Смерть актера среди декораций. Как снимали фильм «Живет такой парень»
Смерть актера среди декораций, служебный роман Василия Шукшина и Беллы Ахмадулиной. Как проходили съемки фильма «Живет такой парень» – в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
О чем кино
Главный герой ленты — водитель грузовой машины Пашка Колокольников, человек с распахнутой душой, вечно пребывающий в поиске девушки, отвечающей его идеалу. Мечтательному и жизнелюбивому юноше попадаются разные попутчики, и каждый пытается раскрыть свой взгляд на смысл жизни.
Однажды на нефтебазе, куда Паша прибыл, случается пожар. Он едва успевает предотвратить катастрофу, выведя пылающий грузовик за пределы территории, где хранятся горючие вещества. Все считают его героем, а сам он не видит в поступке ничего выдающегося.
Знаменитый дебютант
Первой работой режиссера Василия Шукшина в кино стала короткометражка «Из Лебяжьего сообщают». А первый полнометражный фильм — «Живет такой парень». Правда, к 1963 году, когда картину запускали в производство, начинающий постановщик уже был знаменитостью в СССР. Снялся в 11 лентах, сыграл главную роль в драме «Два Федора», исполнил яркие роли второго плана, например в кинокартинах «Когда деревья были большими», «Простая история». К тому же произведения Василия Макаровича публиковали в журналах «Новый мир», «Смена». Словом, алтайский самородок, как Тунгусский метеорит, приземлился в культурном пространстве Москвы в телогрейке и кирзовых сапогах, не давая покоя многим завистникам.
Сценарий первого полного метра режиссер решил написать по мотивам собственных рассказов «Коленчатые валы» (1961), «Гринька Малюгин» (1962), «Классный водитель» (1962), «Внутреннее содержание» (1963). Главный герой картины Пашка Колокольников ищет свой идеал. Эта линия фильма во многом автобиографична, так как к моменту съемок автору было 35 лет, за плечами — два неудачных брака, да и третий, с актрисой Лидией Чащиной, трещал по швам. Как раз после премьеры этой ленты он встретил Лидию Федосееву, с которой прожил до своей смерти в 1974 году. У пары родились две дочери — Маша и Оля.
Сценарий понравился худсовету студии самобытностью. Но к автору была претензия: главный герой не совершает ни трудовых, ни гражданских подвигов, а просто плывет по течению. И тогда Шукшин придумал пожар на нефтебазе, после которого его главный персонаж Пашка стал гордостью района.
«Я ж не собака»
Когда сняли кинопробы, редколлегия долго не могла выбрать актеров на главные роли из предложенных кандидатов, а Шукшин, не умевший вести дипломатичные разговоры, сидел в сторонке, как волчонок, словно готовился к драке. Секрет растерянности комиссии в том, что с диалогами, прописанными столь блестяще, сложно выбрать кого-то из исполнителей. В итоге роль Колокольникова досталась Леониду Куравлеву. Шукшин и Куравлев дружили со студенческих времен. Актер снялся в первой короткометражке режиссера. Семьи ходили друг к другу в гости. Это продолжалось до 1972-го. Потом Леонид Вячеславович отказался от главной роли Расторгуева в картине «Печки-лавочки», так как был занят на съемках «Семнадцати мгновений весны» Татьяны Лиозновой и в ленте «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» Станислава Говорухина. Шукшин прижал актера к стенке в коридоре «Мосфильма», а тот сказал, что Расторгуева никто не сыграет лучше, чем он сам. И оказался прав. Тем не менее отношения между ними перестали быть столь дружескими, как ранее.
Еще одну заметную роль, библиотекаря Насти, исполнила Лидия Чащина, на тот момент супруга режиссера. Она, как и Лидия Федосеева-Шукшина позже, признавалась, что ревнивый муж не пускал ее на кинопробы к другим постановщикам, разрешал сниматься только в его лентах. Кроме того, по словам Лидии, был домашним тираном. В то же время не брезговал адюльтерами. Например, в этой картине роль журналистки, пришедшей брать интервью у главного героя после пожара, доверили поэтессе Белле Ахмадулиной. Василий Макарович говорил супруге, что она нужна ему, чтобы войти в круг московских литераторов. Белла действительно познакомила Шукшина с Евгением Евтушенко, другими представителями литературной элиты с предварительным условием — он купит себе костюм, туфли и галстук, которые он ненавидел, повторяя: «Белла! Зачем мне ошейник? Я ж не собака!» Между рафинированной Ахмадулиной и по-деревенски прямолинейным Шукшиным завязался роман. Разные полюса тянуло друг к другу. Но длилось это недолго.
Как и во многих других фильмах режиссера, одну из ролей исполнил Иван Рыжов. В эпизоде снялся никому тогда не известный Родион Нахапетов.
Когда зашла речь о кандидатуре актера, способного сыграть напарника Пашки, Чащина посоветовала пригласить своего преподавателя из театрального вуза Бориса Балакина. Актер не думал, что роль станет для него роковой.
Лев святого Марка
Картину снимали на родине режиссера на Алтае и в павильонах Киностудии имени А. М. Горького.
Во время съемок в Москве в павильонах случилась трагедия. Все ушли на обед, а Борис Балакин сказал, что не хочет идти, и остался. По возвращении его обнаружили мертвым среди декораций. Оказалось, 50-летний актер не хотел подводить группу и пять дней приходил сниматься больным, с высокой температурой. Сердце не выдержало нагрузки. Начальство настаивало, чтобы всю линию с персонажем умершего актера пересняли с другим исполнителем, так как недоставало нескольких эпизодов. Но Шукшин переписал сценарий таким образом, чтобы отснятый с Борисом Ивановичем материал выглядел завершенным.
По идеологическим соображениям показ фильма изначально запретили в Москве. Премьера состоялась в Воронеже в мае 1964 года. Шукшин писал сценарий и снимал ленту о человеке с открытой душой, слегка наивном и даже простодушном, каких тогда было немало в глубинке. Но именно это оказалось слабым местом картины. Вместо сочувствия и симпатии все ребяческие реплики главного героя вызывали смех в зале. А ведь автору и в голову не приходило, что он сделал комедию. Каждый смешок его ранил. К тому же критики обрушились на постановщика за то, что он воспевал малограмотность героя, что якобы недопустимо в век технического прогресса. Обвиняли Шукшина и в чрезмерном идеализировании простоты его персонажей, после чего быть образованным и интеллигентным казалось неудобным.
Тем не менее в том же 1964-м фильм получил приз «Лев святого Марка» на Венецианском кинофестивале. Ни режиссера, ни исполнителей главных ролей из страны не выпустили. За призом в Италию прокатился кто-то из чиновников Госкино СССР.
Еще материалы рубрики:
Главную роль в фильме «Успех» должен быть сыграть Гостюхин, но победил Филатов
«Гори, гори моя звезда». Как Олег Табаков спас фильм, который запретили к показу
«Вас ожидает гражданка Никанорова». На съемках этого фильма едва не погиб режиссер
«Интервенция». Как снимали легендарный фильм
Смотрите также: