук. — Он показал мне место на Замковой горе, где, играя в войну, они с друзьями нашли в земле клад старинных монет. И сообщили об этом взрослым. А еще папа застал Немигу, текущую по городу. В верхнем течении во время дождей или половодья она бежала ручьями, которые доставляли минчанам много неприятностей: вскрывали деревянные настилы, затапливали дворы, улицы, подвалы и нижние этажи домов. Когда реку полностью убрали в коллектор, разливы прекратились.
Вдоль по Захарьевской
На площади Независимости самое главное здание — Дом правительства, построенный в середине 1930-х. Но мало кто знает, что было на этом месте раньше. Маргарита Круковская, коренная минчанка в пятом поколении, поведала:
— Моя бабушка по материнской линии Вера Антоновна Красницкая в конце XIX — начале XX века жила с родителями, братьями и сестрами на ул. Захарьевской (сейчас Советская). Она рассказывала, что их дом с подворьем находился как раз там, где сейчас Дом правительства. Рос большой сад, имелось хозяйство. По соседству стояли такие же деревянные хаты.
Кроме них на улице располагались доходные дома в несколько этажей, гостиницы, магазины, рестораны, банки. Жизнь кипела.
— Прадед Антон Красницкий служил в Минске почтовым чиновником и любил азартные игры, — продолжила собеседница. — Нередко его привозили домой из казино в одном нижнем белье (остальное было проиграно). А когда предку везло, возвращался с деньгами и подарками.
Вера Антоновна училась в женской гимназии, где царили самые строгие порядки. Не разрешалось надевать юбки со шлейфами, а также прогуливаться — «Боже упаси!» — в районе пересечения Губернаторской (сейчас ул. Ленина) и Захарьевской, потому что там обитали девицы легкого поведения.
— Но любопытные барышни, — продолжает рассказ М. Круковская, — рискуя быть изгнанными из учебного заведения, все равно туда ходили и за путанами наблюдали. Зная это, с дозором выходила их классная дама, и горе было той гимназистке, что попадалась ей на глаза!
Сколько еще неизвестного или забытого хранит в себе Минск?
Наверное, каждый их нас мог бы рассказать о родном городе что-то свое, интересное. А еще лучше — записать и оставить потомкам.
Фото автора, Сергея Лукашова и Сергея Пожоги