Сквозь цензуру власти и оскорбительный фельетон. Как вышел на экраны фильм «Дама с собачкой»
Актер Алексей Баталов изменил внешность и походку, чтобы сняться в этой картине. А, встретив в компании профессиональную журналистку Ию Саввину, пригласил в кино и кардинально изменил ее судьбу. Как снимался фильм «Дама с собачкой» — читайте в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
О чем кино
Девятнадцатый век. Мимолетное общение в курортной Ялте Дмитрия Гурова и Анны Сергеевны перерастает в глубокие чувства. Вернувшись, влюбленные продолжают встречаться, открывая для себя мир благих, но ложных надежд на совместное будущее. Он женат и разводиться не собирается. У нее тоже есть семья…
Фельетон в «Крокодиле»
Свой первый фильм — «Песнь о металле» — уроженец Минска Иосиф Хейфиц снял после окончания Ленинградского техникума экранного искусства в 1927 году. Последнюю картину «Рядовой случай» режиссер создал в 1993-м, когда ему было около 90 лет! Сложно говорить о самом плодотворном периоде его творчества, ведь оно продолжалось на протяжении почти всего существования советской власти.
Стоит отметить 1950-е. Тогда появились в прокате его блестящие ленты «Большая семья» (1954), «Дело Румянцева» (1955), «Дорогой мой человек» (1958). Их по праву считают золотым фондом кино СССР. Во многом на их возникновение повлияла хрущевская оттепель. Тогда с экрана разрешили говорить о необоснованных обвинениях людей в преступлениях, которых они не совершали, о махровом бюрократизме советских чиновников и так далее. Правда, помимо склонности к социальной тематике, Хейфиц вынашивал идеи экранизации классики. Он много лет мечтал перенести на экран рассказ Антона Чехова «Дама с собачкой». Ведь истории любовных треугольников и быстрых изменений в личной жизни постановщик мог почерпнуть из собственного опыта.
В первый год войны Иосиф Ефимович уехал с сыном в Ташкент, стал художественным руководителем эвакуированной киностудии. Супруга, актриса Янина Жеймо, покинула Ленинград чуть позже. Пошли слухи, что ее состав попал под бомбежку, а она погибла. На деле все оказалось иначе. Его жена два месяца добиралась до Ташкента на перекладных. Когда же Янина появилась на пороге дома, где находились ее муж и ребенок, выяснилось: Иосиф вступил в брак с Ириной Светозаровой и возвращаться к «воскресшей» Жеймо не намерен.
В 1950-е руководство «Ленфильма» категорически не хотело запускать «Даму с собачкой» в производство. Маститый постановщик со своей просьбой опостылел директору студии настолько, что тот в 1958-м обратился к знакомому корреспонденту сатирического журнала «Крокодил», который настрочил фельетон. Его суть сводилась к тому, что в то время, когда страна семимильными шагами шла к коммунизму, режиссер Хейфиц из кожи вон лез, чтобы снять картину по незначительному рассказу Чехова о неверности. После такой публикации во всесоюзном издании о постановке можно было забыть.
Но случился неожиданный поворот. В 1960 году страна готовилась отметить 100-летие Антона Павловича. К подобным датам принято делать что-нибудь грандиозное. Вспомнили об Иосифе Ефимовиче с его заявкой. Правда, одобрили ее не сразу. Рассказ состоит всего из 15 страниц. Создавая сценарий, Хейфиц дополнил его эпизодами из других произведений писателя. Такая интеграция устроила не всех.
Счастливый случай
Алексей Баталов родился в потомственной актерской московской семье. Он обладал внешностью интеллигента. В то же время в начале карьеры ему часто доставались роли трудяг. Парень с аристократическим обликом играл ребят с рабочих окраин. Можно сказать, появился новый тип пролетария в советском кино. Примечательно: начиная с картины «Большая семья», Баталов вошел в актерские ансамбли всех лент Хейфица. На «Ленфильме» ходили слухи, будто Алексей — внебрачный сын режиссера! Памятуя его последние роли трудяг, худсовет студии воспротивился, когда постановщик выступил с предложением, чтобы Баталов сыграл Гурова. Все же речь шла о XIX веке, о дворянине.
Тем не менее артист постепенно входил в образ. Он отрастил чеховскую бородку, начал носить обувь на несколько размеров больше, сутулиться и облачаться в старый френч. Однажды в трамвае его узнал ленинградец и написал в газету письмо: мол, известный актер позволяет себе публичную распущенность, не бреется, одет неопрятно, наверное, пьет. Когда приехали в Ялту отбирать объекты для съемок, возрастная дама, которая помнила живого Чехова, увидев Баталова в гриме, воскликнула: «Боже, как вы похожи на Антона Павловича! Даже косолапите, как он». Словом, Алексея утвердили.
Долго искали кандидатуру на роль Анны. Зритель должен был увидеть девушку из прошлого столетия, воспитанную на литературе. Как раз в тот период состоялся режиссерский дебют Баталова. Он создал ленту «Шинель», где Ролан Быков сыграл главную роль. Последний руководил самодеятельным театром МГУ. Однажды на день рождения пришли все его воспитанники, там находился и Алексей Владимирович.
Ия Саввина тоже заглянула на огонек. Она оканчивала факультет журналистики Московского государственного университета, и ее уже ждало место редактора в одном из детских издательств. Баталов спросил у нее: «Не хотите сняться в кино?». Она ответила: «Нет». Тогда артист произнес волшебную фразу: «Дама с собачкой». Это решило все. Коллеги считали сумасшествием брать непрофессиональную актрису на сложную роль. Но она справилась лучше мастеров сцены. После премьеры Саввину пригласили работать в Театр Моссовета! Действительно, крен в судьбе.
Коллеги против
Съемки картины проходили в Ялте и Ленинграде. На ул. Куйбышева выстроили декорацию типовой церквушки, пустили конку. В павильоне «Ленфильма» построили декорации зала провинциального оперного театра. Такой размах в те времена никого не удивлял.
Несмотря на отсутствие специального образования, Ия Сергеевна справлялась отлично. Правда, однажды ей необходимо было в кадре войти в ступор. Всегда вежливый Хейфиц неожиданно отчитал дебютантку оскорбительным тоном. Когда на ее глазах появились слезы, он скомандовал: «Мотор!». Сцену сняли мгновенно. Постановщик извинился перед девушкой, признавшись, что позволил себе выволочку, дабы вытащить из нее нужную эмоцию.
Члены съемочной группы намучились с той самой собачкой — шпицем по кличке Джилли. Он хаотически гавкал, срывал дубли. Баталов намотал поводок на руку, потянул, да так, что пес испытал шок. Пока это состояние у четвероногого не прошло, передал поводок Саввиной. Так сняли сцену прогулки по набережной.
Поскольку тема ленты лирическая, а не индустриальная, ей дали 2-ю категорию. Это подразумевало, что кино не выдающееся. Тем не менее зарубежные коллеги не разделяли подобного мнения. Картиной восхищались Федерико Феллини и Ингмар Бергман. Фильм получил приз на XIII МКФ в Каннах (Франция), там же Ию Сергеевну наградили за лучшую женскую роль. На фестивале в Лондоне Хейфица удостоили диплома за режиссуру, а кино — премии BAFTA (английский «Оскар»). На форуме в Хельсинки (Финляндия) за лучшую мужскую роль наградили Баталова. «Даму с собачкой» закупили для показа 62 страны.
Еще материалы рубрики:
Ползучий саботаж и бесконечные пьянки. Как снимался многосерийный фильм «На всю оставшуюся жизнь»
Цензура от «Мосфильма» и угрозы увольнением. Как снимался фильм «Охота на лис»
Навязанные актеры и конфликт за кулисами. Как снимался советский фильм «Сережа»
«Иду искать» и «Корабль пришельцев». Как белорусы через секретность и цензуру покоряли кинокосмос
Во время съемок «Фантазий Фарятьева» режиссер запрещал Андрею Миронову пользоваться гримом
Смотрите также: