Снял самый знаменитый в СССР фильм-катастрофу. Вспоминаем режиссера Александра Митту
Учился на архитектора, рисовал карикатуры для журнала «Крокодил» и снял самый знаменитый в СССР фильм-катастрофу. Вспоминаем кинорежиссера Александра Митту с корреспондентом агентства «Минск-Новости».
Страх по наследству
Настоящая фамилия Александра Наумовича — Рабинович. Он родился в 1933 году в Москве. Отец, Наум Яковлевич, работал ведущим инженером на автозаводе имени Лихачёва. Стажировался на производствах «Форда» в Америке. В 1930-е часто репрессировали тех, кто ранее ездил за рубеж. Поскольку Наум Яковлевич являлся первоклассным специалистом, директор завода Иван Лихачёв спасал друга и соратника от тюрьмы более десяти раз. К сожалению, беда не обошла семью стороной. Когда Саше было три года, арестовали мать Липу Израилевну, уроженку поселка Зельва Гродненской области, якобы за антисоветские высказывания. Вернулась она лишь спустя 11 лет, в 1947-м, но не в Москву, а за 101 км от столицы, где вскоре умерла. «У меня не было привычки к маме, — признавался режиссер. — Только когда она умерла, я понял, что потерял. После окончания школы и до самой смерти Сталина в марте 1953 года я был точно уверен, что меня тоже посадят. Потому что у меня все сидели. Кроме мамы все ее сестры». Именно они в 1951-м посоветовали Саше поступать в Московский инженерно-строительный институт.
Поскольку юноша прекрасно рисовал, архитектор Константин Мельников сделал его своим учеником. Но еще на втором курсе молодой человек понял, что его призвание в ином. Строительный вуз он окончил. Однако, будучи студентом, рисовал карикатуры и иллюстрации для журналов. Именно редактор «Крокодила» сказал ему, что фамилия Рабинович в сатирическом журнале — это слишком. Предложил взять псевдоним. С ним на курсе училась дочь чувашского поэта Василия Митты. Этой фамилией он и стал подписываться. Возможно, не без самоиронии: митта — название погребальных носилок на похоронах ортодоксального еврея. Когда жизнь начинается, кажется вечной, молодые склонны к черному юмору.
К мэтру на дом
Книжная, журнальная графика интересна, но кино подкупало загадочностью. Робким юношу не назовешь. В 1956 году он заявился к знаменитому режиссеру Михаилу Ромму прямо на квартиру со стопкой собственных карикатур. Рассказал, как обожает кино. Мастера насмешили рисунки, он оценил живость воображения и принял Александра на свой режиссерский курс во ВГИКе. Однокашниками Митты были Андрей Тарковский и Василий Шукшин.

На съемках ленты «Друг мой, Колька!..» (1961 год)
В конце учебы, в 1960-м, студентам выделили пленку на дипломную короткометражку. Александр с сокурсником Алексеем Салтыковым решили объединить технические ресурсы и снять в соавторстве полный метр! На «Ленфильме» им предложили сценарий «Полосатый рейс»! Потом опомнились: слишком сложно для дебютантов. Тогда Александр Птушко на «Мосфильме» посоветовал экранизировать пьесу Александра Хмелика «Друг мой, Колька!..». Она с успехом шла в театрах. В первоначальной версии в финале ленты, как и в пьесе, школьники ехали отдыхать на Кавказ. Готовую картину увидел Хрущёв, сказал, что фильм хороший, но ребята должны направляться не на море, а на сельхозработы. Велел переснять финал. Митта рассказывал, что на премьере после показа единственный раз в его жизни зрители встали и аплодировали 20 минут.
Александр Наумович отказывался жить в прошлом и всегда умел отгадывать завтрашний день в силу своего поразительного любопытства. Как истинному шестидесятнику, ему было интересно сняться в лентах друзей. Он появился в эпизодах картин «Мне двадцать лет», «Июльский дождь» Марлена Хуциева, снимавшего фильмы о современниках. Однако двигался по своей траектории.
Чернокожий Высоцкий
В Союзе было немало прекрасных постановщиков, которые шли проторенным путем. Одни снимали только комедии, другие — военные фильмы. После ряда детских лент — «Без страха и упрека», «Звонят, откройте дверь», «Точка, точка, запятая…» — Митта более не повторялся в жанре и стилистике. Каждый раз словно начинал профессиональный путь с чистого листа. Искал свежие формы режиссерского искусства.
Посудите сами. Разве не парадоксальна картина «Гори, гори, моя звезда», в которой Олег Ефремов сыграл странного художника, а Олег Табаков — идеалиста, служителя Мельпомены? Отчасти бурлеск. А потом сразу драматическая сказка «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил», с чернокожим Высоцким в главной роли! Следом — фильм-катастрофа «Экипаж». Непостижимую для коллег жанровую ленту разбирали в Голливуде, стараясь понять, как удалось сделать столь реалистичное полотно. А сразу за ним — совершенно другой фильм, выпадающий из ряда советских кинотрадиций, — «Сказка странствий». Трагическая притча о сражении с драконом, об ожидании чумы, о путешествии ученого-философа Орландо в исполнении Андрея Миронова! Примечательно, что соавтором сценария всех четырех перечисленных разножанровых картин стал сын минчанина Валерий Фрид. Хоть Митта никогда не работал в белорусском кино, но незримо присутствовал. Например, главный редактор «Беларусьфильма» в 1990-е и в начале 2000-х, Евгений Таганов, был его учеником во ВГИКе. А когда потом раз в пять лет сам Евгений Иванович набирал маленький, из 6–11 человек, курс сценаристов в Минске, периодически возил их на лекции Александра Наумовича в Москву. Мастер был только за!

«Экипаж» (1979 год)
В 1990-е режиссер преподавал в Европе и Соединенных Штатах Америки, написал потрясающий учебник по сценарному мастерству и режиссуре «Кино между адом и раем». Креативная энергия автора выплескивается со страниц. Жаль, ей нельзя обучить, в отличие от технологий кинопроизводства.
На родину Митта вернулся с триумфом, сняв в 2000-м сериал «Граница: Таежный роман» — приключенческую мелодраму, которую по сей день не могут превзойти коллеги. Вскоре последовали новые работы: криминальная драма «Раскаленная суббота», ленты «Лебединый рай», «Шагал — Малевич», демонстрирующие разноплановость творческого подхода.
14 июля 2025 года в возрасте 92 лет Александр Наумович ушел из жизни.
Фото из интернета
Еще материалы рубрики:
Медсестра из сериала «Солдаты» родом из Минска. Кем мечтала стать и чем увлечена сегодня Фадеева
«Артеку» — 100 лет: как главный пионерский лагерь СССР создавал традиции детского отдыха
На остановке остановите, пожалуйста! Все что вы не знали об истории маршрутных такси в Минске