Собирает антиквариат и выпиливает дупла: минская художница переехала в деревню и продолжает творить
Мох, растения и палочки из леса Ксения Гунина-Авербург использует в своей работе наряду с акрилом и элементами текстиля. Обыграть все красиво помогает опыт. Как можно выдавать по готовому скетчу каждый день и чем для художницы ценна белорусская мифология, читайте в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
«Тут даже время течет медленнее»
Ксения всегда тянулась к природе, и максимального единения с ней удалось достичь порядка пяти лет назад. Именно тогда, пресытившись суетой шумного города, семья собеседницы решила обосноваться в деревне Бережно. Селение расположено на границе с Минской областью, рядом поселок, изюминкой которого по праву считается Мирский замок.
— Нам нравится атмосфера, которая царит в деревне. Кажется, что здесь и время течет по-другому — медленнее. Плюс ко всему, тут живут очень интересные люди. Правда, они в большинстве своем от искусства далеки, из-за чего моментами появляется тоска по общению с творческими людьми. Чтобы утолить этот голод, периодически приезжаю в Минск: принимаю участие в городских выставках, встречаюсь с единомышленниками, — улыбается Ксения. — Мне нравится, что в диалогах со столичными художниками всегда есть понимание — тебе не нужно объяснять, о чем именно ты говоришь, потому что собеседники и так улавливают посыл. Кроме этого, их слова дают возможность посмотреть на себя со стороны. А это стимулирует как личностный, так и профессиональный рост.
Что касается инструментов для работы, долгое время собеседница довольствовалась холстом, кистями и акрилом. При этом она упорно хотела добавить своим произведениям тепла и тактильности. Чтобы реализовать задумку, Ксения решила обратиться к текстилю. Стала добавлять в работы вышивку. Потом — дерево. Со временем ей удалось нащупать идеальную формулу слияния всех этих материалов.
Интересно, что ранее Ксения пробовала себя даже в амплуа так называемого цифрового художника — работала digital-иллюстратором. Изображения, созданные специально для фондов помощи животным, представители организаций используют по сей день. Свою лепту художница вносила и в развитие некоторых журналов (детских, а также посвященных ЗОЖу), которые ранее выпускались в столице.
Вернемся к текущему курсу творчества собеседницы: центральной темой ее работ остается взаимосвязь человека с природой. Значительное внимание Ксения уделяет вопросам экологии. А после рождения ребенка стала раскрывать через призму природы и вопросы материнства.
Вдохновение и привычка
Периодами художница обыгрывает в своих арт-произведениях белорусскую мифологию.
— Это наши корни. Мне кажется, нельзя создать что-то новое, не погрузившись в то, на чем строится любая культура любого народа. Поэтому мифологию я очень люблю, причем не только белорусскую, — отметила художница. — Ровно так же для меня интересно изучение различных религий, шаманизма. Обретенные знания я в последующем использую в творчестве.
И яркий тому пример — арт-объект «Мать природа». При его создании художница вдохновлялась образом Владимирской Богоматери. В готовой текстильной скульптуре обыграла сразу несколько любимых тем, а до аудитории хотела донести следующее: природа всегда остается вне религии и имеет одинаковую значимость для людей.
— Технически работа получилась сложной: там и войлок, и акрил, и деревянный элемент (лодка, на которой плывет Мать природа). Чтобы сымитировать лесную текстуру, лишайники и мхи, использовала вышивку. А еще дополнила композицию бубенцами (хотела, чтобы скульптура была «говорящей»), — рассказала Ксения.
Возвращаясь к белорусской мифологии, Ксения упоминает свои скетчи, которые готовились в рамках челленджа. Прародителем активности стал всемирно известный Inctober — проект, участвующие в котором художники со всего мира ежедневно в течение октября рисуют и публикуют в соцсетях работы, объединенные одной темой. На основе челленджа собеседница придумала свой и назвала его «Маляваннік». Каждый день художники, которые захотели присоединиться, рисовали персонажей из белорусской мифологии.
— Многие люди даже не знали некоторых героев. Поэтому в отдельных моментах творческому процессу предшествовало изучение того или иного персонажа. Сама я отрисовала приблизительно половину месяца — потом, к сожалению, заболела. Но были, конечно, и ребята, которые продержались 31 день, — делится Ксения.
А как же вдохновение? Каждый день выдавать по скетчу — звучит как задачка со звездочкой. Собеседница ответила, что для такой работы нужно не вдохновение, а привычка и умение получать удовольствие от процесса.
— Ты не можешь постоянно быть чем-то увлечен до такой степени, чтобы перехватывало дыхание. А именно так в моем случае проявляется вдохновение. Обычно оно настигает в путешествиях или, например, после интересного разговора с единомышленниками, посещения новой выставки. А представляет собой мощный поток энергии, — сказала художница.
По словам Ксении, если не высвободить эту силу в нужный момент, потом придется столкнуться с внутренней пустотой. И именно из-за того, какие масштабы присущи данному явлению, вдохновение не может проявляться постоянно — так, по мнению собеседницы, любой художник сошел бы с ума.
— Мне не было тяжело во время челленджа, потому что я стараюсь практиковаться в рисовании регулярно. Если каждый день уделять этому занятию хотя бы десять минут, то тебе не придется в последующем часами сидеть перед белым листом — ты просто возьмешь и сделаешь. Достаточно всего лишь задать себе отправную точку, — заверила художница.
От бессознательного
Иногда у Ксении есть готовая задумка, требующая воплощения. В другие моменты для поиска точки старта она обращает внимание на то, что ее окружает — рассматривает комнату, концентрируется на отдельных предметах и т.д. И вдруг в узоре, нанесенном на обои, замечает очертания определенного персонажа. И понимает: совсем скоро герой оживет. Остается только перенести образ на бумагу и доработать его, детализировать.
Так, например, появился Шляпник. Его черты Ксения рассмотрела в орнаменте отделочной плитки. Начала рисовать — получился путешественник, который носит на голове гору, а за плечами — рюкзак (в нем вместо личных вещей лежит целый дом). Персонаж настолько понравился собеседнице, что в последующем коллекция Шляпников пополнилась еще двумя героями. Один из них изображен с птичкой в руках, а другой держит скворечник. Таким образом художница продемонстрировала природный цикл: каждому дереву нужна своя пернатая, а каждой птице — свое дерево.
— Практически все мои картины, как и эти три работы, идут от бессознательного. Иногда достаточно просто нанести на бумагу пару пятен краски, чтобы положить начало творческому процессу. Дальше включается воображение, — рассказала Ксения.
Аналогичным образом появилась работа «Небесное тело», на которой изображен антропоморфный персонаж, обнимающий шар (солнце). Этой работой собеседница обыгрывает одну из теорий происхождения людей. Версия сводится к тому, что все составляющие человека (железо в его крови, кислород в легких, кальций в костях и т.д.) существовали задолго до появления Земли и когда-то были частью гигантских звезд.
На перспективу: дупла и лопаты для печи
На ряду с воплощенными идеями у художницы есть ряд задумок. Например, она планирует сделать серию дупел, в которых поселит определенных персонажей (вполне возможно, они будут представлять собой текстильные скульптуры). В арсенале художницы уже есть несколько дупел — вместе с мужем выпилила их из поваленных деревьев в лесу. Пока что материал ждет своего часа.
Собирает Ксения, к слову, не только дупла — ее привлекают и всякие палочки, коряги, пни. Для некоторых работ собеседница использует растительность, которую удается найти в лесу. Под хранение материалов природного происхождения на территории ее участка отведен отдельный уголок.
— А еще я коллекционирую вещи, которые сейчас можно назвать раритетными. Жители деревни знают об этом и даже предлагают мне забрать, например, старую прялку. Я с удовольствием соглашаюсь. Им эти предметы не нужны, а мне пригодятся в работе. Так, есть идея разрисовать прихваты и лопаты, которые раньше использовали в процессе изготовления хлеба. Можно даже добавить вышивку. В общем, задумок действительно много. Надеюсь, руки дойдут до воплощения каждой! — заключила Ксения.
Фото из личного архива художницы