Скрещение судеб: супруги Моссэ о науке и любви с первого взгляда
Супруги Моссэ вместе уже 57 лет. Немногим меньше трудятся они в своих научных институтах. И говорят, что не устали ни друг от друга, ни от работы. О секретах семейного счастья беседовала корреспондент агентства «Минск-Новости».
Сегодня профессор, доктор технических наук, главный научный сотрудник Института тепло- и массообмена им. А. В. Лыкова НАН Беларуси Альфред Моссэ и заведующая лабораторией генетики человека Института генетики и цитологии НАН Беларуси, доктор биологических наук, профессор Ирма Моссэ — известные и признанные специалисты в своих областях. У них сотни научных публикаций и десятки учеников. Но кто знает, добились бы они таких успехов, если бы не нашли друг друга?
С первого взгляда и навсегда
Ирма Борисовна и Альфред Львович — коренные минчане. Окончив СШ № 10 с серебряной медалью, Ирма сразу поступила на биофак БГУ, а после решила продолжить учебу в аспирантуре. Альфред Моссэ, выпускник Высшего военно-морского инженерного училища им. Ф. Э. Дзержинского, стал аспирантом после 5 лет службы инженером-механиком на Балтийском флоте, где участвовал в обнаружении и уничтожении мин.
Познакомились они у своих друзей в 1959 году. Как признаются оба, это была любовь с первого взгляда. Но родители Ирмы, старшие братья и сестра сначала не одобрили кандидатуру ее избранника. В высоком красавце с военной выправкой заподозрили донжуана, который не способен сделать их Ирму счастливой. Подавляя чувства, девушка избегала Альфреда, старалась не попадаться ему на глаза. Но молодой человек проявлял настойчивость, и однажды она решила: больше бегать от него не станет. Им было легко и интересно вместе, и спустя год они решили пожениться.
Платье и фату невесте сшили из капроновых шарфов, за которыми ездили в Вильнюс. А совместную жизнь супруги Моссэ начинали в маленькой комнате в общежитии для аспирантов на ул. Академической.
— Мы были молоды и счастливы. Трудности преодолевали легко, — говорит Альфред Львович. — На пол положили подаренный на свадьбу ковер, старый шкаф я отшлифовал до блеска и покрасил лаком, повесили занавески на окно. И обстановка казалась уютной. Бедность не угнетала, поскольку тогда все жили небогато.
В общежитии родился их первенец, Павел. Второго сына, Костю, через пять лет из роддома привезли уже в новую квартиру.
Они не были строгими родителями.
— Меня многие упрекали за то, что все сыновьям разрешала, — рассказывает Ирма Борисовна. — Это не так, ограничения были. Но я считала: как дети могут чему-нибудь научиться, если им все запрещать? Избегала категоричности, приказного тона, стремилась объяснять, уговаривала, но никогда не заставляла.
Несмотря на занятость, в семье Моссэ всегда находили время ходить вместе в бассейн, посещать школу закаливания, кататься на лыжах. Отпуск старались проводить на море.
Оба считают огромным счастьем, что сыновья выросли порядочными людьми, нашли себя в профессии, создали хорошие семьи. Павел стал архитектором, Константин — генетиком. Радуются Ирма Борисовна и Альфред Львович и успехам внуков. Екатерина Моссэ — студентка МГЛУ, уже член Союза писателей Беларуси. Борис учится в Университете Витовта Великого в Каунасе, мечтает быть эмбриологом.
Возвышенное и земное
Альфред Львович и Ирма Борисовна становились кандидатами, потом докторами наук, получали профессорское звание с разницей в несколько лет.
— Супруг всегда подталкивал меня к профессиональному росту, чтобы защищала диссертации, писала научные работы, соглашалась на служебные командировки, стажировки, преподавание. Он оставался с сыновьями, и я была спокойна за них, — отмечает Ирма Борисовна.
— Я считаю, наука нас объединяла, скрепляла наш брак, — добавляет Альфред Львович. — Наука — это творчество, оно спасает семейную жизнь от рутины. За время командировок и стажировок успевали соскучиться друг по другу, хотелось побыть вместе, поделиться впечатлениями. И если мы ссорились, то чаще всего на почве быта, который не очень жалуем, хотя все делаем.
И Альфред Львович, и Ирма Борисовна побывали в командировках в Италии, Бразилии, Ирландии, Канаде, Японии и других странах. Но желания уехать куда-то из Беларуси навсегда у них ни разу не возникало. Всегда тянуло домой. В сложные 1990-е годы купили в деревне дом-развалюху с участком, постепенно привели в порядок, обустроились. Сейчас с удовольствием проводят на даче лето. Альфред Львович косит траву, вскапывает землю, плотничает. Ирма Борисовна занимается огородом и цветами. А еще у них есть собака, которой тоже требуется уделять внимание и время.
Супруги Моссэ не по возрасту молодо выглядят. Ирма Борисовна признается: муж всегда поощрял ее к тому, чтобы она ухаживала за собой и следила за внешностью. И она прислушивалась к его советам, стремилась быть в форме. Наверное, поэтому Альфред Львович и сегодня не забывает дарить жене цветы.
— Многие ли женщины могут похвастаться, что их первая любовь стала любовью всей жизни? — задает Ирма Борисовна риторический вопрос. — А вот со мной это случилось.
Прожив вместе 57 лет, они не потеряли интереса друг к другу. Любят иногда сходить в ресторан, потанцевать на корпоративных вечерах, чем-то друг друга порадовать. А еще Ирма Борисовна играет на фортепиано, немного на гитаре, сочиняет стихи. Записала диск с авторскими песнями в своем исполнении. Недавно вышел ее поэтический сборник «Звездная девушка».
— Иногда по ночам вижу необычные, удивительные сны, — признается Ирма Борисовна. — Однажды приснилась звездная девушка, которую я никак не могла забыть. И сами собой родились стихи.
Если стихи рождаются, значит, это кому-нибудь нужно. И это замечательно.
Фото Сергея Лукашова и из семейного архива семьи Моссэ