«Сначала смотрел познавательные ролики на YouTube». Как минские школьники становятся увлеченными астрономами
В этом году минская команда юных астрономов, состоявшая из пяти мальчишек и девчонок, завоевала на республиканском этапе предметной олимпиады три диплома I степени. Команду, выступавшую на олимпиаде, возглавляла учитель гимназии № 18 Анна Леонец. А в число лучших столичных знатоков этого предмета вошел ее воспитанник — десятиклассник Федор Лебедев. Корреспондент агентства «Минск-Новости» узнала у А. Леонец, как столичные школьники готовились к выступлению на олимпиаде.
— Я преподавала в классе, где учится Федор. Разглядела у парня интерес к точным наукам, особенно к астрономии, — рассказывает А. Леонец. — Обнаружить такое увлечение можно на уроках физики, если задавать ребятам тематические вопросы. Ответы тех, кто интересуется небесными телами, будут выделяться. Школьники изучают астрономию в 11-м классе, но для того чтобы подготовиться к олимпиадам, нужно начинать занятия намного раньше. Федор участвует в состязаниях с 8-го класса, тогда же мы начали готовиться. Первым достижением парня стал похвальный отзыв на городском этапе, затем — диплом III степени, а в этом году он получил диплом II степени и стал участником республиканской олимпиады наравне с учащимися 11-х классов.
На первый взгляд астрономия кажется очень абстрактным предметом —слишком уж далеки от нас небесные тела.
— C астрономическими явлениями мы сталкиваемся ежедневно, — не соглашается с таким утверждением преподаватель. — Существуют телескопы и специальная компьютерная программа, позволяющая наблюдать за звездами в режиме реального времени. Многие объекты можно увидеть невооруженным глазом. Но для участников предметных олимпиад одних наблюдений недостаточно — необходимо знать расположение звезд и созвездий на небе, их названия. К этому должны прилагаться глубокие познания математики и физики, без них на астрономии делать нечего. Взаимодействие звезд между собой — что это, как не закон всемирного тяготения? Также работаем со степенями, с логарифмами, интегралами, дифференциалами, математическими преобразованиями. Словом, участники республиканского этапа предметной олимпиады уже знакомы со многими разделами вузовских программ.
— Настраивая ребят на соревнования, я подчеркивала, что, вне зависимости от занятых мест, они уже победители, — говорит руководитель команды. — Ведь они прошли отборочный и городской этапы, стали лучшими, завоевали право участвовать в республиканской олимпиаде. Это немалое достижение!
Федор Лебедев, учащийся 10 «А» класса:
— Как я увлекся астрономией? Сначала смотрел познавательные ролики на YouTube, заинтересовался. В 8-м классе узнал, что этот предмет можно серьезно изучать в школе. Приступил к занятиям. Думаю, я добился определенных успехов.
Наблюдать за звездами очень люблю, но не в планетарии, а вживую. Летом каждую неделю стараюсь выезжать за город, чтобы увидеть созвездия летнего неба — самые яркие и интересные. Любимое — Орион, из зимнего неба. Оно мне интересно, потому что там очень характерные звезды и много объектов из каталога Мессье.
На олимпиаде самым сложным заданием был практический тур: нужно знать звезды, их расположение, взаимосвязь с небом Северного и Южного полушарий, объекты Мессье — галактики и скопления.
Сегодня астрономия для меня — это увлечение. Но я знаю, что можно получить и связанную с ней профессию.
Справочно
Каталог Мессье — список из 110 астрономических объектов, составленный французским астрономом Шарлем Мессье и впервые изданный в 1774 году. Изучая кометы, Мессье поставил перед собой цель — создать перечень неподвижных туманностей и звездных скоплений, которые можно спутать с этими небесными телами. В список попали разнородные астрономические объекты: галактики, шаровые скопления, эмиссионные туманности, рассеянные скопления, планетарные туманности.
Фото Алексея Столярова
Смотрите также: